Голландские изразцы

Jun 06, 2011 03:47

Голландские изразцы чем-то напоминают русскую гжель, на первый взгляд - та же керамическая плитка, покрытая белой эмалью и сине-голубыми - кобальтовыми - узорами. Главное различие состоит в том, что голландские мастера используют более сдержанную палитру красок и совершенно уникальные сюжеты для своих рисунков.

1.





2.



На белой блестящей глазури изразцов предстает и предметный мир голландского дома - столы с ножками-балясинами токарной работы,
стулья с перекладинами, подсвечники, щипцы и меха для камина, дорогие предметы из фаянса и кухонная утварь. Голландские художники, восхищаясь предметами, стремились показать их не только в жанровых сценах и натюрмортах, но и на изразцах, где зритель любуется каждым отдельным предметом.

3-4.




На уголках таких изразцов нет рисунка, изображение предмета занимает немного места, так как главная задача этих плиток - создание белого фона на стене.
http://www.pechy.ru/f203.html

5.



Голландская плитка (и, в особенности, производимая в г. Дельфте) - одна из самых известных в мире. Ей отделывались интерьеры по всему миру, ее покупали в Нидерландах в огромных количествах, ее пытались копировать. В самом начале XVIII в. князь Меньшиков построил в Стрельне фабрику по образцу голландских, где русские мастера делали плитку не хуже заграничной.

6.



Такой плиткой отделан дворец Меньшикова в Санкт-Петербурге. Во дворце есть уникальные комнаты, где плиткой отделаны не только печи, но и стены, и даже потолок! На отделку этих помещений ушло без малого 30000 плиток. Таких интерьеров нет больше нигде. Даже в Голландии, откуда и пошел обычай такой отделки, выполнялись только невысокие изразцовые панели или вставные композиции на стенах.

7.



Не менее знамениты и голландские печи во дворцах Петербурга и его окрестностей - в Пушкине, Петергофе и др. Огромные пятиметровые сооружения поражают богатством и тонкостью отделки, сложным рельефом, великолепным качеством плитки. Этим изразцам уже 300 лет, но и в наше время голландская плитка считается одной из самых красивых и престижных, и спрос на нее не пропадет, наверное, никогда.
http://www.vesta-hmt.ru/ru/about/museum/holandplitka/

8.



Ранние "голландские" изразцы имеют монохромные рисунки, выполненные синей кобальтовой краской по белому фону. Более поздние образцы изразцов приобрели яркости и декоративности благодаря полихромии: использование в росписях разноцветных гончарных красок.

9-10.




Из подобных изразцов сооружались отопительные приборы - печи довольно причудливой формы: на фигурных арках, с угловыми колонками-балясинами, с зубчатым завершением. На фасадной стенке таких "голландских" изразцов часто лекальной плитке преподавалось центральное декоративное "зеркало" - композиция овальной или круглой формы.

11.



Композиция рисунков "голландских" изразцов построена по стойкой схеме: центральное изображение (фигура человека или группа лиц, животных или пейзаж, цветок в вазоне) расположено в картуше, обрамленном широкой декоративной рамкой с украшенными углами. Элементы такой рамки типичны для художественного стиля "барокко" и "рококо" - цветы, бутоны, "сетки", ломаные линии, раковины, завитки-волюты.

12-13.




Комплекты таких изразцов стоили недешево, их заказывали за границей и ввозили в Россию представители российской казацкой старшины и вообще общественная "элита".

14-15.



Однако вскоре украинские мастера начали изготавливать аналоги дорогого "голландского" кафеля, который, возможно, несколько уступал прототипам по качеству, однако был намного дешевле. Эта новация вызвала настоящий "бум" на сооружение в помещениях рядовых российских живописных печей и печек, изготовленных из местных расписных разноцветными красками изразцов с типично российскими сюжетами изображений.

16.



По углам изразца выполнены растительные композиции, которые являются "связывающими" для отдельных изразцов и объединяют их в единый "ковровый" декор, который покрывал всю поверхность печи. Роскошная печь "синих" изразцов существовала еще в начале 18-го века.

17.



Центральная фигура вписана в широкие декоративные рамки - фигурного "картуша". Углы пластины изразца декорированы "сетчатым" мотивом, характерным для отечественных и зарубежных "голландских" изразцов первой половины XVIII века и с помощью которого каждый из изразцов стилистически-единственного печного комплекта композиционно "сочетался" с 4-мя изразцами, примыкавшими к нему.

18.



Следующим шагом в развитии производства "голландских" изразцов было появление полихромных образцов. С 1740-х годов в России сформировался тип многоцветных изразцов с рисунками, созданными по канонам народного искусства. Центральные изображения каждого изразца ограничены ступенчатой рамкой, в которой можно узнать очень упрощенное изображение "голландского" картуша. Композиции, размещенные по краям каждой "лицевой пластины" изразца, служат для соединения отдельных изразцов в единую "ковровую" композицию.

19-20.




Росписи голландских изразцов XVIII века поражают многообразием и ни разу не повторяются. Это конные казаки, солдаты в европейских мундирах того времени, пейзажи (бытовые, сказочные и гротескные сценки). Эти изразцы расписаны красками зеленого, коричнево-лилового и черного (для создания контура) цветов. Их центральные изображения оконтурены однотипными овальными рамками, которые по требовательности значительно уступают роскошным "московским" прототипам на тот период. Вверху и внизу каждая рамка завершается "рокайльной" раковиной, а слева и справа размещены "половинчатые" барочные "растительные" композиции, соединяющие каждый из изразцов с расположенным рядом.
http://www.iskov.ru/izrazcy/gollandskie_izrazcy.php

21.



Изразцовые интерьеры дворца Меншикова
Во дворце сохранились четыре интерьера, стены и потолки которых покрывают 27810 бело-синих расписных керамических плиток, составляющих восемь тематических серий. Бесконечно разнообразны сюжеты этих изразцов, комбинации серий и варианты размещения на стенах и потолках.
Мода на голландские плитковые интерьеры пришла в Европу из Франции, когда по указу короля Людовика-Солнце в Версале строился Малый фарфоровый Трианон, стены которого снаружи были облицованы голландской плиткой. В начале XVIII века много дворцов с изразцовыми интерьерами воздвигается в немецких княжествах, а также во дворце польского короля Августа II Лазенки около Варшавы было также создано два интерьера с плитковым декором - зал Бахуса и зал Венеры. Русские, и в первую очередь А.Д.Меншиков, вдохновились этими интерьерами. Возможно, не был случайным и тот факт, что плитки на пасторальную тему с одной и той же композицией украсили не только Лазенки, но и дворец Меншикова на Васильевском острове.
В Петербурге первые изразцовые интерьеры появились в 1710-е годы. С 1720 года плитковая отделка широко использовалась
для декора Зимнего и Летнего дворцов Петра I, его загородных резиденций, домов придворной знати - Ф.М.Апраксина, П.П.Шафирова и более всего дворцов А.Д.Меншикова.

22-23.




Такое увлечение изразцовой отделкой не случайно, ибо она соединяла в себе важнейшие свойства, отвечавшие требованиям того времени к отделке интерьеров, которая должна была быть утилитарной и декоративной. Привлекала также и гигиеничность этого материала, способного защищать от влажности при сыром климате, но все же самое главное - он был красив и моден.
Бело-синие изразцы в белом лепном орнаменте с позолоченными деталями и шляпками золоченых гвоздей на потолке, в сочетании с большими остекленными окнами впервые в России способствовали созданию необычно светлого и нарядного интерьера, соответствовавшего не только новым требованиям комфорта и гигиены быта, но и стремлению к парадности и блеску. Обильно применялись в декоре зеркала, стекла, золоченый металл, янтарь; и все это сочеталось с нежным сверканием голландских плиток.
Для Меншикова плитки высылались из Голландии.
Так, в письме к Христофору Брандту (посреднику в торговых делах в Амстердаме) Меншиков писал: «Тако же вышлите нам сюда тысяч пятьдесят хороших синих плиток на убирание палат».

24-25.




Но дворец отделывался не только привозными изразцами. Изготовлялись и расписывались плитки также в гончарных мастерских при кирпичных заводах Петербурга и его окрестностей. А.Д.Меншиков, как генерал-губернатор города руководя всеми строительными работами столицы, был одним из главных организаторов этого производства. Самым значительным в Петербурге был кирпичный завод в Стрельне, на котором работали голландские мастера и художники-керамисты, обучавшие русских гончаров. Одновременно группа русских художников была послана на обучение в Голландию и с 1719 года работала самостоятельно на гончарном дворе в Стрельне. Документы и расходные книги свидетельствуют, что эта гончарная мастерская поставляла в каменные палаты Меншикова тысячи изразцов.

26-27.




В сложном процессе создания расписных изразцов участвовали гончары и художники-керамисты.
Обычно после обжига плитки на ее поверхность наносился слой жидкой белой эмали. Затем на «подвяленную», но не высохшую эмаль накладывался дырчатый трафарет из плотного картона или бумаги и с помощью порошка древесного угля наносилась основная схема рисунка. Трафареты создавались по гравюрам, рисункам, иногда по произведениям живописи.
После этого намеченный на изразце рисунок прописывал кистью художник-керамист, пользуясь подглазурными красками на основе соединений кобальта.
Роспись велась быстро, полной кистью без сильного нажима, чтобы не повредить слой эмали.
Основной трудностью была невозможность подправки и подчистки рисунка, так как изображение вплавлялось в эмалевый слой.
После росписи плитка покрывалась тончайшим слоем борно-свинцовой глазури и еще раз обжигалась.
http://www.pechy.ru/izrazcy_menshikov1.html

28.



Дворец Меншикова. Голландские изразцы
Пейзажи составляют большую часть сюжетов плиток в декоре дворца. Особое место среди них занимают пейзажи, заключенные в большой круг,
отличающиеся тончайшей техникой росписи. Это предстающие во фрагментах виды Голландии, образы голландской природы, оживленной присутствием людей, полной движения. На одной плитке изображен берег моря, люди на берегу готовят к отправке маленькое судно; на другой виден выходящий в море берег канала,
на котором семья ожидает приближающегося к ним перевозчика. Башнеобразные дома на берегу, деревья создают образ вполне конкретной местности.
Великолепен изразец с изображением голландской деревни, разделенной каналом; на левом берегу канала виден дом со всеми хозяйственными пристройками,
выразительно передана здесь будничная жизнь крестьян. Почти в каждом уголке природы, показанном на плитках, ощущается близость моря.
В уголке каждой плитки нарисована гвоздика или какой-либо орнаментальный мотив. При соединении четырех плиток возникает дополнительная
орнаментально-живописная композиция. Этот рисунок появился на изразцах, выделявшихся особой тщательностью исполнения, чем славились мастера Дельфта.
http://www.pechy.ru/f176.html

29.



Самую многочисленную группу (одну треть) в изразцовом декоре стен и потолков Меньшиковского дворца составляют плитки с архитектурным пейзажем. Здесь на фоне водных пространств с виднеющимися вдали кораблями изображены башни, мосты, замки, часовни, мельницы. Такие сюжеты часто встречались в картинах «малых голландцев», но на плитках керамисты использовали из них лишь отдельные характерные мотивы.
Роспись выполнена свободной размашистой кистью; изображение размещается в центре изразца, на одном уровне, поэтому когда плитки ставятся в один ряд и смыкаются друг с другом, на единой плоскости плиткового декора возникают белые и синие полосы. В 1720-е годы, когда создавалась основная часть плиток Меншиковского дворца, голландские керамисты готовили свою продукцию в расчете на заполнение больших стенных поверхностей, поэтому бело-синие полосы применялись во множестве вариантов в декоре потолков, стен, в их обрамлениях, сочетаясь с другими типами плиток. Во дворце этими плитками выложена часть стен и плафона «Варвариного покоя», спальня В.М.Арсеньевой, «кабинет из прихожей», потолки в предспальне и в спальне А.Д.Меншикова. Существует предположение, что часть плиток этой серии была сделана на новых кирпичных заводах в Стрельне под Петербургом
http://www.pechy.ru/izrazcy_menshikov_f143.html

30-32.





33.



34.



35.



36.



37.



38.



39.



Голландский домик подобно другим павильонам усадьбы Кусково служил архитектурной «игрушкой», предназначенной для отдыха и развлечений гостей. В оформлении интерьера использованы голландские изразцы начала XVIII века. Здесь можно познакомиться с бытом голландцев. Вся утварь и обстановка домика была привезена из Голландии.
http://fotki.yandex.ru/users/gbobrysheva/view/361801/?page=0

40.



41.



Фартук для плиты:

42-43.




44.



45.



46.



Образцы отдельных изразцов:

47.



48.



49-50.




51.



52-53.




54.



55-58.






59.



60-61.




62-63.




64-65.




66-67.




68-69.




70-71.




72.



73.



74.



75-77.





78.



79.



80-81.




82-83.




84-85.




86-87.




88.



89.



90.



91-92.




93-94.




95-96.




97-98.




99-100.




101-102.




103-104.




105-106.




107-108.




109-111.





112. Игрушка:




113-114. И хотя это не сине-белая печь, не могу удержаться, чтобы не показать:






Закладки

Previous post Next post
Up