Про Гамлетов

May 10, 2016 09:13

Все-таки продолжу про Гамлета. В предыдущем посте рассказывала про замок Эльсинор. Так вот, в юности подобного рода книги кажутся чем-то умозрительным, пустыми философствованиями, просто какими-то литературными экспериментами. Для того, чтобы понять Гамлета, надо иметь за плечами опыт страданий, опыт потерь и опыт ощущения собственного бессилия что-то изменить. Быть или не быть - это не просто вопрос о жизни или смерти, в итоге мы все не будем - этот выбор уже за нас сделали. Быть или не быть - цена, которую ты готов заплатить за то, чтобы изменить ситуацию, остановить несправедливость, это один из наиболее вероятных путей, которые доступны, когда ты один и за спиной у тебя нет никого. Я сегодня хочу сравнить двух Гамлетов - английского и советского - Лоуренса Оливье и Иннокентия Смоктуновского.




Когда мы говорим о том, что один Гамлет нравится или не нравится, у нас превалирует субъективная оценка. И часто она зависит от наших ожиданий, представлений того, каким должен выглядеть Гамлет.



Гамлет - молодой.
Особенно часто его таковым изображают художники - юношей бледным со взором горящим. В оригинальном тексте можно часто встретить «young Hamlet» - не стоит обольщаться, это всего лишь уточнение (обозначающее скорее не молодость, а то что он младший), поскольку принц и его отец тёзки. В интернетах пишут что средняя продолжительность жизни в XVI веке была около 26 лет. А из текста трагедии мы косвенным образом (со слов могильщика) можем узнать что принцу датскому ровно 30. Так что несмотря на все юношеские метания он вполне зрелый мужчина.
http://gadsjl-7.livejournal.com/1359597.html

Кстати, вот Сара Бернар в роли Гамлета выглядит как раз юношей:



В рассматриваемых фильмах Гамлету Смоктуновского 39 лет, Оливье - 40 лет. Начнем рассказ с сэра Лоуренса.




Об Оливье я уже давно (в прошлом веке) читала эту книгу:



Цитата оттуда:
Среди личных качеств, создавших легендарный облик Оливье, на первом месте стоит смелость - не физическая смелость, необходимая для отчаянных акробатических трюков, а смелость, которая требуется для того, чтобы принимать собственные решения и никогда не выбирать самый надёжный и безопасный путь. Смелость, невзирая на страх перед критиками, в канун премьеры бросить вызов пуристам и сыграть классического злодея наперекор традиции. Смелость заняться постановкой грандиозного фильма, играя в нём главную роль.
Рискуя быть распятым критикой, он предлагал неожиданные, но всегда ясные трактовки - самого сильного Гамлета, самого гордого Кориолана, самого страдающего Макбета, самого демонического Ричарда III, самого чёрного, негроидного Отелло. Рецензенты неизменно находили в его исполнении какие-нибудь достоинства, порой громили в пух и прах, но равнодушными не оставались никогда.
http://lady-rumina.livejournal.com/77448.html



Есть на свете сюжеты, обращение к которым составляет дело жизни художника. Фигуре Гамлета было суждено перерасти не только рамки британской драматургии, но и всей островной культуры. Гамлет - это воплощение перемен, происходящих с европейским человеком на пороге Нового времени. Это поиск себя, смысла своего существования и амбиция мысленно охватить мир своим представлением. Для большого художника, каким, без сомнения, был Лоуренс Оливье, роль Гамлета впервые состоялась еще в 1930-е годы на театральных подмостках. Он хотел взять новую высоту и поставить свое виденье бессмертной трагедии. Почти три часа экранного времени, минимально купированный текст - и, тем не менее, упор на визуальные эффекты, неожиданное забвение традиции психологического актерства. Оливье надел белый парик - он хотел, чтобы его Гамлет отличался от других и чтобы его, Оливье, в последнюю очередь узнали в этом образе. Уловка принесла обратный эффект - все только и знали, что свысока критиковать наивное новаторство гения.



Отголоски этой гротескной концепции можно найти даже в таком неожиданном месте, как «Берегись автомобиля» Эльдара Рязанова с его уморительной постановкой «Гамлета, принца датского» в городском Доме Культуры. Ведь на Юрии Деточкине тоже надет белый, немного манерный парик…
http://www.inoekino.ru/prod.php?id=1432



Сняв эту картину, Оливье стал первым режиссером, который сам себя вывел в лауреаты «Оскара» в качестве лучшей главной роли. Сам режиссер всегда считал, что каждый Гамлет является индивидуальной интерпретацией.



Гамлет Оливье - Гамлет театральный. Все его существование - существовании на огромной сцене: там даже королевские хоромы избавлены от излишеств обстановки, там нужно говорить четко и громко, там нет места внутренним монологам, там принц не встанет и не уйдет молча, пока Клавдий провозглашает свою первую речь. Нет, он досидит до конца, молча глядя в пол, и не обратит внимания на Гертруду, покуда она не обнимет его, а после будет говорить раздельно и холодно, - так холодно и так раздельно, как только способен на то актерский талант сэра Лоуренса.
На «to be or not to be» он не повернется спиной к зрителям, нет, ему это вообще позволительно в исключительных случаях. И - именно его «King… Father!» запомнилось мне больше всего.
Что касается самого его образа - считая себя некрасивым, он почему-то решил, что раз датчанин, то обязательно блондин - к слову сказать, светлая шевелюра ему весьма идёт. И хоть и невооружённым взглядом видно, что юному принцу уже далеко за 30 - в конце-концов это было время, когда возраст на экране очень часто не соответствовал возрасту персонажа, более того - всего за три года до съёмок закончилась война, что тоже, несомненно, наложило свой отпечаток. И ещё - разве не справился Оливье со своей ролью? Справился, и ещё как - по крайней мере я лучшего Гамлета ещё не видела, даже Смоктуновский и то проигрывает ему, причём весьма значительно.
http://grindhousemovie.net/g-retsenzii/29332-retsenzii-na-film-gamlet-hamlet.html
- насчет оценки Смоктуновского я не согласна, но об этом чуть позже.



Оливье берется за переделку шекспировского «Гамлета» для кинематографа. Он решил сам играть принца датского, хотя позднее писал: «Мне кажется, острые характерные роли, такие, как Хотспер или Генрих V, лучше отвечают моему актерскому складу, нежели лирический, поэтичный Гамлет».
В июле 1947 года Оливье единственный раз прервал съемки по, совершенно исключительному, поводу. Он был удостоен дворянского звания, приняв посвящение от короля Георга VI.
Премьера «Гамлета» состоялась в мае 1948 года. Милтон Шулман, обозреватель лондонской «Ивнинг стандард», писал: «Одни поставят его в ряд величайших произведений киноискусства; других он глубоко разочарует. Однако не подлежит сомнению, что Лоренс Оливье - великий актер современности. Его выразительное лицо и богатый, волнующий голос превращают измученного принца датского в подлинно и глубоко трагического героя. Что бы ни говорили о его возрасте и светлых волосах, это не может омрачить торжество актера. Но вот вольности в обращении с текстом должны покоробить многих».
В США критика назвала «Гамлета» одним из величайших в мире фильмов. Журнал «Лайф» признал Оливье самым выдающимся театральным деятелем своего времени.
По количеству рекордов и наград, полученных в Венеции, Голливуде, Копенгагене, Нью-Йорке, «Гамлет» превзошел всех предшественников. Впервые британская лента завоевала 4 Оскара, один из которых получил Оливье за лучшую мужскую роль. Дания вручила ему орден Даннеборга.
http://demetra.mirtesen.ru/blog/43041248480/Lourens-Olive--Laurence-Olivier



Главный герой романа Джерома Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи», Холден Колфилд не слишком хорошо относится к игре киноактёров. «Они ведут себя на сцене совершенно непохоже на людей.» В качестве примера Холден приводит игру Лоуренса Оливье в «Гамлете».
Не понимаю, что особенного в этом Лоуренсе Оливье. Голос у него потрясающий, и красив он до чертиков, и на него приятно смотреть, когда он ходит или дерётся на дуэли, но он был совсем не такой, каким, по словам Д.Б., должен быть Гамлет. Он был больше похож на какого-нибудь генерала, чем на такого чудака, немножко чокнутого.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B0%D0%BC%D0%BB%D0%B5%D1%82_%28%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC,_1948%29

Кстати, да - мне Оливье в этой роли напоминал какого-нибудь древнеримского полководца, какого-нибудь Красса и никак не представлялся датским принцем.



Поэтому и в сценах дуэли с Лаэртом он более естественен:



Да и смерть Гамлета Оливье отыгрывает убедительно:



Здесь ему не надо насиловать себя. Кстати, один нюанс этого фильма - Гамлет умирает на троне, став хотя бы на несколько мгновений королем Датским. Козинцев в своей версии по-другому покажет посмертный триумф Гамлета:



Кстати, не только я это замечаю. Джеймс Эгейт обратил внимание на мрачный и неожиданный юмор, живший в этой роли. Такое наблюдение привело критика к самому глубокому проникновению в искусство актера: «Я убежден, что Оливье - комедиант по натуре и трагик по профессии. В трагических ролях он обуздывает свое чувство смешного, но мне видно, как он его обуздывает».



Кстати, про "вполсилы" - у меня тоже было такое впечатление:
А в остальном холодный, высокомерный и равнодушный, совершенно неостроумный (как, к сожалению, и вся экранизация) принц датский оставляет желать лучшего: кажется даже, будто актер играет вполсилы или трагически ошибается, полагая, что дистанцироваться от остальных персонажей - хорошая идея. А вот единственная сцена, где холодностью и не пахнет - сцена с Гертрудой в спальне - наглядно показывает, кто открыл для всех последующих экранизаторов «Гамлета» ящик Пандоры, предложив трактовать ее с позиции Эдипова комплекса. Ох уж эти ваши фрейдистские штучки, сэр Лоуренс.
http://olga-yolka.livejournal.com/17645.html



Из всех известных мне экранизаций "Гамлета" фильм Оливье самый холодный и в то же время наименее трагический, из всех виденных датских принцев Гамлет Лоренса Оливье - самый рассудочный, без намека на сумасшествие, и оттого, быть может, самый ранимый и светлый.
"Гамлет" снят таким образом, что трагедия превращена в драму, в финале вызывает у зрителя не катарсис, а скорее светлую грусть. Жаль нерешительного молодого человека, а больше никого не жаль, да и принца-то жаль, честно говоря, не слишком. Но все-таки славный был парень.
Сему впечатлению способствует не только игра актеров - хорошая игра хороших актеров - не более, но и не менее; не только рисуемый Оливье-режиссером и Оливье-актером образ рефлексирующего заглавного героя, но и в самой значительной степени сценарий картины, сокративший текст пьесы более чем наполовину.
http://kino.websib.ru/article.htm?no=763



- Я никогда не забуду, какое впечатление произвёл на меня Лоуренс Оливье в роли Гамлета (Laurence Kerr Olivier /1907-1989/ - знаменитый британский актёр театра и кино, режиссёр и продюсер, лауреат трёх премий "Оскар". В 1949-м году награждён премией "Оскар" за лучшую мужскую роль - за заглавную роль в фильме "Гамлет" /1948/. Лоуренс Оливье был не только исполнителем главной роли, но и сценаристом, режиссёром и продюссером фильма "Гамлет" - прим. авт.). Гамлета, который не был ни безумцем, ни неврастеником, ни неуравновешенным юношей-бунтарём. Это был зрелый, мудрый, глубоко несчастный человек. Одинокий и обманутый.
http://www.litmir.co/br/?b=246987&p=34



Как итог - список наград фильма Оливье:
1948 - две премии Венецианского кинофестиваля: приз «Золотой лев» (Лоуренс Оливье), Кубок Вольпи за лучшую женскую роль (Джин Симмонс)
1949 - 4 премии «Оскар»: лучший фильм, лучший актёр (Лоуренс Оливье), лучшая работа художников и декораторов (Роджер Фёрс, Кармен Диллон), лучшие костюмы (Роджер Фёрс)
1949 - премия Британской киноакадемии за лучший фильм года
1949 - премия «Бодил» за лучший европейский фильм (Лоуренс Оливье)
1949 - две премии «Золотой глобус»: лучший зарубежный фильм, лучший актёр (Лоуренс Оливье)
1949 - премия Нью-йоркских критиков лучшему актёру года Лоуренс Оливье)
1950 - премия итальянских кинокритиков (Italian Film Critics Award) на Венецианском кинофестивале

Кстати, на фото Гамлет Оливье для меня выглядит лучше, чем в фильме. На маленьком экране все нюансы ускользают.



Теперь о советском "Гамлете" в постановке Козинцева.



Козинцев был этим обстоятельством не слишком доволен. Он стал упорно пробивать постановку «Гамлета», которую ему столь же упорно не давали. Наконец, в 1962-м сценарий был запущен в производство, и Козинцев сказал то, что хотел. «Гамлет - еретик, - записал он в своей рабочей тетради. - Он стоит перед страшным трибуналом эпохи, которая, угрожая ему смертью, требует отречения: «Признай: нет дружбы, нет любви, нет закона, нет совести, нет правды». Он говорит: «А все-таки она вертится. А все-таки человек подобен ангелу…»»
«Гамлет», снятый в академичной манере - настолько академичной, что Майя Туровская назвала его ««общедоступным»… в самом благородном смысле этого слова» - расколол публику. Одни разочарованно сетовали на то, что в постановке Козинцева нет ничего новаторского. Другие считали, что фильм является самой адекватной кинопостановкой шекспировской трагедии и закрывает гамлетовскую тему.
http://www.peremeny.ru/blog/7404



Смоктуновский мог выбирать - в частности, в тот же период Сергей Бондарчук предлагал ему сниматься в «Войне и мире» в роли Андрея Болконского. Однако можно сказать, что датский шекспировский принц положил на обе лопатки российского толстовского князя, и Кеша принял предложение Козинцева.
Успех советского «Гамлета» был ошеломляющим. Премии на международных фестивалях, награды журнала «Советский экран», успех за рубежом - англичане посчитали нашего Гамлета (как и позднее нашего Шерлока Холмса) удачнее английского, обидев, наверное, тем самым сэра Лоуренса Оливье и других великих зарубежных Гамлетов.
http://www.liveinternet.ru/users/3780265/post318604052/

Интересно, каким был бы Болконский в исполнении Смоктуновского?



Про Смоктуновского лучше всего написал после съемок сам Козинцев, нашедший свой путь к актеру: «Он привлекает тем, что в нем горит какой-то внутренний свет, я иначе это не могу назвать. Он поражает меня загадочностью своего творческого процесса - его нельзя объяснить. С ним нельзя работать, как с другими актерами, его нельзя подчинить логикой, ему надо дать жить»...
http://www.pfkspb.ru/article_project/492/



Своим приятелям-актерам (а среди них были артисты такой величины, как Олег Ефремов или Евгений Евстигнеев) он говорил просто "Да, ты отличный актер, но я.... я актер КОСМИЧЕСКИЙ!", и имел на это право. Любой его герой слегка странен, заметно погружен в себя, он содержит в себе какую-то бездну, из которой черпает что угодно - хоть убожество, хоть богатство своей натуры. При этом, осознавая свое мастерство, актер одновременно относился к своим работам критично и безжалостно, по настоящему удачными считая лишь с десяток ролей...
http://daddy-bes.livejournal.com/15969.html



Опытнейший режиссёр Григорий Козинцев подошёл к «Гамлету» серьёзно: написал книгу о Шекспире, полгода строил на берегу Балтики величественный замок Эльсинор. На главную роль Козинцев взял Иннокентия Смоктуновского, который блестяще сыграл мягкого философствующего Гамлета в противовес достаточно решительному и властному Гамлету Лоуренса Оливье. Вообще, влияние английского фильма чувствуется, от образов до копирования отдельных кадров и поз героев, но при этом Козинцев создал совершенно свой Эльсинор, практически такой же красивый благодаря стараниям оператора Йонаса Грицюса.




Режиссёр постарался детально воссоздать атмосферу жизни в замке, благодаря чему фильм получился более реалистичный, чем творение Лоуренса Оливье, которое тяготеет к театральности. Получились два разных, одинаково хороших подхода. Естественность событиям придаёт и использование перевода Пастернака. Я лично больше люблю Лозинского. Он тяжелее, ближе к шекспировскому языку, на котором тот же Лоуренс Оливье говорит удивительно легко. На мой вкус, не все актёры в должной степени, так как Анастасия Вертинская, играющая Офелию, могут составить пару гению Смоктуновского. Но это проблема распространённая. Что касается музыки, то партитура Дмитрия Шостаковича прекрасно дополняет экранное действие.
«Гамлет» Козинцева - жемчужина богатого на шедевры советского кинематографа шестидесятых годов, серьёзный фильм, поставленный с глубоким старанием, кино мирового уровня, хотя и не обогнавшее, на мой вкус, «Гамлета» Лоуренса Оливье.
http://baron-wolf.livejournal.com/141758.html



По словам Смоктуновского, этой роли он отдал не только силы и опыт, но и кусок жизни. К счастью, он сыграл Гамлета в том возрасте, в каком его нужно играть. Лоренс Оливье спросил Смоктуновского в 1966 году: «Сколько вам лет?» - «42 года». - «О, успел. Повезло! Потом сердце не выдерживает такой нагрузки…»
«Гамлет» - чёрно-белый фильм: кричащее разнообразие красок не шло, по убеждению постановщика, трагическому жанру. После первых кадров опускаются огромные решётки в воротах замка, и они поднимаются вновь, лишь когда из Эльсинора выносят тело мёртвого Гамлета. Средневековый замок, созданный талантливым художником Евгением Енеем, воспринимается как раззолоченная тюрьма.
Англичане сочли нашего Гамлета более современным, чем даже Гамлет Лоренса Оливье. Джеймс Кеннеди в газете «Гардиен» писал: «Что же касается актёров, то я никогда не видел на английской сцене (и даже в великолепном фильме Оливье, если уж на то пошло) исполнителей ролей в „Гамлете“, которые были бы столь впечатляюще убедительными, как эти русские.
Сам светловолосый Гамлет (Смоктуновский), насторожённый, как туго натянутый лук, тонкокостный и чувствительный без женственности беспокойный юноша, вырастающий по ходу действия в трагического мужчину, - это было превосходной игрой».
Об успехе «Гамлета» Козинцева свидетельствовали и награды, полученные фильмом на кинофестивалях в Сан-Франциско, Венеции, Сан-Себастьяне, премия Британского киноинститута… С «Гамлета» Козинцева Нью-Йоркский линкольновский центр начал свои просмотры лучших фильмов мира.
http://www.liveinternet.ru/users/komrik/post316556365/



Роль принца Датского стала звездным часом для замечательного актера Иннокентия Смоктуновского. Его исполнительская манера, умные глаза, богато интонированная речь, сдержанные, но выразительные жесты свидетельствовали о совершенно новой актерской школе, возникшей в России. Британские кинокритики отмечали огромное внутреннее достоинство «русского Гамлета».
Козинцев пригласил Смоктуновского, увидев его в 1960 году в фильме Виктора Соколова «До будущей весны», который снимался в 5-м павильоне «Ленфильма». Лоуренс Оливье, сыгравший Гамлета за 14 лет до этого, узнав, что Смоктуновскому 42 года, произнес: «Успел. Еще несколько лет, и сердце не выдержало бы этих эмоций». Другой блистательный английский актер Ричард Харрис прислал артисту корону из живых цветов. «Из принца превратился в короля», - пошутил Смоктуновский. Британский киноинститут признал «Гамлета» лучшим фильмом года и увенчал его премией…
Впоследствии британские журналисты, видевшие актера на экране в седле, предложили Смоктуновскому проехать верхом по Гайд-парку. Наверное, подумали, что это любимое занятие артиста. Лошадь понесла, увидев толпы репортеров со вспышками. Иннокентий Михайлович молил бога, чтобы это поскорей закончилось. «Сгустившийся туман помог мне скрыть несовершенство выправки - ведь год я не был в седле…» - рассказывал он в интервью.
«Гамлет» Козинцева был увенчан премиями Венецианского кинофестиваля и призами по всему миру, а также Ленинской премией. Однако наивысшей наградой стало признание фильма самой удачной экранизацией классической трагедии, перенесенной на экран к 400-летию великого Барда.
http://www.lenfilm.ru/news/2014/04/Gamlet_po-russki/



Если исходить из подобной точки зрения, Гамлет 1964-го года, созданный Козинцевым, Пастернаком и Смоктуновским, сделал полный оборот в русской культуре, восстановив прежнего более героического и величественного Гамлета. В то же самое время кое-кто из русских критиков, в особенности Александр Аникст, возражал против того, что этот Гамлет был настолько благороден, даже благороднее, чем принц у Шекспира (который не выказывает ни капли беспокойства по поводу судьбы Дании и её народа).
http://alek-morse.livejournal.com/24327.html



Если разбираться в деталях, тонкостях, лучше этот Гамлет версии Лоуренса Оливье или нет, то это определенно лучший фильм, более сильный. Догадываюсь, что я не упомянул еще (может, лишь намекнул), что здесь великолепная черно-белая кинематография.
http://alek-morse.livejournal.com/24712.html



В 1964 году мир отмечал 400-летие со дня рождения Шекспира.
«Гамлет» Козинцева - 17-я на тот момент (1964 год) экранизация в мире и первая советская. Картина ошеломила зрителей, вызвала обвал рецензий, спровоцировала общественные дискуссии (встречи зрителей со съемочной группой, 12 тысяч писем Смоктуновскому, не меньше - режиссеру и множество писем в редакции журналов и газет). Фильм получал призы международных фестивалей (в Висбадене, Венеции, Сан-Себастьяне, Сан-Франциско и многих других) и похвалы специалистов и публики. По опросу читателей журнала «Советский экран» (тогда самого популярного киноиздания), «Гамлет» стал лучшим фильмом, а Смоктуновский - лучшим актером года. В 1965 году высшая правительственная награда - Ленинская премия - была присуждена Козинцеву и Смоктуновскому за «Гамлета».
Во время юбилейных торжеств в Лондоне советский вариант «Гамлета» был показан на открытии недели шекспировских фильмов. Причем билеты на все сеансы были распроданы за две недели. Гамлета Смоктуновского признали лучшим и более современным, чем Гамлет Лоуренса Оливье.
Козинцев сам писал: «Оливье (речь идет о фильме в постановке знаменитого английского актера. - Н. Я.) купировал наиболее интересную для меня государственную тему. Из этой линии я не уступлю ни единого штриха… В “Гамлете” должны быть и кадры зловещей мощи образа государства, где пластика в своем роде гиперболична и, напротив, обыденность кладбища», «Повсюду бюсты и портреты короля Клавдия. Король-убийца стремится при жизни утвердить свое мнимое величие. Король-убийца, воплотивший в себе власть, отгороженную от народа, живет в атмосфере слежки, наушничания».
После «Гамлета» Григорий Козинцев не смог расстаться с миром Шекспира. В 1970 году он снял «Короля Лира», свою последнюю работу в кино.
https://lavrykino.wordpress.com/2014/12/16/%D0%B3%D0%B0%D0%BC%D0%BB%D0%B5%D1%82/



Британский киноинститут признал "Гамлета" лучшим фильмом года и увенчал его премией. Британские кинокритики отмечали "огромное внутреннее достоинство "русского Гамлета". Нью-йоркский Линкольн-центр именно с него начал показ самых ярких фильмов года.
http://rg.ru/2014/12/02/reg-szfo/vystavka.html



Легендарная ленфильмовская экранизация была первой русской и семнадцатой в мире. Фильм получил за границей более двадцати призов, среди них - специальные премии Венецианского кинофестиваля и МКФ в Сан-Себастьяне. Отмечали призами работы режиссера Григория Козинцева и актера Иннокентия Смоктуновского, композитора Дмитрия Шостаковича, художников Симона Вирсаладзе и Евгения Енея.
Британская киноакадемия назвала советского "Гамлета" лучшим фильмом года.
http://www.pfkspb.ru/meetings/552/

Тут он удивительно похож на Эдуарда Марцевича:



Отдельно хочу остановиться на сравнении сцен в двух фильмах

Сцена объяснения с матерью (см. также выше про эдипов комплекс):




Сцена с черепом:





Атмосфера шекспировских фильмов Козинцева - прежде всего атмосфера скорби.
«Я не знаю, какой цвет у горя, какие краски у страдания, - писал Козинцев. - Куда бы ни пошел человек, а горе… не отстает от него… Всегда нераздельны трагическая мощь истории и горе повседневности»
В отношении «Гамлета» режиссер признавал, что отошел в нем от шекспировских пропорций, «ослабив или даже уничтожив все комическое» в пьесе.
http://syg.ma/@alisa-schneider/krivoie-ghorie-alieksandr-etkind-o-proiavlieniiakh-mimietichieskogho-ghoria-v-filmakh-grighoriia-kozintsieva



В своих трудах о Шекспире, написанных как комментарии к собственным фильмам, Козинцев настаивал, что его идеал - не историческая точность, а сознательная модернизация классического текста. Найдя у Шекспира нужные ему культурные идиомы - возвышенные, амбициозные и космополитичные, - Козинцев использовал любую возможность показать зрителям и читателям, что его интерес к Шекспиру совсем не антикварный. Одна из его книг так и названа - «Наш современник Вильям Шекспир». По мнению советского режиссера, автор «Гамлета» и «Короля Лира» нашел ответы на «важнейшие вопросы нашего времени». В этих трагедиях много «напоминающего нас», но много и отличий; задача Козинцева, как он понимал ее, состояла в том, чтобы использовать сходство и приглушить различия. После успеха «Гамлета» Козинцева пригласили на год в Англию, чтобы снять еще один фильм. Поездка не состоялась, но в воспоминаниях вдовы режиссера сохранился примечательный диалог. Поедем в Англию, сказала она мужу, проведем год в достойных условиях. На это Козинцев ответил, что никогда бы не сделал такого «Гамлета» в Англии. Валентина Козинцева объясняет этот ответ так: «Это Г.М. мог сделать только здесь, - его Гамлет был прямым ответом на нашу жизнь»

Гамлет в фильме немолод. У Шекспира ему почти тридцать лет, в советских постановках он выглядел на восемнадцать, а Иннокентию Смоктуновскому, который сыграл Гамлета у Козинцева, было почти сорок. Солдат Второй мировой войны, прошедший от Курска до Берлина, он сыграл в фильме самого себя, участника войны и свидетеля террора. Это человек, который считает свою страну тюрьмой, но не знает, почему так получилось и что можно с этим сделать. Он упорно ищет причину, чтобы изменить положение дел. Зрители становятся свидетелями сосредоточенного процесса познания, который больше похож на разведку в тылу врага, чем на нервический припадок. Интеллектуально собранный и вооруженный своим прекрасным образованием, этот Гамлет творчески использует разные инструменты познания, от призрака до спектакля, чтобы разгадать тайну своей судьбы. Он мстит не колеблясь; но (и здесь его главное отличие от Отелло) он вершит месть, лишь закончив работу знания. В фильме Козинцева опущены знаменитые монологи Гамлета, выражающие его сомнения, что удивило критиков. Зато сцены постижения истины и сцены осуществления мести показаны детально и с полным сочувствием.

Вместе Горацио и Фортинбрас разворачивают последнюю и самую успешную сцену фильма, его кульминацию - десятиминутную сцену похорон Гамлета. Шекспир отводит ей одну строку, все остальное тут - плод фантазии Козинцева. Как солдат солдату, Фортинбрас отдает Гамлету воинские почести, и сцена похорон идет под музыку Шостаковича, которая достигает необычайной, почти невыносимой интенсивности. Но Козинцев изначально задумывал эту сцену еще сильнее: «У меня был хороший вариант конца “Гамлета”: стена Эльсинора… не торопясь, идет призрак отца, за ним идет Гамлет, то есть призрак сына. Военные караулы отдают им честь».
Но и так, как она поставлена, финальная сцена козинцевского «Гамлета» стала возвышенной литургией траура, уникальной в советском искусстве. Своей смертью Гамлет завершил работу горя, которая оставалась трагически незаконченной при его жизни. Эта последняя, необыкновенно мощная сцена помогла Козинцеву превратить шекспировскую оргию мести в собственную утопию горя и воздаяния.
http://syg.ma/@alisa-schneider/krivoie-ghorie-alieksandr-etkind-o-proiavlieniiakh-mimietichieskogho-ghoria-v-filmakh-grighoriia-kozintsieva




Быть или не быть? Если жизнь будет продолжаться так, как сейчас - не быть.



Инфернальность бытия, Шекспир, Кино, Литература, Искусство, Паноптикум, Иллюзии

Previous post Next post
Up