Про визуализацию книжных образов

Apr 17, 2011 05:49

Обычно пишу тут информативные посты, но на этот раз, тем более в выходной день, хочется написать что-то в высшей мере субъективное и абсолютно ненаучное. :-)) Тем более, что уже нескольким френдам обещала рассказать про свое восприятие художественной литературы. Но это не будет исчерпывающий пост обо всех аспектах вопроса, а лишь та его часть, которая касается визуального восприятия текстов. Что я этим хочу сказать? Еще давным-давно, будучи первоклассницей, я заметила за собой интересную особенность: если углубляться в чтение текста, будь то учебник или художественная книга и содержание это текста увлекательно для меня, то окружающий мир исчезает, превращаясь в нечто вроде цветного фильма, где возникают разные образы по мере чтения, сменяя один другой. О том, на что это похоже, я попробую рассказать на примере одного литературного произведения под катом. А пока очень хотелось бы узнать - знакома ли такая способность кому-нибудь из тех, кто прочитает это?





У меня и сны, кстати, всегда очень детальные и подробные, я вижу цвет, фактуру предметов, изменения масштабов в перспективе пейзажей, городских улиц... Жаль, что это все нельзя записывать на какой-нибудь носитель вроде флешки - столько интересного пропадает. Возможно поэтому я очень спокойно отношусь к фильмам - меня очень редко тянет их смотреть, - то, что я могу видеть сама, намного красочнее и богаче. Переливы цвета, света, отблесков лучей, пространств малых и обширных - иллюзорный мир лучше реального, прекраснее, глубже, насыщеннее. Но и в реальном мире порой можно подсмотреть что-то близкое к воображаемому. Вот как тут, например, эту трепетность отблесков в небе, этот неумолчный шум волн, эту первозданность, нетронутую человеком:




Я здесь и далее собираюсь показать случайно попавшиеся мне фотографии, максимально возможно сходные с теми образами, что мне представлялись во время чтения. А для примера возьму недавно прочитанный цикл "Галактический консул" Евгения Филенко, вещи не столь известной и потому не вступающей в противоречие с возможными стереотипами у других читателей. О том, почему я отдаю предпочтению жанру фантастики перед другими, я расскажу как-нибудь в другой раз, чтобы не растекаться мыслью по древу... А пока так - сначала я показываю цитату из книги, выделенную другим цветом, затем картинку, а затем свои пояснения к ней. Но эта картинка пойдет прологом к следующей за ней цитатой:




Так как на картинке, должно выглядеть место "снизу" в этом эпизоде:

Кратов прильнул щекой к стеклу. Отсюда и до самого горизонта лежало сморщенное серое океанское покрывало, снизу доносился приглушенный рокот невидимого прибоя. Из клубящихся тяжелых туч на полнеба вставало огромное, темно-рыжее, в бесформенных бурых лишаях солнце. "Странно, - подумал Кратов, - помнится, мне толковали, что Эхлиамар крутится вокруг желтого карлика. А мы здесь имеем в качестве светила оранжевую звезду самого почтенного возраста. Желтый карлик, обладая столь солидными видимыми с поверхности планеты размерами, выжег бы означенную поверхность дотла. Что мы и наблюдаем, к примеру, на Меркурии. И чего совершенно не наблюдаем здесь, заодно теряясь в догадках, как все это следует понимать. <...>
Вы имеете счастливую возможность пребывать в городе Гверн, что на планете Юкзаан, иначе именуемой Дочь Океана...
Цитата отсюда




И вот такой мне представилась та звезда. Это, конечно, фотография нашего Солнца, снятая через специальные фильтры, но когда я увидела это фото, была потрясена точным сходством этой фотографии с визуальным образом чужой звезды до того.

В следующем эпизоде землянин и его спутница идут по берегу океана и обсуждают то же светило:

- Вам не кажется, что он выглядит больным? - спросила Озма.
- Он? - рассеянно переспросил Кратов.
- Да, луменус... светильник.
Ее рука была простерта в сторону янтарного солнца, что тяжко и грозно нависало над океаном всей своей колоссальной тушей.
- Светило, - поправил Кратов. - Немолодое, заслуженное и очень большое светило планеты Юкзаан, она же Дочь Океана.

Они медленно брели по узкой полосе пляжа у самой воды. Темные океанские волны лениво и тяжко наползали на бурый песок, чтобы отбегая оставить после себя обрывки проволочно-жестких красноватых водорослей и бесформенные перламутровые обломки. Несколько раз Озма нагибалась в надежде найти красивую ракушку, но всякий раз безуспешно. Параллельно пляжу шла пустынная автострада, которая, если верить младшему геургуту Юзванду, вела на Гверн, главный город этой части планеты Юкзаан. А по ту сторону автострады, отделенные от нее ровными рядами деревьев, поднимались голые каменные уступы, на вид совершенно непреодолимые.
Цитата отсюда




И вот именно так, сверху, мне и представлялись идущими по берегу землянин со спутницей и два охранника сзади. В точно таком ракурсе, с таким берегом и такой тускловатой неровной освещенностью. Только автострады в кадре не хватает.

NB! Теперь мне придется сделать небольшое отступление, чтобы, прежде чем снова окунуться в визуализацию текста, была понятна предыстория дальнейших образов. Всем еще со школьной скамьи известна история происхождения человека согласно теории эволюции. Известно, что кроме человека нашего вида - кроманьонского, несколько тысяч лет назад существовал человек неандертальский, до наших времен не доживший. Вопрос с генами, передаваемыми по наследству в результате смешения видов, оставим пока за кадром, ибо, как я подчеркнула, на научность мы тут не претендуем.

По картинам Зденека Буриана и многим другим реконструкциям образ человека неандертальского представляется в виде обезьянообразного косматого дикаря, сильного, но неуклюжего по сравнению с античными образцами, так сказать. :-\





Куча вариантов и один страшнее другого:




Если допустить, что такой вот представитель мог бы эволюционировать дальше, на выходе получилось бы в будущем что-то такое, наверное:




Однако вспомним Михаила Михайловича Герасимова (1907-1970) - антрополога, археолога и скульптора, доктора исторических наук (1956). Он - известный автор методики восстановления внешнего облика человека на основе скелетных остатков - так называемого «метода Герасимова».
Я все же не удержалась от сползания в науку, ну да ладно... Вот что пишется, например, тут: М.М. Герасимов реконструировал облик нескольких неандертальцев. Его позиция в споре об этих существах полностью отвечает современным представлениям. Вот как он их описывает: «Лоб низкий, покатый... Близко посаженные небольшие глаза глубоко западают под “козырьком” надбровий. Шея короткая, очень сильная. Плечи покатые. Во всем облике чувствуется какая-то звериная примитивность. И все же это человек, но обладающий всеми биологическими чертами специализированного типа... Это были примитивные, но настоящие люди со своеобразными, нам теперь не вполне понятными, представлениями об окружающем мире».





Известно, кстати, что объем мозга неандертальца превышал объем мозга человека кроманьонского:




Исчезновение неандертальцев до сих пор загадка, хоть и объясняемая различным образом. А вот у фантастов есть свои версии. Итак, вышеупомянутый Е. Филенко строит свои книги на том, что тут не обошлось без вмешательства инопланетных экологов или ксенологов, так сказать:

К радости - ибо цивилизация Мейал-Мун-Сиар считала своим первым долгом всеми доступными средствами способствовать увеличению количества Разума во вселенной. К огорчению - потому что на Земле было три разумных расы, имевших общего предка, но из которых две не имели никаких шансов на выживание.

Это была проблема нелегкого выбора. Можно было предоставить земную цивилизацию самой себе и отстраненно взирать с горних высот на естественный ход эволюции. Дикие, зверовидные существа должны были кроваво и промиссно разобраться между собой, кому достанется единственная экологическая ниша на верхнем этаже эволюционной пирамиды. А поскольку трудно было рассчитывать на присутствие в системе нравственных ценностей той эпохи таких понятий, как милосердие и гуманизм, то победить должен был объективно сильнейший. Всем остальным предстояло быть съеденными и войти в будущее в виде разбросанных окаменелых костей неясной принадлежности.

Кстати, так и случилось с одной из трех рас - в археологических анналах Земли она практически неизвестна, хотя отдельные ее представители протянули аж до неолита, а может быть - и дольше. Беспристрастные социометрические оценки хтаумов подтвердили неутешительный прогноз. Сосуществованию трех рас было отведено не более десятка тысяч лет, после чего остаться должна была одна. Неоантропы, прямые предки людей. Вторая раса - поздние неандертальцы, и третья - Утраченная Ветвь, должны были уйти. Хтаумы не могли этого допустить. Их представления о нравственности не позволяли оставаться сторонними наблюдателями. Они решили разъединить три расы. В земной ксенологии этот колоссальный эксперимент называется Великое Разделение.

И так появились на других планетах вывезенные туда эхайны, homo neanderthalensis echainus, потомки земных неандертальцев.

Кстати, вот так, по моему представлению во время чтения, выглядели первые эхайны и юфманги (еще одна разумная раса, покинувшая Землю):




Покажу еще несколько реконструкций неандертальцев в более человеческом облике:









Но на всех этих картинках в основном немытые и нечесанные дикари. Хотя вот юноша на реконструкции внизу слева выглядит ничего так. А теперь можно представить, на кого были бы похожи эволюционировавшие в эхайнов неандертальцы. :-)





Кстати, не я одна занимаюсь тут сопоставлением реконструкций неандертальцев с людьми. Вот еще образчики из Интернета:





Ну ладно! Резюмируя свое затянувшееся вступление, предполагаю, что за сотни тысяч лет эволюции в условиях других планет эхайны вполне могли превратиться в красивых на свой лад существ:




Итак, как же описывается эхайн в книгах о Галактическом Консуле?

Эхайн глядел на сцену, и лицо его было непроницаемо. Обычное человеческое лицо, разве что с чересчур грубыми чертами, по самым неуловимым признакам выделенное сканером из тысяч и тысяч таких же. Хотя нет, было в нем что-то чуждое... дикое... Как там говорил Понтефракт? "Они к обезьянам гораздо ближе"... Луч света прокатился по задворкам амфитеатра, на секунду выхватив из тьмы гигантскую фигуру целиком - эхайн проворно отшагнул, пытаясь скрыться. Глаза желтые... как у персидского кота... длинные светлые волосы увязаны па затылке в тугую бамбошку, как носят местные спортсмены и бодигарды. <...>
- Его сиятельство граф Лихлэбр, капитан корпуса военной разведки штурмовой группы войск Светлой Руки, - с нескрываемым удовольствием отчеканил Носов. - Он действительно граф? - спросил Кратов.
- По всем признакам. Олицетворяет власть Империума в крупной административно-территориальной единице Эхлиамара, владеет огромными земельными наделами на других планетах, аристократ. В конце концов, "граф" - лишь приблизительный эквивалент его титулу "т'гард" в нашем тезаурусе, равно как и "капитан" - только условный синоним воинского звания.
Цитата отсюда

Широко расставив ноги, небрежно вертя тросточку между пальцев, т'гард Лихлэбр дожидался процессии встречающих. Его мощная фигура, в тяжелых ниспадающих складках мокрого плаща, походила на монумент какому-нибудь древнему королю - разбойнику и головорезу.
Цитата отсюда

И каким же мне представился т'гард Лихлэбр? :-))




Вот примерно таким. Причем не каждая фотография Арнольда тут подойдет, а только такая, где закрыт лоб и видна непреклонность во взгляде. Но главное тут в образе - нижняя часть лица.

Для эхайнов, согласно автору, характерно внешнее бесстрастие, под которым могут скрываться бушующие эмоции, более сильные, чем у людей. И потому образ геургута Юзванда, описанный тут:

- Драд-двегорш! И это правда, - сказал эхайн, стремительно воздвигаясь над столиком. Росту в нем было не меньше двух с половиной метров. Он стоял неподвижно, отвернувшись лицом к стене, и от него исходили плотные потоки бешенства.
- Вы знаете наши законы, - прорычал Юзванд. - Знаете не хуже нас! Вы хитрые маленькие животные!...
- А теперь, - с наслаждением произнес Кратов, - как вы есть официальное лицо и представитель законной власти, благоволите зачесть мне пункт двадцатый Статута справедливости.
Цитата отсюда

- будет вот таким:




Чиновник, преисполненный собственной значимости, считающий себя выше иных рас, но не могущий ничего противопоставить аргументам землянина, мог бы выглядеть так как на картинке выше. Таким он мне представился во время чтения и потому была очень удивлена, увидев потом его двойника на фото.

И еще один эхайнский образ:

Сидел лишь один - и это был гекхайан. <...> И без того он был бы приметной фигурой в любой толпе. Если бы сказочные принцы могли вдруг обрести плоть, им полагалось выглядеть бы именно так. Длинные светло-золотистые волосы, в расчетливом беспорядке рассыпанные по широким плечам. Безукоризненные черты неподвижного лица. Крупный прямой нос без обычной эхайнской приплюснутости, мощные, слегка выступающие скулы, тонкая линия большого рта... и поразительные, приковывающие к месту глаза чистого янтарного цвета. В бесконечном молчании гекхайан с едва уловимой брезгливостью на прекрасном лице рассматривал новоиспеченного т'гарда, как невероятную ошибку естества, с которой придется мириться долгие годы.
Цитата отсюда




Интересно, кому-нибудь померещился Люциус Малфой во время чтения этого отрывка? :-) И опять же, другие фотографии Малфоя не передают образа гекхайана Нишортунна, только эта. Здесь поймана та неуловимость образа, какая всплыла в моем воображении.

В книге "Бумеранг на один бросок" Филенко описывает обаятельный образ эхайнского ребенка, обнаруженного людьми на потерпевшем аварию эхайнском космическом корабле:

«...Мы открыли последнюю капсулу и увидели крохотного рыженького ребеночка. „Господи, неужели и он?..“ - сказала Зоя Летавина. Мы были на грани истерики, хотя в своей жизни повидали всякого. Поэтому, когда ты вдруг пошевелил ручками и, не открывая глазенок, зевнул, я заплакала, а за мной и все мои амазонки. Мы стояли над тобой и ревели в тридцать три ручья, одиннадцать здоровенных баб, сильных, как мужики, прошедших адский огонь, мертвую воду и архангеловы медные трубы, прожженных ненавистниц домашнего очага, поклявшихся не думать и не вспоминать о своей женской природе, пока не придет час выхода в отставку.

Хлюпая носом, я взяла тебя на руки и прижала к жесткой ткани „галахада“, в котором только что выходила за борт, чтобы завести в грузовой отсек эти битые-мятые, а то и вспоротые капсулы. Прижала - и тут же в ужасе отстранила, чтобы ты не оцарапал свою нежную кожицу об эту грубую дерюгу, еще горячую после дерадиации. И тут ты открыл свои янтарные глазки, вынул пальчик из рта, улыбнулся мне и сказал что-то вроде „улва“ или „улла“... „Он назвал тебя мамой“, - сказала мне второй навигатор Эстер да Коста, и я машинально кивнула, хотя рассудком понимала, что это невозможно, ты уже большой мальчик и должен помнить свою маму.

Только сегодня, спасибо Консулу, я узнала, что была права. Ты пролепетал на своем родном языке: „Пливет...“ А потом ты попытался оторвать один из кабелей моего скафандра, ярко-красный, и что-то при этом ворковал по-своему, по-птичьи, приветливо улыбаясь и настойчиво ловя мой взгляд. Будто пытался донести до меня какой-то очень важный детский вопрос. Наверное, ты спрашивал меня: а где мама, а когда мама придет за мной, а когда меня заберут домой, а что мне дадут покушать... Но я ни слова не понимала и только повторяла сквозь слезы: „Все будет хорошо, малыш, все будет хорошо...“

Хотя уже ясно было всем, что ничего хорошего ждать не приходится, что твои родители погибли в этой мясорубке, и бог его знает, чем тебя кормить на нашем амазонском корабле, и неизвестно, как донести до тебя, что ты в безопасности, если ты не то что наших слов - даже наших интонаций не понимал!.. Мне пришлось на время поручить тебя заботам Зои, и когда я передавала тебя с рук на руки, ты уже начинал кукситься, а когда я вернулась, то ревел в полный голос, как обычный человеческий младенец...

Мы уже тогда знали, что это был не земной корабль, и были поражены, когда увидели первого ребенка, внешне абсолютно неотличимого от человека. Наше удивление прошло на третьей капсуле, где лежала девочка с открытыми глазами цвета червонного золота. Именно тогда умница-разумница Джемма Ким сказала: „Похоже, это эхайны“, и среди нас только она знала, кто такие эхайны, но даже ей было тогда неведомо, что твоя раса считает нас, людей, врагами и ведет с нами необъявленную одностороннюю войну... На моих руках ты мигом успокоился, зато разревелась Зоя, в которой тоже внезапно и бурно проявился материнский инстинкт.
Цитата отсюда

А вот реконструкция вида неандертальского ребенка:





Правда, этот рыженький малыш очень похож на описание в книге? Только цвет глаз не совпадает.
Герасимовская реконструкция мальчика из пещеры Тешик-Таш ниже показывает ребенка постарше, таким маленький эхайн, возможно, стал через несколько лет. Но и среди людей таких типажей хватает, даже в моем классе учился похожий. :-)) Так что неудивительно, что в книге никто не отличал эхайна от других детей.




Про визуализации пока всё. Пару слов о других нюансах.

Вот, кстати, про мои критерии "хорошести" книги. Если она вызывает образы, позволяет создать целый визуальный мир - книга хорошая. Если нет - то неважная. И литературный язык произведения, его словарный запас играет малую роль. Динамичность сюжета играет большую роль, но тоже не самую важную. Длинные описания способны нагнать скуку. А вот такие, как в цитате с солнцем, как бы между прочим вплетенные в повествование - самое то. Мне важно, чтобы на страницах был свой яркий и неповторимый мир, в котором можно ощутить себя, как будто заглянув в будущее или на другие планеты...

Ну, вот так про мою способность визуализировать тексты. Я могу как углубляться в это дело, так и отключать эту способность совсем. Хорошо иметь богатое воображение, только вот куда его практически применять? 8-) Мне сложно это зарисовать или описать, выйдет лишь бледное подобие тех образов. Что с этим делать?
Знакомо это кому-нибудь?

Фантастика, Концептуальность, Мелочи, Литература, Фотопейзажи, История, Футурология, Иллюстрации, Книги, Космос, Искусство, О себе, Иллюзии

Previous post Next post
Up