Шестой фестиваль света Staro Rīga, 2013 г.: витражи и салют

Nov 20, 2013 05:34

Живопись светом - застывшая в витражах и мимолетная в залпах салюта... Потому я и решила объединить в один пост эти две, казалось бы, разные темы.

Во время последнего рижского фестиваля света была возможность осмотреть оригинальные исторические витражи церкви св. Петра. Их в свое время изготовили в витражной мастерской мастера Тоде в Риге. Оригиналы сохранились с конца 19 в. до наших дней, однако обширной аудитории не демонстрировались. В 3,5-метровых световых ящиках были представлены оригинальные витражные сюжеты. В центральной части церковного фасада высвечивались круглые проекции готических витражей известных архитектурных памятников - своего рода сон-мечта о восстановлении интерьера церкви св. Петра.






Сначала небольшое отступление на тему рижских витражей.

Традиции витражного мастерства в Риге восходят к 1541 г., когда в рамках рижской Малой гильдии был официально образован цех стекольщиков. Тогда эта ремесленная корпорация объединила в себе остеклителей окон и витражистов, которые создавали произведения церковной живописи. Следует отметить, что работы рижских витражистов отличало высокое мастерство технического исполнения. В качестве примера можно привести дошедшую до наших дней роспись пяти овальных окон главного помещения Малой гильдии, которая была выполнена по заказу латышского цеха даугавских рыбаков в 1713 году. Витражи Малой гильдии, кстати, демонстрировались на фестивале света в 2011 г.

К ведущим рижским витражистам можно причислить известного латвийского мастера витражного искусства Эрнеста Тоде (1858-1932 годы), в мастерской которого изготавливались ценные образцы витражного искусства для рижских церквей: храма Святого Петра напротив Ратушной площади, церкви Святого Иоанна на улице Скарню, Домской церкви, а также для неоготической доминанты нового центра Риги - Старой церкви Гертруды. Еще в 1997 г. в ризнице церкви св. Петра были реставрированы витражи Э.Тоде (художник по витражу И. Карклувалка). Витражи Домского собора во время фестиваля света показывали в 2012 году:



Витражи Тоде пользовались большой популярностью - для любой рижской церкви было вопросом моды и престижа заказать витраж именно в мастерской Тоде, а уж за качество продукции можно было не беспокоиться. Мастерская Тоде существовала с 1895 по 1909 годы, и не только церкви почитали за честь получить из неё шедевр витражной живописи - в вестибюле и на втором этаже здания Академии художеств находятся витражи Тоде, обладающие высокой художественной ценностью. Их насыщенная растительная орнаментальность и эмблемно-символическая нагруженность (например, символическое изображение яблонь) указывает на принадлежность к стилевой концепции модерна, внесшего большой вклад в развитие архитектурной традиции Риги начала прошлого века.

И вот после других витражей в Риге открыты для показа очередные работы Тоде. Судя по всему, на этих витражах изображены четыре евангелиста: Иоанн, Лука, Марк и Матфей. Игра света и тени в сочетании с архитектурными деталями фасада создало совершенно сказочный мир. А тени прохожих, бросаемые на древние стены церкви, лишь усугубили эту дивную атмосферу:

2.



3.



4.



5.



6.



7.



*

В Интернете выложена статья самого мастера-витражиста: Э. Тоде. Стекольная живопись. Краткий очерк ее истории и технического развития. /«Зодчий», № 23, 1908 г. С. 204-208. http://vitroart.ru/articles/articles/714/
Я лишь процитирую несколько отрывков из нее, исторических экскурсов.

Чем-то пленительным и чарующим веет от изумительных лучезарных произведений средневековой живописи из стекла, по силе и прелести впечатлений далеко превосходящих знаменитейшие фрески и мозаики. Как-то охотно поддаешься могучему очарованию этой роскоши красок и опьяняющей и, в то же время, возвышающей душу. Неудивительно потому, что именно это, так сильно действующее на настроение, искусство применялось, главным образом, в церквах. Чрез все народы: византийского, романского и готического стиля мы видим, что живопись на стекле развивается исключительно в церквах; светским, нецерковным целям она служит впервые лишь в эпоху Возрождения.
Предание приписывает изобретение стекла финикиянам, но уже задолго до них цветное стекло было известно древним, так как в дошедших до нас вазах и других стеклянных сосудах мы находим насквозь окрашенное стекло. И изумляемся же мы разносторонней и богатой технике древних египтян в деле употребления стекла.

В жизнеописании мюнстерского епископа Людгера (809 г.) впервые упоминается о [читать далее...]картинах в оконных стеклах, но нельзя с уверенностью сказать, что мы имеем здесь дело с подлинною стекольною живописью, так как еще в конце средних веков встречается живопись на стекле и другими, не подвергавшимися обжиганию красками. Наиболее раннее известие о настоящей оконной живописи находим в летописи дижонской церкви святого Бенития в XI веке. На окне этой церкви изображались сцены из жизни святой Пасхатии - произведение, относящееся по-видимому к IX или X веку.

Из свидетельства монаха Теофила Пресвитера, писавшего в XI веке, а именно из его сочинения «Diversarum articem schedulae» узнаем, что стекольная живопись появилась впервые во Франции; другие же источники указывают, напротив, что колыбелью этой отрасли искусства были прирейнские края, так Рата, монах из Сен-Реми в Реймсе, сообщает в своей хронике, что архиепископ Адальберт (968-989) при возобновлении собора, приказал украсить его окна фигурными изображениями и что призванные для этого художники были немцы из Прирейнского края.

Живописцы по стеклу того далекого времени имели в своем распоряжении лишь небольшую гамму красок, а именно: красное, синее, желтое и бело стекло. Последнее, впрочем, редко было действительно белым, а скорее светло-зеленым или светло-желтоватым материалом. Не ранее, как в XII веке появляется действительно густо-зеленая краска, а также и пурпур. В раннюю пору живописи на стекле, живописцы имели в своем распоряжении для воспроизведения контуров одну единственную краску. То был шварц-лот - рыжевато-черная краска, составлявшаяся из равных частей окиси меди и флюса, т. е. легкоплавкого свинцово-стекольного порошка. Эта металлическая краска, смешанная с маслом, смолой или медом, вплавлялась в муфельной печи в поверхность стекла.

Старейшие произведения живописи на стекле, как мы уже упоминали ранее, относятся к XI веку и по вышеобъясненным причинам составлялись из многих весьма мелких кусков стекла. Из среднего нефа Аугсбургского собора сохранились скудные остатки; уцелели окна часовни св. Себастиана в Нейвелере, в Эльзасе, а также окна соборов Кантербюре и Генте. Голова св. Тимофея в одном из окон в Нейвелере указывает еще на строго выдержанный византийский чин и прямо напоминает стариннейшие из мозаик св. Марка в Венеции, тени обозначены линиями, а полутени начертаны иглой. Из XII века сохранились два почти совершенно целых окна в построенном в 1142 г. аббатстве Сен-Дени.

Живопись на стекле так тесно сросшаяся с готикой, поэтому шла с нею в ногу в своем развитии и распространении, в своем процветании и упадке. В готический период живопись на стекле достигает своего величайшего расцвета и о ее высокой художественной мощи говорят нам богатые композиции расписных окон, сохранившихся в Страсбургском и Кельнском соборе, в парижском Notre Dame, в церкви св. Лаврентия в Нюренберге, в Frauenkirche в Мюнхене и в Буржском соборе.

Тем не менее, все же есть чему поучиться у старинных мастеров. Если в те времена не существовало учения о красках, то эмпирическим путем добытые законы того времени и поныне еще сохранили для нас важное значение. Правильный выбор красок - одна из труднейших задач живописи на стекле, так как здесь живописец рассчитывает только на проходящий свет, а потому ему приходится считаться с совершенно особыми условиями.

Необходимо соблюдать не только правило равномерного распределения каждой краски по всей поверхности картины для придания ей ковровой узорчатости, но следует обращать внимание на отношение каждый отдельной краски к проходящему свету. На картинах на стекле видим, что каждый луч света, проникающий сквозь лица, захватывает цвет, на который падает и переносит его на другую сторону. Часто небольшой кусок краски, или точечка, или тонкая, как нить светлая черта на затемненном стекле кажутся зрителю широкими, благодаря лучу света, проникающего сквозь стекло как через узкую дверную щель.


А теперь про салют.

18 ноября, в последний день фестиваля света был и другой праздник: 95-летие со Дня провозглашения Латвийской Республики, который завершался красочным салютом на набережной Даугавы. В 21.00 часов на набережной 11 ноября был исполнен гимн Латвии „Dievs, svētī Latviju”, а затем начался салют, музыкальное сопровождение для которого подготовил композитор Янис Лусенс. Музыкальное сопровождение салюта можно было слышать и на набережной, и в эфире радио „SWH” и „SHW+”. Музыкально-визуальное представление салюта можно было увидеть на Первом канале Латвийского ТВ и на телеканале „LNT”. Я видела этот салют по телевизору, но на фотографиях супруга, мерзнувшего на набережной у "Солнечного камня", зрелище выглядит гораздо более красочным. Местами как будто огромные птицы или ангелы парили над городом...

8.



9.



10.



11.



12.



13.



14.



15.



16.



17.



18.



19.



20.



21.



22.



23.



24.



25.



26.



27.



*

СтароРига, Выставки, История архитектуры, Рига, Праздники, Югендстиль, Салюты, Латвия сегодня, Культовые сооружения, Искусство

Previous post Next post
Up