Идея поехать в этот паромно-автобусный тур принадлежала
antilla, а я с удовольствием составила ей компанию. Продолжалась поездка неполных пять дней, за которые удалось проехать около 1800 километров по территории Швеции и Норвегии, погулять по их столицам, а также совершить прогулку на кораблике по Нерёй-фьорду, ответвлению знаменитого Согне-фьорда. В отличие от других поездок, я сюда ехала за визуальными впечатлениями, познавательная часть здесь была не самой главной, в отличие от прочих экспедиций. Что из этого вышло, смотрите под катом. Мне многое очень понравилось.
2. В четверг 18 августа мы вместе с
antilla, ее дочкой и подругой дочки погрузились на паром "Изабелла" в Рижском порту. Нам предстояло плыть всю ночь через Балтийское море до шведской столицы. А пока фотографируем виды Старой Риги и порта до тех пор, пока паром не вышел в открытое море. Подробнее покажу отдельно.
3. Рига остается позади. Темная точка под линией берега слева с краю кадра - это бетонный корабль:
4. Теперь можно и сам паром посмотреть. С точки зрения интерьеров - ничего особенного. Поскольку с ночевкой ехала на пароме впервые, было несколько волнительно. Но все в итоге прошло благополучно.
5. Разные интересные мелочи - от сведений о постройке корабля до собак на борту. Немного не поняла, для чего над лестницей было вывешено табло с детской азбукой?
6. Острова и островки при подходе к Стокгольму на следующее утро на фоне воды пронзительной синевы:
7. Первые впечатления от Стокгольма:
8. Проезжаем город - осматривать будем уже на обратном пути через пару дней. Фотографирую через стекло старую и новую архитектуру. Здание справа напоминает мне о Копенгагене - там много похожего построено:
9. С местом в автобусе повезло - досталось на втором этаже перед лобовым стеклом - можно было без помех снимать панорамные виды. Транспортные развязки на окраине города:
10. Участок автобана Стокгольм-Осло:
11. По дороге встречается много мостов и туннелей - от совсем небольших до многокилометровых (последние в основном в Норвегии):
12. Оформление дорожного круга в Швеции на развязке в Karlskoga. Еще видела простые круги в форме плоского зеленого блина и хороводом из 4-5 березок по центру.
13. Едем дальше - ехать нам до Осло больше 500 км в общей сложности. Розовый цвет асфальта напомнил мне мое детство - тогда и в Риге много где был такой:
14. По дороге часто шли дожди, перемежаясь с облачным затишьем. А тут солнце отдельным пятном подсветило хуторок:
15. Даже в дождь и пасмурную погоду встречалось что-то интересное, а если при этом вдруг выглядывали солнечные лучи, то хоть картину маслом писать надо было:
16. Кстати, к вопросу о туалетах. На дверях туалетных кабинок в сетевых ресторанчиках Rasta видны короны. И по чистоте содержания они действительно заслуживали корон, потому что таких грязных туалетов, как в Швеции, я больше нигде в Европе не видела. Особенно отличился туалет перед шведско-норвежской границей (на коллаже внизу):
17. Это уже Норвегия. Сразу после границы идет широкомасштабное строительство дороги, пыль стоит столбом. Оригинальный круг выложен из автомобильных покрышек:
18. Могучий солнечный свет радует взгляд и наполняет душу восторгом:
19. Мосты, фонтаны... край содержится с любовью. На фото слева - мост через реку Glomma на трассе Е18:
20. Как мираж фантастического города вдруг перед тобой возникает Осло. И даже строительные площадки аккуратны и не нарушают общего вида. Город активно застраивается, жизнь здесь кипит:
21. Футуристический вид из 22 века? ;-) Фото сделано с крыши Оперного театра, места, куда я давно мечтала попасть.
22. Оперный театр Осло находится в центре города, на берегу Осло-фьорда в районе Brjørvika. Это крупнейшее общественное здание, построенное в Норвегии со времен возведения Нидаросского собора (ок. 1300 г.). Проектировало архитектурное бюро Snøhetta. Строительство театра продолжалось с 2003 по 2007 г. Снежно-белое здание с его асимметричными изломанными формами напоминает огромный айсберг, приплывший к берегам Норвегии из холодных северных морей. Через стекло отражения наружного вида в сочетании с подсветкой интерьера создают ассоциацию с северным сиянием:
23. В 2008 г. здание оперного театра в Осло получило награду на Всемирном фестивале архитектуры в Барселоне. В 2009 г. театр был удостоен Европейским союзом премии Миса ван дер Роэ за лучшее архитектурное произведение. Здание театра подходит к самому берегу Осло-фьорда и даже немного заступает в воду. Наиболее яркой и выдающейся его особенностью является эксплуатируемая кровля большой площади, наклоненная в сторону воды. Кровля собрана из 36 тысяч белоснежных каменных плит, подогнанных таким образом, что любой желающий может подняться по пандусам от берега до самой высокой точки здания, с которой открывается великолепная панорама города и залива. Плиты имеют различную фактуру - гладкую в малодоступных местах и грубо-рельефную там, где люди идут вверх или вниз. Итальянский мрамор, из которого изготовлены плиты, придает зданию монументальность; а меняющийся наклон плит вкупе с различной их обработкой рождает переменчивую игру света и тени, обогащая архитектурные формы объемной выразительностью. Наклонная крыша театра, спускающаяся под углом до земли, стала новым словом в архитектуре. Она очень быстро завоевала популярность у горожан и гостей Осло. Только в первые восемь месяцев после открытия театра по ней прошлось 800 тысяч человек.
24. В середине покатой кровли возвышается башня, за остеклением которой можно видеть фойе театра. Стеклянный фасад высотой 15 м нивелирует границу между пространством фойе и уличным пространством и открывает вид из театра на залив. Крыша поддерживается V-образными колоннами. Для спуска и подъема на крышу можно выбирать разные углы наклона и даже лестницы. Внизу на плавучей сцене показывают лазерное шоу:
25. Несмотря на название, Осло-фьорд не является фьордом в геологическом смысле слова, это залив.
26. В старой части города много зданий в стиле модерн (югендстиль) и они красиво подсвечиваются вечером:
27. Очень много разных памятников и фонтанов - в этом коллаже я показала далеко не все из них. Справа внизу маленькая девочка сидит у отельчика Scandic Helsfyr и ждет, скоро ли автобус повезет ее кататься на пароме по фьорду.
28. Интересные росписи в церкви, красивые люки под ногами - в Осло любая деталь заслуживает внимания:
29. Развлечений здесь тоже хватает на все вкусы:
30. Вечерний Осло. На фото слева вдали виден королевский дворец:
31. А утром следующего дня, проснувшись в гостинице, я сделала то, что обычно делал Валера, пока я спала в наших путешествиях (сегодня, кстати, первый его день рождения уже без него) - пошла прогуляться по окрестностям. Здесь тоже оказался район с интересной современной архитектурой. Фото внизу слева сделано уже из автобуса, погода к тому времени уже успела испортиться - видно белое здание с башней, это ратуша в Sandvika. Правые верхнее и нижнее фото - трасса Е6 - сделаны с пересекающего трассу виадука (улица Grenseveien). Круглая "хижина" (справа внизу) - станция метро Helsfyr. Слева вверху - дом 88 по ул.Grenseveien (вид со стороны ул. Fredrik Selmers vei).
32. Вид с виадука (улица Grenseveien) - если присмотреться, то заметно, насколько каждая деталь продумана - все изгибы дорожек, бордюров, все построено не случайным образом:
33. Мы едем в сторону больших фьордов. Дороги живописно вьются между скалами, холмами, озерами и лесами:
34. Почти 400 км такой красоты за окном. Впечатляют порожистые бурные горные речки вдоль дороги:
35. Симпатичные образцы деревянной архитектуры хорошо вписаны в окружающий ландшафт. Вверху - Hemsedal kirke:
36. Какая же Норвегия без троллей? На фото справа - если бы не характерные для Норвегии дома, можно было бы подумать, что это горы Шотландии - так похожи:
37. По дороге проехали еще одну достопримечательность - самый длинный автодорожный туннель в Европе находится в Норвегии. Лердальский туннель соединяет городки Лердал и Эурланн и проложен в толще скалы. Его длина 24,5 км, на его преодоление требуется около 20 минут. Он поделен на четыре участка по 6 км каждый, между которыми проделаны расширения в виде пещер, где можно остановиться и в случае необходимости развернуться. Освещение здесь интересное: сине-голубые оттенки с красно-оранжево-зелеными акцентами, чтобы как-то разбавить монотонность тоннеля. Поскольку аварийных выходов здесь не существует, были приняты дополнительные меры предосторожности - через каждые 250 м расположены телефоны экстренной связи с полицией, пожарной службой и скорой помощью. Через каждые 125 м расставлены огнетушители, а через каждые 500 м устроены ниши, в которых можно укрыться в случае ЧП.
38. Нет, все-таки тут удивительное сходство с Шотландией - я как будто снова на острове Скай:
39. Прибываем во Флом (Flåm) на Эурландсфьорде, собираясь плыть к Нерёй-фьорду, ответвлению знаменитого Согне-фьорда. Отсюда стартует наш кораблик:
40. Длина Нерёй-фьорда составляет около 17 км, в то время как самое узкое место не превышает 300 м. Считается самым узким фьордом Норвегии. В 2005 г. был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
41. Фьорд окружен отвесными скалами, высота которых достигает 1700 м. По его берегам располагаются небольшие поселения и фермерские хозяйства. Здесь Ундредаль на Эурландсфьорде (Undredal på Aurlandsfjorden), там самая маленькая
ставкирка (на 40 персон):
42. Белые точки - это вроде козы или овцы пасутся на скалах:
43. Холодная пронзительная вода фьорда:
44. Белые ниточки на скалах оказываются кружевами водопадов:
45. И удивительное состояние умиротворенности, единения с природой. И пусть сильный ветер в лицо и растрепана прическа - это ведь так здорово. В Норвегию я еще хочу вернуться...
46. Деревушка Bakka, в чуть менее 5 км от Гудвангена:
47. Горная песнь драккара в Гудвангене. Туристическая специализация Гудвангена как раз эпоха викингов. В 1865 г. Гудванген был связан пароходным сообщением с Бергеном, и с этого началась туристическая деятельность в деревне. Название Gudvangen на древнескандинавском звучало как Gudvangir. Первый корень gud означает "бог", а слово vang(en) до сих пор используется в значении "открытое пространство перед местом отправления культа". В Гудвангене с дохристианских времен существовало несколько культовых мест.
48. Гудванген - деревня в муниципалитете Эурланн в фюльке Согн-ог-Фьюране, Норвегия. Деревня расположена в узком ущелье и окружена крутыми скалами, поросшими лесом. Здесь есть магазин, ресторан, этнографическая экспозиция под открытым небом. Надо также сказать, что в Норвегии популярны крыши, на которых растет трава, цветы, кусты, а иногда и деревья.
49. Затем был ночной переезд в автобусе, больше 800 км от Гудвангена через Осло в Стокгольм. Он уже позади, а это начинается Стокгольм:
50. Скажу сразу - Стокгольм мне не понравился с первого взгляда. В первую очередь из-за т.н. визуального шума. Насколько в Норвегии все упорядочено, каждой вещи определено свое место в ландшафте, настолько здесь все случайно - какие-то будочки, разномастные фонари, мусорники, портящие панорамные виды... И сами люди добавляющие хаоса в расположении мебели и прочих предметов:
51. Цветы и старая архитектура немного спасают положение:
52. Посмотрели на смену караула у Королевского дворца:
53. В старой части города виды получше:
54. Здесь рядом на дорогах встречаются такси и конный экипаж:
55. Как я говорила - Стокгольм это смесь Риги и Копенгагена:
56. Здесь есть сходство со старыми Ригой и Таллином:
57. Дверная фурнитура в стиле скандинавских орнаментов:
58. Скульптуры и неожиданный сайенс фикшн на вывеске. Временное пристанище конного памятника Карлу XIV стало для меня квинтэссенцией Стокгольма в его нынешнем виде:
59. Еще немного не совсем типичного ракурса Стокгольма:
60. Вот здесь город местами напоминает Санкт-Петербург:
61. Вернулись к королевскому дворцу, чтобы посмотреть конный патруль. Впереди там едет конная полиция, потом оркестр с музыкальными инструментами и замыкает шествие стража с оружием наголо. Чтобы сфотографировать их, мне пришлось бежать в горку со скоростью лошади :-)) Даже о том, что колени болят, в тот момент позабыла.
62. Начавшийся в наше пребывание уже во второй или третий раз дождь показал бессмысленность фотографирования городских видов, и ничего не оставалось, как отправиться за чашкой чая в королевский дворец, где и согревалась под пледом в обществе самого Карла Двенадцатого (я еще и его сапоги отдельно сфотографировала :-))
63. А дальше снова был паром и чайки сопровождали нас на выходе из стокгольмского порта. Потом в иллюминаторе проплывали разные островки, в том числе и с фортами. Затем сгустился туман и пейзажи за окнами стали напоминать какую-то японскую живопись по шелку:
Всех впечатлений и похождений хватило для того, чтобы почти не просыпаясь, проспать на пароме 11 часов. Нескольких дней мало, конечно, чтобы составить правильное впечатление об этих странах, но сюда еще стоит вернуться.