Второй день экспедиции по Эстонии был не столь насыщенным, так как в этот день мне нужно было с утра выступать с лекциями. Но в это время наш домашний фотокор прогулялся по Таллину. А потом мы уже вместе поехали в сторону Хаапсалу, изучая по дороге эстонское средневековое наследие, и не только. Заодно покажу наши гостиничные номера.
Расписание составлялось с учетом продолжительности светового дня. Таллин: Восход солнца 07:15, Заход солнца 19:09
В этот день мы двигались по розовой линии. Напоминаю карту нашего путешествия [под спойлером]
Пункты на синей линии (день первый): 1. Мыйзакюла, 2. Абья-Палуоя, 3. Каркси-Нуйа, 4. Таагепера, 5. Пайсту, 6. Тарвасту, 7. Сууре-Яани, 8. Тюри, 9. Куйметса, 10. Косе, 11. Кивилоо, 12. Таллин. Пункты на розовой линии (день второй): 1. Таллин, 2. Нымме (дворец Глена), 3. Вяэна, 4. Ноароотси, 5. Сааре (Ликхольм), 6. Нигула, 7. Хаапсалу. Пункты на зеленой линии (день третий): 1. Кирбла, 2. Клоостри, 3. Карузе, 4. Паадрема, 5. Михкли, 6. Вана-Вигала, 7. Киви-Вигала, 8. Пилиствере, 9. Пыльтсамаа, 10. Кяркна, 11. Ныо, 12. Рынгу, 13. Отепя, 14. Кирумпя, 15. Руусмяэ.
ДЕНЬ ВТОРОЙ, ВОСКРЕСЕНЬЕ, 27 СЕНТЯБРЯ 2015 ГОДА
Начну с нашей гостиницы в Таллине, в которую мы заселились накануне. Она расположена в здании XIV века постройки. Это стойка регистрации. Такая мебель там расставлена повсюду - и у входа и в коридорах.
Фотографии мне пришлось брать из интернета, т.к. нам было не до фотографирования тогда. В этой гостинице все номера с индивидуальным декором. У нас был такой стилевой микс или фьюжн:
На стеклянных столиках, правда, были уже другие лампы, как на фото справа:
Не нашла фотографий другой стены, а там стоял совершенно замечательный шкаф! Примерно такого типа, с витыми колонками и прочим декором. И сейфом внутри:
Фотографий санузла я тоже не нашла, но там с одной стороны за стеклянной дверью была сауна. А с другой стороны кроме обычной сантехники стояли еще два кресла с отделкой под старину.
Это фрагмент помещения, где можно было позавтракать:
По этой винтовой лестнице пришлось несколько раз подниматься и спускаться:
Долго думала, показывать ли фотографию с лекции. Что-то у меня вид не ахти на ней. У меня вообще за два дня до лекций пропал голос. Я пила масло (фу, гадость!) и кутала горло. :-)) Тут самое интересное - это задний план. Я специально к этой лекции нарисовала карту замков Тевтонского ордена на территории стран Балтии и бывшей Восточной Пруссии, отметила, где орденские владения, а где епископские. А также распечатала наши фото этих замковых мест, сделанные с 1999 по 2015 год. По Латвии тут практически все места, по Эстонии и Польше - самые основные. После этой поездки еще добавятся фотографии. За моей спиной на экране показан эстонский фрагмент моей карты.
1. А в это время наш фотокор в течение трех с небольшим часов обходил Старый город Таллина:
У него было поручение обойти и сфотографировать башни таллинской крепостной стены. Эта башня называется Хатторпетагуне, т.е. "За (участком некого) Хатторпе". Единственная в городе, отреставрированная в XIX в. в духе неоготики (машикульный пояс именно с тех пор). Самое интересное, что реставрацией руководил архитектор Бернгард - сын того самого питерского Бернгарда, в честь которого была названа ж/д станция Бернгардовка.
Вот это, например, башня Нейтситорн или Девичья башня. Была построена до 1373 г. одновременно с возведением городской стены. За прошедшие столетия Нейтситорн неоднократно подвергалась серьезным разрушениям и при восстановлении каждый раз перестраивалась. Распространена легенда, что в мирное время в этой башне жили и работали девушки-белошвейки, а злые языки поговаривали, что "жили в этой башне девицы, очень весело и хорошо зарабатывали". На самом деле тюрьмой для проституток башня никогда не была и белошвейки в ней тоже никогда не работали. И даже девиц, которые не хотели выходить замуж за предложенных родителями женихов в ней тоже не содержали. Древнейшее название: "Мегдхетурм", т.е. "башня Мегдхе". По одной версии некто Х. Мегхде был "спонсором" ее строительства, по другим - хранителем ключей. В XVIII-XIX вв. фамилия бюргера из памяти горожан стерлась и ставшее непонятным "Мегдхетурм" или "Мегдетурм" народная этимология переиначила в "Мэдхентурм", то есть "башня Девушек". Эстонское название Нейтситорн - калька с него. Сегодня на этажах этого древнего сооружения располагается кафе.
Иногда в поисках лучшей освещенности приходилось прикрываться картой Таллина:
Наконец-то, лишь в третьем приезде в Таллин удалось заснять замок Тоомпеа освещенным! Замок построен в XIII-XIV вв. на отвесном склоне холма Тоомпеа. В конце XIV в. в юго-восточной части замкового комплекса была возведена высокая (48 м) башня Длинный Герман. Своим названием башня обязана герою средневековых легенд Lange Hermann, что в переводе с немецкого означает "длинный воин" или "предводитель". В те времена так называли самые мощные крепостные башни. Башня замка в Нарве также носит такое название, к примеру.
По дороге фотокор забирался на смотровые площадки:
Сочетание старого и нового:
Здесь на фото ближе всего виден вокзал, расположенный на територии предместья Кельмикюла. Чуть дальше - бывшие вагонные мастерские - кусочек района Каламая. За ним - зеленый массив, скрывающий застройку предместья Пельгулинна. Совсем вдали - новостройки (1970-е гг.) района Пельгуранд, примыкающие к пляжу и лесу Строому (Штромка):
Кроме того, фотографировались разные интересные мелочи:
А тут просто жесть! В сочетании с черепицей:
Двери Таллина - это обширная тема. А здесь это еще и двери Дома Черноголовых. Подробнее можно прочесть тут.
2. Таллин - Нымме (Vana-Mustamäe, 48) 10 км
Но вот все дела закончены, и мы в полном составе выезжаем на юго-запад в сторону самого зеленого таллинского района Нымме, где находится место, которое давно хотела посмотреть. Основателем Нымме является барон Николай фон Глен, который построил в 1886 г. замок, разбил парк и превратил Нымме в конце XIX в. в уютное дачное местечко. В 1926 г. Нымме получил статус города, а в 1940 г. был присоединен к Таллину.
Николай фон Глен был поистине выдающейся личностью и в рамках этого поста о нем не рассказать, но можно прочесть тут и тут. Он окончил Дерптский университет, где изучал в том числе архитектуру и экономику. Предполагают, что его градостроительные подвиги были навеяны Баварией, где в те же самые годы Людвиг II строил свои замки Нойшванштайн и Хоэншвангау.
Этот ракурс замка Глена заставляет вспомнить о советском фильме "Собака Баскервилей". Баскервиль-холл на экране изображали два таллинских замка. Первый из них фигурирует только в рассказе доктора Мортимера. Здесь пленница сэра Хьюго спускалась из окна по плющу, тут же обнаружили тело сэра Чарльза. Кадры из фильма тут.
Над этой статуей Глен бился шесть лет, пытаясь соорудить ее так, чтобы богатырь Калевипоэг замахивался на дракона палицей, но конструкция не выдерживала нагрузки и постоянно падала. Пришлось создать другой сюжет, где Калевипоэг стоит, опираясь на палицу и оглядываясь на подкрадывающегося дракона. В глазах его горели электрические лампы. Нынешняя статуя - копия снесенной во время I мировой войны, чтобы та не служила ориентиром для немецких кораблей. Местные жители называют ее Чертом:
Обломки оригинального Калевипоэга валяются возле этого крокодила, то есть дракона с весьма красной пастью:
Рядом на холмике стоит четырехгранный обелиск, посвященный любимому коню фон Глена. В 1919 г. Эстонская Республика упразднила баронское землевладение и семья фон Гленов покинула Эстонию - как должно быть, тяжело было расставаться со всем этим...
На пальмовый домик-оранжерею, "башню дальновидения", усыпальницу, Малый замок и прочее у нас уже не было времени, но при случае хочу еще вернуться сюда. Фотографии места можно посмотреть тут и тут. Как факт - в качестве рабочей силы Глен использовал заключенных городской тюрьмы, которым во время работы собственноручно исполнял произведения Вагнера, считая, что это должно их облагораживать.
3. Нымме - Вяэна 19 км
Вяэна (Vääna) - небольшая деревня в Эстонии, с населением 255 человек. Известна как пункт в сети дорог морской крепости Петра Великого вокруг Таллина, строительство которой началось в 1913 г. Но история места началась гораздо раньше. Первые упоминания об усадьбе Вяэна датированы 1325 годом. В средние века она принадлежала монастырю Падизе. В XVI в. находилась во владении фон Тизенхаузенов. В то время господский дом представлял из себя каменное сооружение, развалины которого находятся в западной части приусадебного парка. В XIX в., в т.н. "период культа развалин" старые развалины были несколько раз дополнены, изменены и достроены. В XVII в. усадьба принадлежала фон Бременам и фон Таубе. В первой половине XVIII в. часто менялись владельцы: фон Лёвены, фон Майдели, Крамеры, Дюкеры. В 1774 г. усадьба попала во владение к Отто Магнусу фон Штакельбергу и находилась во владении семейства вплоть до национализации 1919 г.
Отто Магнус фон Штакельберг в 1797 г. построил один из самых своеобразных господских домов в Эстонии в стиле позднего барокко по проекту неизвестного итальянского архитектора. Здание имело высокий цоколь, с обеих сторон постройки расположены округлые башенки с купольной крышей, соединенные с северной частью здания при помощи небольших галерей. Один купольный зал приспособлен под художественную галерею. Здание имело довольно плоскую кровлю, характерную для итальянской архитектуры. Изначально края крыши украшала балюстрада со скульптурами из песчаника, которые разрушались от местной погоды и были сняты. В XIX в. появились второстепенные постройки, находившиеся в западной и северной частях от господского парка, ныне разрушены или перестроены. В парке деревья были посажены в строгом порядке по сторонам света. Тут и поныне произрастают старинные лиственницы и некоторые породы экзотических деревьев. В ХХ в. в восточной части усадьбы появились многочисленные новые постройки.
С 1920 г. в усадьбе действуют детский сад и школа, причем сейчас школа на особом счету. Тут проводятся спектакли, на которые привозят русских школьников с целью приобщения к эстонской культуре. Школьную кухню инспектировала супруга президента Эвелин Ильвес - см. 1 и 2. Школьные фото есть тут.
В течение двух последних десятилетий здание по мере возможности подвергалось реставрации. Имение и сейчас было на реставрации.
Считается, что средневековый замок в Вяэне появился в 1500-х годах. Ныне его развалины находятся на территории бывшего усадебного парка Вяэна, в северной части от господского дома. Предполагается, что замок вместе с Харку, Лагеди, Кейла, Кийу и другими небольшими вассальными замками являлся частью системы защитных построек вокруг Таллина.
От замка остались лишь небольшие развалины, к которым для создания романтической атмосферы в начале XIX в. были добавлены неоготические элементы во время перепланировки приусадебного парка. Раньше считалось, что развалины были перестроены сыном владельца усадьбы Вяэна, художником Отто Магнусом фон Штакельбергом под влиянием веяний эпохи романтизма, когда он превратил это место в "парк развалин". История и архитектура замка еще нуждаются в основательном исследовании:
4. Вяэна - Ноароотси (Хосби) 95 км
Теперь у нас впереди почти стокилометровый пробег до очень интересного места - полуострова Ноароотси, где одно из первых известных поселений национальных меньшинств в Эстонии. Шведы стали заселять эти эстонские земли начиная с XIII в. В большинстве своем они проживали на северном и западном побережье Эстонии, а также на полуострове Ноароотси и др. небольших островах. Почти все они возвратились в Швецию после II мировой войны, но в регионах, где шведский язык до сих пор жив, местные жители вновь возрождают старые традиции. Города и деревни Западной Эстонии и прибрежные острова (например, Вормси) имеют множество шведских названий: Хосби, Эйнби, Остреби. Все они сохранились от шведских поселений, т.н. “айболандеров”, или эстонских (балтийских) шведов.
И как пример: указатель здесь на эстонском и шведском языках.
Церковь св. Екатерины в Ноароотси является позднейшей в Эстонии укрепленной церковью, со стенами из плитняка и булыжника, построенной около 1500 г. Представляет собой образец зрелой готики. В то время здесь был приход для эстонских шведов. Во внутреннем оформлении привлекают внимание крестильная каменная купель, а также выполненная в стиле барокко кафедра и эпитафия на плитняке пастору церкви Мартину Винтеру. В настоящее время церковь в Ноароотси является одной из трех церквей Эстонии, имеющей тесовую крышу. Интересен также крест посередине башни. У входа в церковь в нише виден камень с автографом шведского короля Карла XVI Густава, посетившего церковь в 1992 г.
Через дорогу от церкви находится старейшее в области Ляэнемаа деревянное строение - здание пастората, построенное в XVII в. Что касается его исторической датировки то известны три даты: * 1635 г. - в 1920 г. местный пастор написал жалобу начальству, что жить в доме, которому исполнилось 285 лет, нет никакой возможности. * 1683 г. - дата была якобы высечена на основании кожуха дымохода, единственное указание на ее существование - воспоминания пастора, опубликованные в Стокгольме аж в 1979 г. * 1725 - по данным ревизии 1728 г., где отмечено, что пасторат вновь выстроен на пепелище три года тому назад. В 1784 г. здание отремонтировали и нынешний его вид предположительно тех времен, за исключением веранды, имеющей облик конца XIX - начала XX в.
5. Хосби - Сааре (Ликхольм) 8 км
В Сааре некогда были средневековые укрепления, но к городищу там подобраться сложно, поэтому ограничились осмотром мызы. Увидев гербовый щит с тремя розами на фронтоне, испытала радость узнавания - это герб фон Розенов, одного из наиболее могущественных родов в средневековой Ливонии. В Латвии сохранилось много их замков - в Лиелстраупе, Розуле, Аугстрозе... Принадлежащая роду Розенов усадьба Сааре была построена в XVIII-XIX вв. и восстановлена потомком фон Розенов бароном Густавом Фридрихом. В главном здании, отреставрированном в 2011 г., ныне находится администрация заповедника Сильма:
Вокруг здания высажены цветы - розы, еще одна аналогия с фон Розенами...
Музей Люкхольма, занимающий бывшее здание конюшни, восстановлен из развалин (XVIII в.) тем же бароном Густавом фон Розеном в 1995-1997 г. В музее можно ознакомиться с историей Ноароотси, первая комната музея хранит историю деревни Сааре. Есть даже окаменелости эпохи силура. Основная экспозиция знакомит с Эстонской Республикой 1918-1940 гг. Экспонируются переданные музею местными жителями старинный сельскохозяйственный инвентарь, предметы быта и рукоделия. Рассказывается о сосуществовании живших в Люкхольме эстонцев, шведов, немцев и финнов. Музей открыт с мая по октябрь, со среды по воскресенье.
Таким образом сгруппированные почтовые ящики встречаются в сельской местности в Эстонии, в данном случае в Сааре:
6. Сааре (Ликхольм) - Нигула 32 км
Церковь св. Николая в Ляэне-Нигула была построена, вероятно, во второй половине XIII в. Изначально это было здание с двумя сводами и одним нефом, с ясно выраженной защитной функцией; к западному своду здания вела лестница. Церковь в своем первоначальном виде перестала существовать в 1809 г. в результате пожара, уничтожившего своды и ризницу. Позднее церковь была отстроена заново в стиле классицизма.
Нынешний облик восстановленная церковь получила в 1816 г., четырехугольная башня построена в 1882 г. Ее высота - 52,2 м, из которых 26,7 м приходится на шпиль. Древний церковный алтарь хранится в Таллине, в Государственном художественном музее, был изготовлен, вероятно, любекским мастером Х. ван дер Хейде в 1510 г. Внутреннее убранство церкви относится к XIX в. Величественную алтарную стену в стиле ампир в 1823 г. изготовил мастер Сигизмунд из Петербурга. Алтарные картины "Тайная вечеря" и "Вознесение" являются копиями одноименных картин Леонардо да Винчи. О памятниках возле церкви будет отдельный разговор:
Пример старинного кладбища при церкви, с каменными крестами:
Металлические кресты более поздние и, как видите, сохранность их хуже, чем каменных:
Начинает смеркаться - пора ехать в Хаапсалу на ночлег.
7. Нигула - Хаапсалу - 17 км
Планировали под конец дня хоть немного взглянуть на замок в Хаапсалу, но сумерки и дождь сделали свое черное дело, не дав также посмотреть на лунное затмение в эту ночь. Но зато перед заселением в гостиницу обнаружили другую городскую достопримечательность - скульптуру Юхана Раудсеппа "Сломанный посох" (1933 г.), которая символизирует человека, вернувшего себе здоровье на лечебных грязях в Хаапсалу и ломающего посох, ставший не нужным. В 1992 г. скульптура была украдена и распилена на четыре части. К разочарованию воров, она оказалась полой внутри. К счастью, части были обнаружены и скульптуре вернули ее прежний облик.
Интерьеры нашей гостиницы в Хаапсалу также взяты из интернета. Круглосуточная стойка регистрации. Извинялись, что не будет номера с видом на море. Только мы приехали в темноте и утром уезжаем в темноте - что нам до того моря-то?
Часть номера - не виден письменный стол и кресла. Две оригинальные фишки - французский балкон и тюль поверх штор. Необычно, но что-то в этом есть:
Забавный рисунок у них на тему "не беспокоить":
В замке Хаапсалу мы были еще в 2005 году, вот моя статья на сайте. Но рано утром следующего дня все же проезжали мимо замка и попытались еще раз что-то заснять - но была темень, хоть глаз выколи. Удивительно, что в шесть утра есть свободный доступ на территорию замка:
Осталось рассказать о третьем и последнем дне нашего путешествия.