Палаццо Волкофф

Aug 31, 2014 18:08

Год назад я писала о проклятье палаццо Дарио в Венеции http://renatar.livejournal.com/556034.html
Сегодня хочу рассказать о другом палаццо -



style="border:10px solid #DCDCDC; border-radius: 10px; box-shadow: 0 0 7px #777;"

Палаццо Волкофф (Palazzo Volkoff) назван в честь русского художника и учёного Александра Волкова-Муромцева, известного также под творческим псевдонимом Александр Руссофф, который жил в нём (часто выезжая на длительное время за границу) с 1883 года до конца жизни (скончался в 1928 г.). Здание известно также как Палаццо Барбаро или Барбаро-Волкофф по фамилии венецианской семьи, которой долгое время принадлежал дворец. Находится в районе Дорсодуро, № 351, между мостом Академии и церковью Санта Мария делла Салюте. Выходит фасадом на Большой канал слева от другого известного венецианского палаццо Ка' Дарио.
Самым знаменитым гостем этого дворца была, несомненно, Элеонора Дузе, с которой художник познакомился в 90-х годах. Волков-Муромцев организовал для неё гастроли в России с марта по июнь 1891 года. После возвращения в Италию Дузе решает переехать в Венецию, но квартира, которую она снимает во дворце Контарини-Фазан, не устраивает её. Волков-Муромцев предлагает ей аппартаменты с отдельным входом в своём дворце, где Дузе проживёт около трёх лет в середине 90-х годов XIX века. В 1893 году Волков-Муромцев выполняет портрет Дузе по фотографии, который в настоящее время хранится в Фонде Чини в Венеции.
http://www.russinitalia.it/luoghidettaglio.php?id=12

Палаццо Барбаро-Волкофф
Краснокирпичное палаццо XV века Барбаро-Волкофф стоит в нижней части Гранд Канала, рядом с более знаменитым палаццо Дарио. Заинтересовал дворец русской "приставкой" в его названии...
С 1883 по 1928 годы здесь жил Александр Николаевич Волков-Муромцев (псевдоним Руссов/Roussoff), русский художник-акварелист. Вообще-то это был ученый, он занимался научной деятельностью в Вюрцбурге, Гейдельберге, Одессе. Но сейчас больше известен своими акварелями.
Александр Волков-Муромцев (Roussoff). Вид Венеции. Акварель.
С 1880 г. и до самой смерти жил в Венеции. Здесь постоянно бывал в салоне княгини Долгоруковой, проживавшей в Дорсодуро на набережной Заттере. Был накоротке с Вагнером и Листом. В 1891 году свёл знакомство с итальянской актрисой Элеонорой Дузе и даже помог ей с организацией гастролей в России. Известен портерт Дузе работы Ильи Репина. Впрочем, актрису писали Сарджент и Ленбах - тот самый, что давал частные уроки рисования А.Н. Волкову. Портрет Дузе, написанный Волковым, хранится в венецианском фонде Чини. Актриса три года жила в его палаццо - и об этом будет обязательное упоминание в любом описании здания. Вот только там будет написано, что жила она в палаццо Барбаро. О том, что палаццо принадлежало Волкову, обычно в западных изданиях сегодня не упоминается. Похоронен Волков на Сан-Микеле рядом с Дягилевым.
Клод Моне. Палаццо Дарио. 1908. / Слева - палаццо Барбаро-Волкофф /
http://venice-arial.blogspot.com/2012/05/blog-post.html

ВОЛКОВ-МУРОМЦОВ (урожд. Волков) Александр Николаевич (псевд. Руссов)
Wolkoff-Mouromtzoff A. (alias Roussoff)
А. Н. Волков-Муромцов. Фото 1910-х.
3 февраля 1844 (С.-Петербург) - 21 мая 1928 (Венеция). Художник-акварелист.
Из аристократической петербургской семьи. Детство провел в родовом поместье в Псковской губернии, неоднократно с семьей совершал поездки в Европу. С 1853 в связи со службой отца семья жила в Варшаве, с 1860 - в Дерпте (ныне Тарту, Эстония).
По окончании гимназии поступил на математическое отделение Дерптского университета, увлеченно занимался химией, физикой и ботаникой. Получив диплом по агрономии, продолжил учебу в Гейдельбергском университете, где защитил докторскую диссертацию, посвященную воздействию света на хлорофилл. По возвращении в С.-Петербург намеревался организовать общероссийский центр по научному изучению агрикультуры, но не нашел поддержки в правительственных кругах.
В 1867 получил большое наследство от отца. В том же году отправился в Англию, где женился на Элис Гор (Alice Gore) из семьи английских землевладельцев. До 1871 жил в своем имении в Псковской губернии, затем несколько лет - в Германии, где занимался научной деятельностью в Вюрцбурге и Гейдельберге. Около 1875 вернулся на родину и получил кафедру физиологии растений в Новороссийском университете в Одессе. Во время Русско-турецкой войны 1877-1878 годов был вице-президентом Международного Красного Креста. В те же годы получил в наследство от двоюродного брата отца земельные владения (Баловнево в Рязанской губернии), с условием взять также и его фамилию - Муромцев.
Во время академического отпуска в Дрездене брал частные уроки рисования у Франца фон Ленбаха, затем учился у Алоиса Габла в Мюнхенской академии художеств. После этого решил целиком посвятить себя искусству и отказался от профессорской должности в Одессе. В 1880 поселился с семьей в Венеции, сначала - в палаццо Кантарини (Palazzo Contarini) на Большом канале, принадлежащем графине Матильде Берхтольд Стракен, с 1883 до самой смерти - в палаццо Барбаро (Palazzo Barbaro, переименованном в палаццо Palazzo Volkoff). Продолжал бывать в России, Англии и Германии, а также в странах Скандинавии, объездил Италию, побывал в Константинополе и в Египте.
Писал акварельные пейзажи, интерьеры храмов и дворцов, сентиментальные жанровые сцены в академической салонной манере. Свои работы подписывал псевдоним Руссофф. В 1880 послал несколько акварелей в Общество изящных искусств в Лондоне, где они были проданы по неожиданно высоким ценам. В последующие 20 лет общество ежегодно устраивало выставки его акварелей. Участвовал в выставках Берлинской АХ. В России же акварели не выставлял, объясняя это «непопулярностью» их у отечественной публики. Однако среди русских почитателей его таланта был П. М. Третьяков, который приобрел его акварель «Купленная» (1892).
В Венеции входил в космополитический кружок аристократии, собиравшийся в палаццо княгини Долгорукой на Дзаттаре (Zattere). Был знаком со многими знаменитостями, включая Рихарда Вагнера и Ференца Листа. В 1891 познакомился с Элеонорой Дузе, содействовал организации ее гастролей в России, лично сопровождал ее от Харькова до Одессы. По возвращении в Италию, актриса три года прожила в его палаццо Волкофф. В 1893 написал портрет Э. Дузе - один из лучших портретов актрисы, который известен по многочисленным репродукциям (хранится в Фонде Чини в Венеции). Дружба с актрисой продолжалась и в 1920-е. В числе его русских знакомых в Италии - вел. кнг. Екатерина Михайловна, кн. Виктор Барятинский, кн. Лев Гагарин, графиня Мария Строганова (Потоцкая), баронесса Варвара Икскуль фон Гильденбанд, художник Павел Жуковский (сын В. А. Жуковского) и др.
Последний раз побывал в России с дочерью Верой весной 1923. Сохранял российское гражданство. Похоронен на Греко-православной части кладбища Сан Микеле в Венеции, рядом с детьми Верой (Волкова-Митрофан) и Гавриилом, а также рядом с могилой С. П. Дягилева.
Писал статьи по искусству и оставил воспоминания, которые были опубликованы вскоре после его смерти. Большинство работ художника хранится в зарубежных частных собраниях. Представлен в Третьяковской галерее.
http://www.artrz.ru/menu/1804645939/1804782980.html

31 марта в рамках Антикварной выставки, проходящей в Центральном выставочном зале «Манеж», Управление по сохранению культурных ценностей Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия передало Государственному музею-заповеднику «Царское Село» утраченную в период Второй мировой войны акварель художника А.Н.Руссова «Вид улицы итальянского городка».
До 1941 года в исторической коллекции Александровского дворца значились два произведения этого художника. Акварель «Вид улицы итальянского городка» находилась на половине императрицы Александры Федоровны, в Сиреневом кабинете. Изображение интерьера собора, названное «В католическом храме», - в Большом кабинете императора Николая II.
Возвращение картины «Вид улицы итальянского городка» на свое историческое место в Александровский дворец - знаменательное событие для музейных сотрудников Царского Села.
http://www.tzar.ru/info/newsarchive?id=3239

Первый раз А. Н. Волков-Муромцев приехал в Италию в 1857 г. вместе с отцом и старшим братом: посетил Флоренцию, Триест и Венецию. Александр с братом учились в швейцарском институте для молодых иностранцев, в институте Scuola dei Padri di Famiglia (о его первых впечатлениях об Италии см. его воспоминания, с. 9-12).
В 1860 г. семья поселилась в г. Дорпате, где Александр поступил на математический факультет, проявляя большой интерес к химии, физике и ботанике. Он закончил университет, защитил диплом по агрономии. Продолжил учебу в Гейдельберге, получил звание доктора химии, физики и метеорологии.

С 1883 г. и до своей смерти А. Н. Волков-Муромцев жил в Палаццо Барбаро (переименованном в Палаццо Волкофф в сестьере Дорсодуро, 351). Его местопребывание здесь подтверждается переписью населения 1911 г., из которой следует, что временно пребывающий за границей художник является главой семьи и проживает там. 3 марта 1923 г. засвидетельствовано, что он в очередной раз вернулся вместе с дочерью Верой из Петербурга. В регистрационном журнале миграционных потоков Венеции об Александре Волкове-Муромцеве сказано: «Гр<ажданство> русское, что следует из документа о пребывании иностранцев в Италии, выданного Комиссариатом Государственной полиции Венеции 2.3.1923».
В Венеции Волков-Муромцев часто бывал в космополитическом кружке аристократии на Дзаттаре в палаццо княгини Долгорукой. В этом кружке он общался с князем Львом Гагариным, уже много лет постоянно живущим в Италии, близким другом графини Альбрицци, прозванной венецианской мадам Де Сталь, музой Вальтера Скотта и лорда Байрона; с графом Ламздорфом, богатым землевладельцем балтийского происхождения, жившим в отелях «Британия» и «Даниэли»; с князем Четвертинским, известным в Венеции как «Чет», который тоже жил в «Британии» и посещал преимущественно австрийский салон княгини Меттерних в палаццо Бембо; с «туристами» благородного происхождения (которых иногда сопровождал в качестве гида), как, например, с Софи Володкович, полькой, знакомой ему по Одессе; с графиней Строгановой, урожденной Потоцкой; с великим герцогом Веймер-Саксонским, Карлом Александером (1818-1901 гг.), внуком царя Павла; с великой герцогиней Екатериной Романовой (1827-1894 гг.) и ее дочерью Еленой (1857-1936 гг.); с князем Виктором Барятинским, с которым он познакомился в Одессе в 1876 г. и который представил его Рихарду Вагнеру и мадам Козима на их вилле в Байройте. Это, последнее знакомство, сделало его завсегдатаем музыкальных вечеров, организованных Вагнером и Ференцем Листом в Венеции, в палаццо Малипьеро, принадлежащем княгине Хатцфельд. Волков-Муромцев находился в Венеции 13 февраля 1883 г., когда Вагнер умер в палаццо Вендрамин. Тогда он познакомился с художником Павлом Жуковским (Paul von Joukowsky, 1845-1912 гг.), сыном поэта Василия Жуковского и автором костюмов и сценографии вагнеровского «Парсифаля».
http://www.russinitalia.it/dettaglio.php?id=256

Palazzo Barbaro-Wolkoff (centre), Venice, where Fauré stayed in 1891 http://en.wikipedia.org/wiki/Cinq_m%C3%A9lodies_%22de_Venise%22
Габриэль Урбен Форе́ (фр. Gabriel Urbain Fauré, 12 мая 1845, Памье, Франция - 4 ноября 1924, Париж, Франция) - французский композитор и педагог.

Gabriel Fauré à Venise. Groupe au balcon du Palazzo Volkoff, avec W. de Polignac, Ernest et Amélie Duez http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/btv1b8417643b

Gothic palaces mentioned in Ruskin’s Venetian Index http://www.lancaster.ac.uk/users/ruskinlib/eSoV/notes/mgothicpalacesmentionedinruetc.html

Палаццо на канале строили известные авторы Возрождения - ценивший византийский стиль Мауро Кодусси (1440-1504), главный скульптор могущественной Венецианской республики Якопо Сансовино (1486-1570), мэтр барокко Балтассаре Лонгена (1598-1682). Как и многие архитекторы, Лонгена был долгожителем, но оба его шедевра на Canal Grande, Ка'Редзонико и Ка'Пезаро, были закончены уже после смерти автора. А вот Антонио да Понте (1512-1595) успел насладиться видом своего главного детища - моста Риальто.
Те, кто привык внимательно разглядывать фотографии, могут понять, как делались снимки ночной Венеции, когда по воде бежит лунная дорожка. На самом деле фотографии делали днем, затем их тонировали, и солнце превращалось в луну.
http://izvestia.ru/news/526025#ixzz2f3JFzoGo

Андерсон. Палаццо Барбаро-Волкофф и палаццо Дарио. Фотография. Конец 19 - начало 20 в. Фото: из фондов Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева http://izvestia.ru/news/526025#ixzz2f3J10U6p

Венеция, Закладки, #dcdcdc

Previous post Next post
Up