Скалы, пираты и прочие сюрпризы Рюгена

Jun 03, 2012 05:55

Сегодня в посте море, корабли и знаменитые меловые скалы острова Рюген... И немного о пиратах, а также одном секретном военном объекте недавнего прошлого. Будут как наши фотографии с борта парома, так и старинные открытки с видами пароходов, природных ландшафтов и панорам восточного берега Рюгена. В общем, такой маленький мини-круиз через времена и расстояния. :-)




В немецкой земле Мекленбург - Передняя Померания лежит остров Рюген, самый крупный на Балтийском море.
Природная красота Рюгена и в прошлом вдохновляла творцов. В начале XIX века здесь работал замечательный живописец Каспар Давид Фридрих. Особой достопримечательностью острова является меловая скала Королевский трон (Königstuhl), возвышающаяся над морем на 180 метров. По старой легенде, чтобы подтвердить свой титул и право на власть, будущий король должен был со стороны моря подняться от её подножия к вершине. Священная белая скала как бы утверждала своим незыблемым величием священное право. Память о «белом камне Алатыре», видимо, сохранилась в русской традиции с тех времён.
Северная оконечность острова Рюген далеко выдаётся в море. Мыс с отвесными меловыми утёсами ещё в древности получил название Аркона, которое, по разным версиям, означает «на горе» или «белая гора».
http://clubs.ya.ru/4611686018427462728/replies.xml?item_no=5285

Восточный берег острова Рюген на картине известного немецкого художника Каспара Давида Фридриха.
Eastern Coast of Rügen Island with Shepherd
Caspar David Friedrich (German, Greifswald 1774-1840 Dresden), Date: ca. 1805-6
Sepia colored ink, sepia colored wash, white gouache and graphite on off-white wove paper, Dimensions: 24 1/4 x 39 inches (61.6 x 99 cm)
http://www.metmuseum.org/Collections/search-the-collections/90022443?rpp=20&pg=1&ft=Friedrich%2c+Caspar+David+%28German%2c+1774-1840%29&pos=2



Итак, с приветом с Рюгена начинаем нашу морскую прогулку этим видом конца 19 века:



Здесь и дальше будут сравнения-параллели между историческим портом Засница и построенным в 20 веке паромным терминалом Мукран, находящимся немного южнее Засница. Собственно, вот они на карте: слева Мукран, справа - Засниц.




У нас был билет на паром в Мукране-Заснице, как теперь называют новый терминал на дорожных указателях.
Очередь на паром в 21 веке:



Фото В.С.

Сто лет назад у причалов швартовались иные суда:



Наш паром спереди и сзади:



Только вроде еще этаж был надстроен в низкой части:



И сравните со старинными паромами и прочими плавсредствами, отплывавшими из Засница в начале 20 века:










И вот что еще плавает сейчас у берегов Рюгена в облаке чаек:



Фото В.С.

Порт Засница в старину:




Паромный терминал Мукран-Засниц уже с борта парома:



Фото В.С.

Отходим от причала. Что это за длинная галерея на заднем плане?



Фото В.С.

Ответ находим в этих интересных текстах:

Паромный порт Мукран на Рюгене возник в 1982 году как совместный проект ГДР и Советского Союза. Он широко использовался не столько в гражданских, сколько в совершенно секретных военных целях. Обычно крупные строительные проекты - это вопрос престижа. Мосты, оперы и небоскребы восхищают и прославляют своих создателей. Но ГДР, вопреки всему, держала, насколько это было возможно, в строжайшем секрете свой крупнейший строительный проект - паромный порт в Мукране на острове Рюген в Балтийском Море. Потому что грузом там было нечто большее, нежели сырье и машины. В тихой рыбацкой деревушке Мукран около Зассница первые экскаваторы появились в марте 1982 года. Тогда начались работы над новым паромным портом. Самый крупный на тот момент транспортный проект ГДР должен был связать Рюген с литовской Клайпедой, в то время относившейся к Советскому Союзу.
Раньше здесь, на Балтийском море, находилась спокойная рыбацкая деревушка - от нее не осталось ничего, кроме нескольких почтовых открыток.




Около 3500 рабочих в течение следующих четырех лет выкопали четыре миллиона кубических метров земли и два миллиона кубических метров морского дна. Проект обошелся в 2,3 миллиарда марок ГДР, включая 1200 новых квартир для сотрудников порта. Историю проекта рассказывает и иллюстрирует впечатляющими фотографиями Вольфганг Клитц в своей книге «Паромы Балтийского Моря во времена Холодной Войны».

Министерство государственной безопасности ГДР (Штази) приняло меры: дорога вдоль побережья между Зассницем и Бинцем была полностью закрыта для гражданского автотранспорта. И, по сути, им было что скрывать. После того, как 2-го октября 1986 года порт был торжественно открыт, хотя степень его готовности достигала всего лишь 60%, открылось сообщение для военного транспорта. В ГДР в это время находилось около 400 тысяч советских солдат, а также 100 тысяч гражданских служащих и членов их семей. Их следовало снабжать всем - от стройматериалов до водки. Кроме того, в ГДР находилось 17 тысяч советских бронемашин и 700 боевых самолетов. Всем им нужно было техобслуживание и запчасти. Две позиции противовоздушной обороны к северо-западу от Мукрана охраняли территорию порта и железнодорожные пути, была запланирована и третья позиция. Режим Социалистической Единой Партии Германии (СЕПГ) опасался, что НАТО может обнаружить слабые места порта и обстрелять его. Кроме того, корабли и порт были оснащены для перевозки и хранения грузов наивысшего класса опасности. Еще на этапе планирования предполагалось, что перевозить будут оружие и боеприпасы.
Подробнее тут: http://p-w-w.ru/index.php?topic=9664.0

Вид паромного порта Мукран с птичьего полета. Вдали виден город Засниц и молы его порта:




Открытие паромной линии Мукран - Клайпеда в 1986 г. на почтовых марках ГДР отсюда: http://cosh.com.ua/index.php?qi=5320




Интересный текст советских времен:

Когда встал вопрос, в какое место немецкого берега нацелить острие новой железнодорожной паромной переправы, выбрали Мукран. И солидная глубина прибрежных вод, не требующая углубления акватории порта, сыграла при этом немаловажную роль. А кроме того, магистральная железная дорога здесь проходит совсем рядом. К порту оставалось провести лишь подъездные пути. А от Мукрана через Штральзунд открывается стальной путь к любому пункту страны. К тому же параллельно железнодорожному полотну, повторяя все его повороты, вьется автобан. Это тоже весьма весомое обстоятельство. А как быть с защитой порта от волн? Сделали искусственный залив, отгородив берег от моря тысячеметровыми молами, словно в охапку взявшими десятигектарную акваторию порта. И теперь лишь ленивые волны накатываются на берег. Грузы в ГДР и через ее территорию на Запад везут по железным дорогам Украины, Белоруссии, Прибалтийских республик, магистралям Польши. А паромная переправа возьмет на себя пять с лишним миллионов тонн из этого транзитного грузопотока. И еще: перевезти поезд морем вшестеро дешевле.
Но оказалось, что возможно и более эффективное техническое решение. И оно воплощено в жизнь в Клайпеде и Мукране. ...на берегу заканчивалось строительство двухэтажного моста-эстакады. Палубы пришвартовавшегося парома оказались на одном уровне с этажами эстакады. Стало понятно, что вагоны будут подаваться сразу на свое место, отведенное им на время морского рейса, безо всяких лифтов.
Журнал "Вокруг света" №3 (2558) Март 1987
http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/3582/

Я сначала думала, что это те самые эстакады, но знающие люди говорят, что те уже разобраны:



Фото В.С.

Более панорамный вид:



Фото В.С.

Кстати, тут в истории обнаружился и рижский след!

Своим немецким товарищам хорошо помогли рижские судоремонтники. Еще задолго до моего приезда на остров Рюген паром «Мукран» ходил в Ригу на доковый осмотр и покраску. Дело в том, что в Висмаре нет дока для судов такого крупного, как паром, водоизмещения.
Журнал "Вокруг света" №3 (2558) Март 1987
http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/3582/

Почтовая марка СССР 1986 г. - то самое cудно паромной переправы "Мукран"
http://www.webmarki.com/pochtovya-marka-sssr/Sudno-paromnoj-perepravy-Nukran--mc41717801




Но возвращаемся на наш паром, принадлежащий датской компании.
Народ на палубе ждет панорамных видов - на дневных паромах это основное развлечение, вот в море уже можно будет заняться магазинами и барами и отоварить выдаваемые на въезде талоны со скидками на спиртное.



Фото В.С.

Пока еще идем в акватории порта:



Фото Р.Р.

И пейзажи промышленного толка:



Фото В.С.

Но впереди - мол:



Фото Р.Р.

Маяк на конце мола:



Фото В.С.

И еще один:



Фото В.С.

Камни сейчас другие, нежели было раньше:




Как выглядел мол в Заснице в старину:




Интересно побывать в портовом Заснице. Именно здесь находится самый длинный волнорез на всем острове (длиной 1450 м). У причала Вы увидите красивые яхты и пароходы, крупные и мелкие рыбацкие суда, пассажирские корабли.
http://www.fitonline.ru/cities/2306/

Интересный мол-причал:




Судя по всему, он же на открытке 19 века:




Мукран остается позади:



Фото А.Л.

Разворот в море:



Фото Р.Р.

Засниц (Зассниц) (нем. Sassnitz) - город в Германии, в земле Мекленбург - Передняя Померания. Входит в состав района Рюген. Население составляет 10,5 тыс. человек (2009); в 2003 г. - 11,2 тысяч. Занимает площадь 46,45 км².
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BD%D0%B8%D1%86

А вот и Засниц "проплывает" мимо:



Фото Р.Р.

Рюген - Климатические условия
Климат Северной Германии очень мягкий, хотя и довольно прохладный, и переносится легко. Недаром уже несколько столетий врачи рекомендуют приезжать сюда людям, страдающим заболеваниями дыхательных путей, суставов, а также аллергикам. Целебный морской воздух помогает забыть о недуге и часто даже вылечивает болезни. Рюген считается самым солнечным немецким островом. Самый холодный месяц - январь, но шкала градусника не опускается ниже 0С.
http://www.fitonline.ru/cities/2306/

Старинные панорамы Засница, на которых заметно курортное предназначение места:
















Очень интересное ущелье, на старых фото я его нигде не заметила:



Фото Р.Р.

Вид Засница с птичьего полета:







Остров Рюген окутан дымкой, поэтому снимать его было трудно:



Фото Р.Р.

Но знаменитые меловые скалы не снять было нельзя:



Фото Р.Р.

Остров Рюген состоит из меловых пород, поросших буйной растительностью. Туристы, приезжающие сюда непременно отправляются на экскурсию к величественным белым утёсам, нависающим над морем. «Немецкая волна» как-то процитировала слова художницы Гудрун Арнольд: Эта щедрость, эта первозданная мощь ландшафта вдохновляет меня снова и снова! Я потому и живу здесь, в Заснице, чтобы меловые скалы были всегда рядом.
http://clubs.ya.ru/4611686018427462728/replies.xml?item_no=5285

Острые пики сгладило время:










Очень многое из того, что видно на старых открытках, уже унесено в море...




Еще скалы Рюгена:




И несмотря на все изменения, Рюген узнаваем тогда и сейчас:







Интересная точка зрения из Интернета:

Немецкое воображение, пожалуй, немножко чересчур преувеличенно относится к Рюгену: чересчур восхваляет, придает слишком яркие краски, расписывает нереальные пейзажи. Причем это явление не последних лет, а уже нескольких столетий. Например, в конце 19 и начале 20 века Рюген пользовался огромной популярностью среди сильных мира сего. В частности, здесь часто бывали и Бисмарк, и Томас Манн, и Эйнштейн, а его береговую линию увековечил художник-романист Каспар Дэвид Фридрих уже в 1818.
http://tonkosti.ru/%D0%A0%D1%8E%D0%B3%D0%B5%D0%BD







Даже побережье здесь такое же рваное... Картинка на рубеже 19-20 века:




И в 21-м веке (снято, правда, в районе мыса Аркона, но большой разницы здесь нет):



Фото В.С.

Общая форма острова достаточно причудлива, берега сильно изрезаны, их изгибы образуют множество заливов, бухт, полуостровов и мысов. Южное побережье Рюгена простирается вдоль берегов Померании. Ширина острова на юге достигает 41 км, максимальная протяженность с севера на юг - 52 км.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%FE%E3%E5%ED

На открытке написано: "Пиратское ущелье возле Засница на Рюгене":




Как не вспомнить промышлявшего в этих краях в 14 веке пирата Клауса Штёртебекера? Несмотря на то, что пират был казнен в Гамбурге, его помнят на Рюгене. В местечке Ральсвик проводится ежегодное шоу Штертебекера http://stoertebeker.de/index1.html
А еще по дороге мы видели дорожный указатель на место под названием Штертебекер.

Фрагмент шоу:




И реклама шоу Штертебекера в Ральсвике с 23 июня по 8 сентября 2012 года, обнаруженная в Нойбранденбурге:



Фото А.Л.

Но вернемся все же с пиратского корабля на паром и посмотрим его внутреннее устройство. :-)
Информация о нашем пароме, размещенная на нем:



Фото А.Л.




Фото Р.Р.

Схема парома:




Немного ссылок о нашем пароме:

Hammerodde and Dueodde RoPax Ferries http://www.ship-technology.com/projects/hammerodde/

Hammerodde http://www.shippingexplorer.net/ru/vessels/view/4378-hammerodde

Hammerodde (фото) http://sjofartsbloggarna.com/2011/12/29/veckans-fartyg-ms-hammerodde/

Вид коридора возле лифта и лестницы:



Фото Р.Р.

Выход на палубу:



Фото Р.Р.

Туалет для инвалидов:



Фото Р.Р.

Магазин:



Фото Р.Р.

Салон с диванами-кроватями:



Фото Р.Р.

Они вот так раскладываются (фото с сайта паромной компании):




Можно и аккумуляторы для фотоаппаратов зарядить:



Фото Р.Р.

Можно и на свежем воздухе устроиться:



Фото В.С.

Спасательная шлюпка:



Фото В.С.

Автомобильная палуба:



Фото Р.Р.

Ворота открываются - велосипедисты поедут первыми на берег острова Борнхольм... Но это уже другая история.



Фото Р.Р.

Собственно, вид порта Рённе из рубки управления:




Итак, мы с вами сплавали из Засница в Рённе. Потом будет рассказ о плавании из Рённе в Истад. Оно отличалось от уже рассказанного. ;-)




Сайт паромной компании http://www.faergen.com/
Здесь о компании на датском, но можно посмотреть исторические корабли и пр. http://da.wikipedia.org/wiki/BornholmerF%C3%A6rgen

Из истории паромных переправ вообще: http://rrh.agava.ru/history/chapter17.htm

UPD: Новость через 5 дней:

Ангела Меркель в немецком Заснице открыла новое паромное сообщение до Усть-Луги. Паром способен перевезти загруженные железнодорожные вагоны из России в Германию за 38 часов.
В немецком городе Засниц в присутствии канцлера ФРГ Ангелы Меркель (Angela Merkel) в пятницу, 8 июня, прошла церемония открытия регулярного паромного сообщения по маршруту Засниц - Усть-Луга. Как сообщает агентство dpa, это первый прямой маршрут между двумя странами с возможностью перевозки железнодорожных составов, в том числе и загруженных товарных вагонов.

Паром "Петербург" преодолевает лежащие между портами 1200 километров за 38 часов.
Ангела Меркель выразила удовлетворение фактом открытия нового паромного сообщения. "Это еще больше сблизило наши страны в экономическом отношении", - отметила она. Глава немецкого железнодорожного концерна Deutsche Bahn Рюдигер Грубе (Rüdiger Grube) подчеркнул, что в выигрыше в конечном итоге останутся клиенты. Кроме того, паромная переправа, по его словам, является отличной экологической альтернативой автомобильным грузоперевозкам.
http://aftershock-1.livejournal.com/973165.html

Просто дополнительная информация по паромам:
Карта паромов Европы: http://www.promy.pl/?ac=MapViewNew
Борнхольм - паромы, инфоссылки:
http://promy-na-bornholm.pl/
http://dergea.livejournal.com/31201.html
http://www.bornholm.net/Travel_routes.phtml
Колобжег-Борнхольм - 4,5 часа
Борнхольм - Истад 1 час 15 минут
Паромы из Свинемюнде http://www.sft.pl/en/connections
КЛАЙПЕДА - ЗАСНИЦ (МУКРАН) http://www.balttours.ru/ru/7/klajpeda__zasnic/raspisanie/

Стихии, Интерьеры, Техника, Природа, Германия, Мир XXI века, Ретро, Инженерные сооружения, Вещи_из_прошлого, Иллюзии

Previous post Next post
Up