Продолжение разговора о петербургском модерне

Oct 22, 2011 16:01

Продолжение разговора о питерском модерне. Это будет не научное исследование, а небольшая эмоциональная прогулка, разговор о том, как воспринимается архитектура и под какими углами на нее смотрят. :-) Петербург - не мрачный в том смысле, какой употребляют, когда говорят о его модерне. Он легкий, виртуозный, я бы сказала, интеллигентный. Не верите? Тогда давайте заглянем под кат. ;-) Здесь не нужно опознавать здания, наоборот, хотелось бы отвлечься от конкретных дат, имен и адресов... Да, поскольку в Петербурге эклектизм и модерн более тесно связаны, переходя один в другой, то фотографии могут быть со зданиями обоих стилей - для разговора более важно то, как мы их визуально воспринимаем.





И пожалуйста, внимательно прочтите хотя бы первые несколько абзацев, ибо в них и будет содержаться главная идея этого поста.

2.



Когда-то и Рига была такой, со старыми зданиями, украшенными лишь потеками воды и пылью многих десятилетий... Я была ребенком и в силу яркости детского восприятия почти не помню этого. В 1985 году приехала в гости тетя из Западной Германии, употребившая словосочетание "эта серая Рига". Я удивлялась тогда - какая же она серая? Вот розоватый дом, вот желтоватый... А потом польские реставраторы, работавшие в городе, стали сдавать объект за объектом - в Ригу ворвались яркие цвета, столь непривычные в то время. Потом появилось засилье рекламы и новохозяева раскрашивали лишь первые этажи зданий, и город защеголял цветовыми заплатками разных цветов. И лишь потом наступил момент, когда отдельные здания стали обновляться прямо на глазах. Сейчас Рига разная - и серая и разноцветная. Весь город еще не скоро приведут в порядок, это слишком дорого. Но мы получили бесценный опыт - мы увидели, какими красивыми бывают дома, если их слегка "отмыть".

Так вот, когда я смотрела фотографии Петербурга, я удивлялась тому, как многие фотографы просто не любят свой город, фотографируя нарочитый "треш", еще больше выпячивая разного рода подтеки и трещины... Нет, конечно, они есть - но понаблюдайте одну и ту же стену во время того, как на нее ложатся лучи солнца и когда идет дождь... Есть разница? Есть - она и визуальная и психологическая. Можно впустить мрак в душу, а можно стремиться прогонять его.

3.



Беда еще в том, что в Петербурге, как я посмотрела, очень мелкое членение декоративных элементов. И когда фотографируешь здания целиком это все куда-то пропадает, "смазывается" визуально. И неспециалист пройдет мимо, даже не заметив тонкой отделки, дивного переплетения узоров. И что еще странно - в Петербурге большинство декоративного убранства - наверху, под карнизами и в фронтонах... А часто ли мы в повседневной рутине смотрим в небеса?

4.



В общем, я взяла чужие фото (увы, своих пока нет и вряд ли скоро будут) и кадрировала, отрезая водосточные трубы и пустые плоскости стен, оставляя лишь элементы декора, чтобы можно было ими любоваться без помех. Они безумно красивые и роскошные, но мы не умеем их видеть, они слишком мелкие и "потерялись" на фасадах, затемненных временем... Вот, например, роскошное здание с богато решенной поверхностью, но в обычные дни взгляд как бы "скользит" по верхам, не замечая этого...

5.



6. Модерн же любит, чтобы возле него остановились, не спеша разглядывая и находя все новые и новые детали...




7.



8. Словом, я помахала волшебной палочкой и предлагаю посмотреть на настоящий Петербург, спрятанный за паутиной забвения... ;-) Да, предупреждаю, потом пост уйдет под замок, ибо не хочется, чтобы меня закидали помидорами те фотографы, над чьими фото я тут "поработала", убирая их художественно-нарочитую депрессивность...




9. Кстати, о мелкой пластике - даже на примере известного дома Зингера видно, что издалека воспринимаются только крупные формы:




10. И взгляд на эти формы поближе:




11. Можно идти другим путем - при мелкой пластике рельефов создавать иные архитектурные средства выразительности - башенки, эркеры, ризалиты...




12.



13. Можно добиваться эффекта "вырви глаз" контрастными и яркими цветами:




14. Можно сочетать яркие формы и цвета:




15-16. Можно внести динамику в фасады, подчеркнуто экспрессивные линии вертикализма:





17-18. На неискушенного зрителя вышеописанные приемы действуют гораздо сильнее, чем тонкая ажурная вязь декора:





19. Хотя, как и в случае с Ригой, добавлю, что такая вязь это и есть высший пилотаж, виртуозное владение художественной интерпретацией форм, их стилизацией:




20. Какой труд стоит за этими прихотливыми, почти невесомыми линиями:




21. Это все нужно было придумать и воплотить в камне:




22. А уж отдельных маскаронов и прочих зверей можно при желании насобирать целую коллекцию... Что я и делаю ниже :-)




23.



24.



25.



26.



27.



28.



29.



30.



31.



32.



33.



34.



35. А еще посмотрим наверх в поисках спрятавшихся там скульптурных декоров:




36.



37.



38.



39. А еще есть разного рода атланты и кариатиды и прочие...




40.



41.



42.



43. Мне кажется, что плоскостные решения не уступают трехмерным в красоте:




44. Даже применением плоских растительных мотивов можно богато украсить фасад:




45-46.




47.



48.



49. Совершенно изумительное художественное решение. Правда, вот тут я не сумела отрезать водосточную трубу в кадре...




50. Или вот - прекрасная работа скульптора, интересный сюжет:




51. Очень нравятся такие скульптурные изображения:




52. А это уже Искусство с большой буквы, верх пластических решений модерна, до которых Рига так и не сумела подняться...




53. В Риге очень многое остановилось вот примерно на таком уровне, как у этого питерского здания:




54. Кстати, напоминает рижские дома Эйзенштейна с их пластикой и голубым кирпичом :-))




55-56.




57. Кстати, помните пустые окна на фасаде одного из рижских домов Эйзенштейна? В Питере этот прием тоже знаком:




58. Встречается в Петербурге и богатая лепнина:




59.



60.



61.



62-63. Культурное наследие прошлых веков дает себя знать:





64.



65.



66-67. Богатый арсенал художественной выразительности кроется и в решетках и ограждениях:





68.



69. Это не декор здания, но не менее красиво:




70. А еще двери, порталы и их оформление!




71-72.




73. Но мне люб вот такой модерн, вырвавшийся из земных пут привычных стереотипов:




74. И еще я без ума от этого дома:




75. А эти небесные мозаики и совершенно инопланетный декор!




76. Жаль, что не сохранился один из красивейших домов Петербурга, погибший в войну:




77-78. Если приводить прекрасные дома в порядок, то может получиться совершенно умопомрачительное зрелище:





79. Так что в Петербурге есть всё!




80. И это, заметьте, я еще про разного рода дачи и особняки не говорила...




81. В общем, дома и города такие, как мы на них смотрим. ;-)



Петербург и окрестности, Россия, Югендстиль, Санкт-Петербург, История архитектуры, Архитектура

Previous post Next post
Up