Про водку, матрешек и Ганзу - странное сочетание, не правда ли?

Nov 03, 2013 12:30

Я тут недавно познакомилась с интересными историческими детективами К. Сэнсома, посвященными периоду Реформации в Англии, при Генрихе VIII (да, том самом, который рубил головы своим женам). И в одной из книг обнаружила прелюбопытнейший отрывок, имеющий отношение к Балтийскому региону. Над катом я его привожу целиком, а под катом будет детективный разбор каждый фразы, подкрепленный картинками. :-) А заодно узнаем, причем тут Латвия?

Несколько мгновений Миллер помолчал, потом подался вперед, скрестив на столе свои грубые руки.
- Прошлой осенью я устроился на корабль, который собирался в плавание по Балтийскому морю. Компания, которой он принадлежал, хотела открыть там торговлю, нарушить монополию Ганзейского союза. Об этом-то вы наверняка слышали, законник?
Я молча кивнул.
- Ребята говорили, что, чем пускаться неведомо куда, лучше бы я по-прежнему возил уголь, - продолжал Хэл. - Потом я пожалел, что не послушался их совета. Три недели мы бороздили Северное море, но, оказавшись у балтийских берегов, не посмели бросить якорь ни в одном из немецких портов. Боялись, что ганзейские купцы сразу же нас арестуют. Мы чертовски промерзли и изголодались, пока наконец не добрались до диких стран, где правят тевтонские рыцари. Господи боже, ну и унылые места. Все берега поросли непроходимым лесом, а зимой море замерзает и…
- Так вы высадились там? - нетерпеливо перебил я.
- Да, в городишке, который называется Любава. Поляки были счастливы торговать с нами. Мы загрузили корабль мехами и всякими диковинами, которых никто из нас, даже капитан Фенчерч, прежде не видел. Например, мы закупили множество удивительных деревянных кукол. Каждая из них открывается, а внутри у нее еще одна, у той еще одна, и так вплоть до самой маленькой, величиной с ноготь. А зелье, которым вы интересуетесь, поляки называют водкой и пьют его, как мы пиво. На корабле у нас был целый бочонок, но, когда мы с ребятами попробовали эту чертову водку, выяснилось, что она обжигает нутро, точно огонь. Выпили всего по полкружки, а потом блевали, как проклятые. И все же капитан Фенчерч решил захватить в Англию оставшиеся полбочонка.
- Когда мы прибыли в Лондон, капитан Фенчерч распустил всю команду. Несмотря на то что меха достались ему почти даром, плавание оказалось не слишком выгодным, и он не собирался его повторять. Так что я вернулся на свою угольную баржу. Но на память капитан подарил мне бутылку этого польского пойла, и я принес ее сюда, в таверну. Помнишь, Робин?
- Да уж, такое не скоро забудешь, - отозвался один из моряков, молодой светловолосый парень. - Хэл рассказывал всякие чудеса о поляках, об их длинных бородах и остроконечных меховых шапках. Говорил, вся их страна покрыта дремучими лесами, а городов и деревень почти нет. Потом он достал эту бутылку и пустил ее по кругу, сказав, что в ней что-то вроде польского пива. Он еще предупредил нас, что пойло это ужасно крепкое и пробовать его надо осторожно.
К. Сэнсом "Темный огонь"





Книги Сэнсома фоном для своих героев живописуют Лондон, Йорк, Халл и другие места Англии. Из прочих земель за пределами Острова упоминается бывшее королевство мавров, и еще вот берега Балтийского моря в вышеприведенной цитате. Автор подчеркивает в послесловиях к своим книгам, что достаточно вольно обращается с датами и событиями, но мне тем не менее интересно вникнуть в некоторые мелочи, пусть даже и не совсем точные. :-) Время действия книги "Темный огонь" - 1540 год.

Есть у меня подозрение, что в цитате были спутаны между собой два города - прусско-польский и ливонско-латвийский. ;-) Но обо всем по порядку.

Начнем с этой фразы:
нарушить монополию Ганзейского союза

В качестве краткой исторической справки:
Ганзейский союз, Ганза (нем. Hanse, древн.-верхн.-нем. Hansa, буквально «группа», «союз») - союз немецких свободных городов в XIII-XVII вв. в Северной Европе для защиты торговли и купечества от власти феодалов и от пиратства. Членами Ганзы в разное время были более 200 больших и малых городов, расположенных главным образом в бассейне Северного и Балтийского морей. Для выработки общих правил и законов представители городов регулярно собирались на съезды в Любеке. Ганзейские купцы и компании пользовались определенными правами и привилегиями. Большая часть стремления к этому сотрудничеству исходила из феодальной раздробленности в тогдашней Германии и неспособности властей обеспечить безопасность торговли. На протяжении следующих 50 лет Ганза сама установила писаные соглашения о конфедерации и кооперации на восточных и западных торговых путях.

На карте хорошо видны регионы, входящие в союз:




Как видите из карт выше и ниже, в Англии также были представительства Ганзы. Еще в 1266 г. английский король Генрих III даровал Любекской и Гамбургской ганзам право торговать в Англии, а в 1282 г. к ним присоединилась ганза Кёльна, сформировав самую мощную Ганзейскую колонию в Лондоне. Ситуация, сложившаяся к 14 веку вокруг Балтийского и Северного морей:




Забегая вперед, упомяну, что лишь в 1598 г., т.е. спустя 58 лет после описываемых в цитате событий, английская королева Елизавета I распорядилась ликвидировать Стилярд (Стальной двор) - обнесенный крепостной стеной ганзейский торговый двор в Лондоне, помогая английским купцам освободиться от конкурентов.




не посмели бросить якорь ни в одном из немецких портов. Боялись, что ганзейские купцы сразу же нас арестуют

Укреплению Ганзы способствовало принятие в 1299 г. соглашения, в соответствии с которым представители портовых городов союза - Ростока, Гамбурга, Висмара, Люнебурга и Штральзунда постановили, что «впредь не будут обслуживать парусник того купца, который не входит в Ганзу».

Вот так выглядело английское торговое судно к началу 14 века. В 16 веке оно могло быть иным (см. выше). К какому типу относилось судно капитана Фенчерча, не столь важно для нас в данном случае.





Теперь давайте разберемся, как выглядела Европа в середине 16 века. Карта не очень четкая, но границы Польши и орденских владений тут разглядеть можно. Но не стоит портить себе глаза, ниже будет карта получше:




Мы чертовски промерзли и изголодались, пока наконец не добрались до диких стран, где правят тевтонские рыцари. Господи боже, ну и унылые места. Все берега поросли непроходимым лесом, а зимой море замерзает и…

Почему в цитате объединяются тевтонские рыцари и Польша? Вовсе не только по географическому принципу, но и по политическому:

В 1466 году по Второму Торуньскому мирному договору Тевтонский орден вынужден был признать себя вассалом польского короля. Окончательная потеря могущества произошла в 1525 году, когда великий магистр Тевтонского ордена, Альбрехт Гогенцоллерн из династии Бранденбургских Гогенцоллернов перешёл в протестантизм, сложил с себя полномочия великого магистра и объявил о секуляризации прусских земель - основной территории, принадлежавшей Тевтонскому ордену. Подобный шаг стал возможен с согласия польского короля и при посредничестве Мартина Лютера, автора этого плана. Новообразованное герцогство Пруссия стало первым протестантским государством в Европе, но продолжало оставаться в вассальной зависимости от католической Польши.

Здесь на карте лиловым цветом показаны владения Тевтонского ордена (о Ливонском ордене и его землях пока умолчим, дабы не плодить сущностей и не создавать путаницы):




Если смотреть на две карты ниже, видно, что торговые пути Ганзы за Вислой не столь интенсивны, как в других частях Европы:




Понятно, что англичане стремились туда, где влияние Ганзы было не столь велико.




А дальше начинается самое для меня интересное...

- Так вы высадились там? - нетерпеливо перебил я.
- Да, в городишке, который называется Любава. Поляки были счастливы торговать с нами.

Город существует и поныне:
Любава (польск. Lubawa), Лёбау (нем. Löbau) - город в Польше, входит в Варминско-Мазурское воеводство, Илавский повят. По торуньскому договору 1466 г. принадлежал Польше вплоть до 1772 г. То есть в момент появления английских купцов был польским городом, причем не на вассальных орденских землях, а уже в Королевстве Польском.
Любава здесь в левой части по центру:




Все вроде бы замечательно. Но... До моря отсюда больше ста километров. Вот карта еще владений Тевтонского ордена, Любава в нижней части. Как морской корабль мог сюда причалить? Сюда даже большие реки не доходят. А про волок в книге ничего не сказано, и вообще речь идет о морских берегах, насколько это можно понять.




Я думаю, что писатель спутал польскую Любаву с ливонской Либавой (ныне городом Лиепая в Латвии). Вот здесь Либава показана на карте справа в верхней половине, и она как раз является морским портом на побережье Балтийского моря!




Косвенно в пользу этой версии говорит также фраза:

Говорил, вся их страна покрыта дремучими лесами, а городов и деревень почти нет.

Вокруг польского города, как вы видели, других городов много. А вот с Либавой ливонской ситуация иная. Карта эта, правда, намного более позднего времени, но даже тут городов не густо. Либава слева, у самого края карты:




А вот как раз интересующая нас карта описываемого времени, показывающая, что до 1561 г. Либава (Лиепая) находилась на территории орденских земель. Не так уж далеко от польско-литовского государства. Так что польские купцы там могли быть тоже. :-))




Ну и на тему лесов - в Ливонии их больше показано на старых картах, чем в Речи Посполитой (Польше):




А дальше в цитате из книги уж такая фантазия приведена, ничуть не хуже историй о песиголовцах, обитающих за пределами холодного моря. :-))

Например, мы закупили множество удивительных деревянных кукол. Каждая из них открывается, а внутри у нее еще одна, у той еще одна, и так вплоть до самой маленькой, величиной с ноготь.

Узнали описание матрешки? :-) Надо сказать, что до конца XIX века не то, что в Польше, а и в России никаких матрёшек вообще не было. Выставка японского искусства, состоявшаяся в Петербурге во второй половине 1890-х годов, немало способствовала возникновению и развитию моды на “всё японское”. В числе экспонатов на этой выставке была представлена фигурка буддийского мудреца Фукуруму, добродушного лысого старика, в которую было вложено ещё несколько деревянных фигурок. Статуэтка Фукуруму была привезена с острова Хонсю, согласно японскому преданию, первым такую фигурку вырезал некий русский монах, неведомыми путями попавший в Японию. Считается, что фигурка Фукуруму и стала прообразом русской матрёшки. В 1900 году русская матрёшка была представлена на Всемирной выставке в Париже, где получила медаль, и мировую известность.





Вот со спиртным история чуть более достоверна:

А зелье, которым вы интересуетесь, поляки называют водкой и пьют его, как мы пиво. На корабле у нас был целый бочонок, но, когда мы с ребятами попробовали эту чертову водку, выяснилось, что она обжигает нутро, точно огонь.

Надо заметить, что именно Ганза способствовала распространению пива и неудивительно, что в любом порту мореходы интересовались этим делом:

Наука пивоварения росла и крепла вместе с Ганзой, а Ганза отдавала должное пиву. В каждом ее городе была своя славная пивоварня, а Гамбург и Бремен, например, даже экспортировали хмельной напиток в города Скандинавии и по берегам Балтики, как заметил один исследователь, в таких количествах, что было достаточно для поддержания всех шведов в постоянном состоянии подпития.

И вот история с польской водкой:

Польское «wódka» имеет исходный смысл «маленькая вода», «водичка». В Польше первое упоминание названия «wódka» в значении спиртного напитка письменно зафиксировано в 1405 г. в судебных актах Сандомирского воеводства. В русских источниках название «водка» в том же значении впервые упоминается в 1533 г. Следует отметить, что версия польского происхождения названия водки распространена исключительно в Польше, поэтому осенью 1977 г. возникло «дело» о приоритете в изготовлении водки. Приведенные даты совпали с тем материалом, которым располагал международный арбитраж от других, зарубежных, исследователей. Что касается Польши, её представители не смогли доказать, что «гожалка» («gorzałka» - первоначальное название водки в Польше) была создана ранее середины XVI в. Однако есть данные, передвигающие дату рождения водки в Польском королевстве (а фактически на территории нынешней Украины) даже на одно-полтора десятилетия раньше той даты, которую указали сами поляки, то есть на 1540-е годы.

Вопрос: могли ли английские купцы в 1540 г. пить водку? Сэнсом, похоже, занимает польскую сторону в арбитраже о приоритете водки. :-))

Хэл рассказывал всякие чудеса о поляках, об их длинных бородах и остроконечных меховых шапках.

Когда говорят о польских шапках, вспоминается известная картина Рембрандта "Польский шляхтич", но она написана столетием позже наших событий, в 1637 году:




С известной натяжкой остроконечную шапку можно увидеть на одном из рисунков великого польского художника Яна Матейко "Польский национальный костюм" (1680):




Если же посмотреть историю моды, то на трех листах под заголовком "Сословная одежда поляков (15-17 веков)" (два здесь, а третий в начале поста), остроконечных шапок практически не наблюдается...







Вот такое вот маленькое расследование получилось.
Если бы не Любава, которая на самом деле Либава, а, следовательно имеет отношение к Латвии, вряд ли я бы взялась во всем этом разбираться. :-))

Некоторые из источников информации:
[Ссылки]http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/HISTORY/HANZA.HTM
http://kraeved1147.ru/russkaya-matryoshka/
http://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%EE%E4%EA%E0
http://fotki.yandex.ru/users/ew-l/view/14785/?page=26

Польша, Карты, Курземе, Мелочи, История костюма, Литература, Германия, Находки, ФантЛатвия, История, Юмор, Ливония, Книги, Вещи_из_прошлого, Иллюзии

Previous post Next post
Up