Бикерниекская церковь!

Feb 11, 2011 05:53

10 июля 1998 г.


Бикерниекская церковь:

Известно, что вначале церковь прихода была не здесь, а, так сказать, с другой стороны Бикерниекского леса. К 1897 году приход Бикерниекской церкви разросся, и настало время подумать о строительстве филиала. Первоначальная церковь прихода выглядела так:

Вышеупомянутый конвент, отмечая это праздничное событие и желая послужить потомкам, добавляет здесь ещё краткие сведения о Бикерской церкви и начале церкви Креста.
Бикерская община, как мало какая из стародавних общин, была вынуждена страдать и бороться для существования в перипетиях времен. Не установлено, что означает название общины. По старым рисункам Бротце, словом "Бикери" обозначался весь тогдашний край и произошло оно от слова "битес" - "пчелы". Якобы в древнейшие времена жители много занимались там пчеловодством.

В течение столетий за все католические времена в округе не было и следа церкви или молельного дома. Только в сведениях 1654 года, т.е. в шведские времена, читаем о назначении пастора, который получил квартиру в самой общине и вдобавок три крестьянских дома. Богослужения происходили где придется, в каком-нибудь доме, способном вместить прихожан. В 1692 году построили маленькую деревянную церквушку, которой была суждена весьма короткая жизнь. Пришли печальные годы войны и чумы 1701-1702, в которые новое семя в духовных нивах общины было уничтожено. Хотя в году 1709 совсем непригодное для богослужений здание церкви было восстановлено, но по прошествии пары месяцев, она вновь была поглощена ужасами войны. Церквушка была совершенно разрушена и большинство членов общины унесены моровым поветрием. В те годы, которые последовали за этим страшным временем, о духовном окормлении остатков общины заботились пасторы предместья со своими помощниками.

Год 1721 имеет особое значение тем, что в нем в присутствии Российского ЦАРЯ ПЕТРА ВЕЛИКОГО тогдашним генерал-суперинтендантом Видземе обер-пастором церкви Св. Петра и начальника городской министерии Генрихом фон Брюнингком (HEINRICH VON BRUININGK) кандидат Антон Барнхофф (ANTON BARNHOFF) был посвящен в пасторы Бикерской общины. Невзирая на это, никакого расцвета общине не было суждено. Прошло 40 лет, в течение которых пасторы приходили и уходили, а церкви все также не было. Богослужения проводились у Лубанской дороги на хуторе Кампе.

В 60-х годах XVIII столетия судьба общины стала меняться. Был положен закладной камень для новой каменной церкви во время служения пастора Иоганна Готфрида Руэндорфа (JOHANN GOTTFRIED RUHENDORFF). Он же, видимо, из глубин сердца на столике памяти велел написать следующие слова: "In Deo spes mea regnante Imperatrice Catharina II", т.е., "При царствовании Царицы Екатерины II возлагаю свою надежду на Бога".

1 октября 1766 года церковь была освящена и в честь правящей Царицы названа ЦЕРКОВЬЮ КАТАРИНЫ. При постройке этой церкви большие заслуги заработал старшина гильдии Св. Марии Эрнст Хендефогель (ERNST HENDEVOGEL), владелец имения Гравенхевда. Пусть здесь будет упомянуто также, что друг сего уважаемого мужа, известнейший поэт Гердер (HERDER), который в позднейшее время в Бикерской церкви читал проповеди, для праздника освящения сочинил кантату, которая в тот день в церкви и была спета.

Пусть этой по сей день стоящей церкви служит, если так угодно Богу, КРЕСТОВАЯ ЦЕРКОВЬ, получившая свое НАИМЕНОВАНИЕ В ЧЕСТЬ И СЛАВУ КРЕСТА ИИСУСА ХРИСТА.
Сколь необходима эта церковь, поймет всякий, подчеркивая, что Бикерская община находится, так сказать, пред вратами Риги, с чем и тесно связаны ее расширение и задачи. Община росла в той же мере, в какой сам город вырос за свои старые ворота, о чем свидетельствует перенос Александровских ворот, и вместе с тем и община получила новые духовные задачи. Это более десяти лет назад уже признал тогдашний Бикерский пастор Карл Роттермунд (KARL ROTTERMUND), стараясь найти пути и средства, как община могла бы заполучить новый дом Божий. Это было объяснено в прошении к Видземской консистории, врученному в октябре 1896, под которым подписались около 2500 обитателей придорожья. Хоть старания не остались бесплодными, но из-за нехватки средств и других препятствий начатое дело далее не продвинулось.

8 февраля 1901 года конвент Бикерской церкви под руководством тогдашнего начальника церкви товарища городского головы Эмиля фон Беттихера (EMIL VON BOETTICHER) решил считать будущую церковь филиалом Бикерской церкви.
http://renatar.livejournal.com/102175.html



Бикерниекская церковь и церковь Креста
Откуда пошло название местности: ? Броце объяснял его от латышского слова "bite" (пчела), доказывая тем, что в его далёкие времена вокруг находилось много пасек. Саласпилсским ливам под эти цели землю выделили в далёком 1349 году с условием, что третью продукции они будут делиться с городом. Доводится слышать и другое, более фантастическое, объяснение: когда в 1764 году в Ригу приезжала Екатерина II, она решила отдохнуть и утолить жажду там, где вскоре началось строительство новой церкви.

Из-за бокала (biķeris), ею выпитого, получил название посёлок, а новый храм позднее освятили в честь святой Екатерины - так утверждал Зельмар Ланцманис в своей книге "Rīgas vārtos" (Рига, 1931 г). Зато точно известно, откуда происходит название близлежащей речки Питюрги (Piķurga): оно, как и некоторые другие близлежащие топонимы (Югла, Сужи), тоже ливское и означает "длинный ручей".

Первую деревянную часовню на месте нынешней Бикерниекской церкви местные жители построили уже в 1694 году, но Северную войну спокойно ей пережить не довелось, поскольку на первых же годах боёв враг не пощадил храм и разграбил. К 1709 году здание восстановили, но тут появилась другая проблема: чума умертвила и священника, и большинство прихожан. Более менее ситуация нормализовалась только в 1718 году: более менее потому, что священник теперь был, но не было помещений, и богослужения проходили в довольно далёкой усадьбе Юмправмуйжа, а с 1735 года на хуторе крестьянина Юриса Кампе: так всё-таки было ближе, хотя и не удобнее.

Были бы деньги, давно бы построили новую церковь, но их всё не было, а численность прихода росла. В 1764 году наконец решили собирать пожертвования у владельцев усадеб по берегам Юглского озера. Самым расторопным оказался старейшина Большой гильдии Эрнст Хейдельфогель - он не только подарил много предметов церковной утвари (колокола, петушка и ядро на шпиль, позитив - небольшой переносной орган с одним мануалом, и т.д.), но и собрал у друзей денег на общую сумму в тысячу талеров. За это ему и поручили следить за строительством, начавшимся в 1765 году и 2 мая того же года был заложен первый камень и медная табличка с надписью на латыни, свидетельствующей о том, что:

Господь - оплот наш.
Камень положен здесь во время правления царицы Екатерины II
Боже! Здесь будет Твой дом и храм,
Храни город и земли,
Пусть всем сословиям хорошо живётся, пусть они процветают!
Сей камень да оставит это на память.
2 мая 1765 года.
Церковь Креста.

Под камнем положили также несколько монет. Затем началось строительство, которое продолжалось примерно год: петушка на башню воссадили 14 июня 1766 года, что означало завершение работ. Одновременно с храмом строили и здание школы: в Бикерниеки учили и раньшее, только в неприспособленных для этого помещениях: хуторах, ригах, зато теперь был собственный дом, сохранившийся и поныне.

У известного нам благотворителя Хейдельфогеля в те годы гостил известный не только нам немецкий просветитель Иоганн Готфрид Гердер, который вызвался написать кантату по случаю освящения церкви. На латышский язык её перевёл священник церкви святого Иоанна в Риге К. Равенсберг. Позже, с 1766 по 1769 год Гердер даже иногда проводил богослужения в Бикерниекской церкви.

Во время освящения собрали 400 талеров и положили в банк под проценты, из которых ежегодно священнику выплачивались проценты. В 1767 году неизвестный доброжелатель добавил ещё 350 талеров, таким образом проценты каждый год составляли 56 рублей и 70 копеек. Возле входа поставили сундук для пожертвований. В 1802 году приход составляли 608 жителей.

Природа принесла несчастье в 1775 году, когда в церковь ударила молния. Впрочем, её скоро починили и память об этом хранит лишь табличка у алтаря. Следующее несчастье чуть было не случилось в 1985 году: церковь закрыли и решили в таком отдалённом месте устроить выставочный зал. Всё же замысел провалился, и в конце 90-ых храм был реставрирован.

К 1897 году приход Бикерниекской церкви разросся, и настало время подумать о строительстве филиала. Решили строить, правда, немного погодя - только через одинадцать лет, освятили новый храм, названный церковью Креста в 1910 году (строительство завершилось на год раньше).
http://www.neuch.ru/referat/61363.html
http://baznica.info/kultura/istoriya/yugla-riga-bikerniekskaya-tserkov

Бикерниекская церковь
Церковь Бикеру (ул. Бикерниеку, 140), - храм протестантского, лютеранского обряда, является памятником архитектуры XVIII века, выстроенным в стиле барокко. Автор проекта и архитектор неизвестен. Построенная в 1765-1766 г.г. на средства местных крестьян и рижских бюргеров, церковь знала периоды расцвета и упадка, но продолжала жить, не смотря на все неурядицы. В 1967-1969 г.г. храм по указанию властей был закрыт. В 1989 году храм и приход были восстановлены. Храм действует и сейчас. Возглавляет приход пастор Александр Битте.
http://r89vsk.lv/mezciems

В 1775 году Молния бьет в Бикерниекскую церковь (Латвия).
http://rrravn.livejournal.com/2855.html
http://zhurnal.lib.ru/k/kabskih_s_w/molnia_vs_religia.shtml

Занятна кинематографическая судьба рижской церкви Святого Креста. Она фигурировала в качестве церкви, в которой читал проповеди пастор Шлаг (актёр Ростислав Плятт) в одном из самых популярных советских многосерийных телефильмов «Семнадцать мгновений весны». На одном из кадров отчётливо виднеется западный притвор рижской церкви - через него в церковь проходит пастор Шлаг, и через него же в церковь проникает «спасённый» Шлагом бежавший агент гестапо, засланный для обработки ничего не подозревавшего пастора. Она же служит фоном для прохождения длинной колонны пленных, в которой также находился уже упомянутый провокатор Клаус, сыгранный Львом Дуровым. Интерьеры «шлаговской» церкви также соответствуют интерьерам рижской церкви Святого Креста.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C_%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%9A%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B0_(%D0%A0%D0%B8%D0%B3%D0%B0)

Такова вкратце история петухов Старой Риги. Конечно, есть флюгеры в виде золочёных петухов и за пределами Старой Риги, например, на Бикерниекской церкви.
http://aenegg.4bb.ru/viewtopic.php?id=41&p=3

Карта и фото: http://www.mesta.lv/index.php?p=2&id=12818

Biķeru jeb Biķernieku luterāņu baznīcas barokālo portālugrezno akmenī kalts Rīgas ģērbonis, bet ērģeļu balkonu balsta toskāņo ordera koka kolonnas. Baznīca celta 1766. gadā, bet laika posmā no 1766.-1799. par mācītāju te kalpojis J.G.Herders.

Teika vēstī, ka baznīca nosaukta biķera vārdā, jo šādā traukā zemnieks reiz pasniedzis ūdeni ķeizarienei, kura kādu dienu bijusi pastaigā prom no sava galma. Viņa tad arī likusi šeit uzcelt baznīcu.
http://www.vietas.lv/objekts/bikeru_bikernieku_evaneliski_luteriska_baznica/

Biķernieku ie. 144, Sv. Katrīnas Biķeru baznīca
http://www.panoramio.com/photo/3663946

Фото: http://www.vieglicelot.lv/lv/object/bikeru-evengeliski-luteriska-baznica.htm

http://www.poga.lv/photos/sp1cais/photo:518903/



Те, кто выступал против тогдашних настроений - собирание ума всех вещей, и только шаги по оценке - попал в другую крайность: грузовые автомобили и получить поддержку для своих чувств и восприятия сердца, они яростно борьбы лютеранской церкви "мертвой догмой" - то есть против , что связано с нашего содержания учебного материала.

Šī šķietamo pretmetu cīņa un sāncensība raksturo arī mūsu apskatāmo laiku - 1760.-70. Этот очевидный противоположный борьбы и соперничества характеризуют проблема нашего времени - 1760-х-70. gadus Rīgā, jo, lai gan mūsu dievnams atrodas ārpus toreizējās Rīgas robežām, tas tomēr tika būvēts ar kā piederīgs Rīgai, - par to liecina Rīgas ģerbonis virs baznīcas durvīm. лет в Риге, потому что, хотя наша Церковь находится вне то границы Риги, однако, он был построен и принадлежит городу, и - как показано на герб Риги оружия выше церковных дверей.

1764. 1764th gadā Rīgā ierodas kāds jauns un visai daudzsološs cilvēks - Johans Gotfrīds Herders. прибывающих в Риге, молодой и очень надеемся, - Иоганн Готфрид Гердер. Viņu uz Rīgu ataicinājis toreizējais Domskolas rektors Johans Gothelfs Linders [1] , un divdesmitgadīgais Herders kļūst par Domskolas skolotāju un pilsētas bibliotēkas bibliotekāru (viņa pārziņā - filozofijas, jurisprudences un filoloģijas nodaļas), vienlaikus viņš ir arī adjunkts Jēzus draudzē un no 1767. Его Рижской Домской школы ataicinājis затем ректором, Иоганн Gothelfs Линдер [1] , и divdesmitgadīgais Гердер стать Домской школы учителя и библиотеки библиотекарь города (она состоялась - философии, права и филологии департаментов), в то время он также является адъюнкт Иисуса церкви и 1767-м gada - Sv. на - Санкт- Ģertrūdes draudzē. Св. Гертруды Церкви. Šādai augstai uzticībai, kas viņam uzreiz tika izrādīta, ir sava priekšvēsture. Такая высокая точность, которую он сразу же оказался у фона.

Гердер и байкеров ЦЕРКОВЬ

Rīgā jaunais un daudzsološais Herders ātri vien iemanto vietējo aristokrātu, inteliģences un citu pilsētas ievērojamāko ļaužu interesi un kļūst ļoti populārs, īpaši kā sprediķotājs. Рига новых и перспективных Гердер быстро получить местной аристократии, интеллигенции и других известных людей в городе интерес и становится очень популярным, особенно в качестве проповедника. Tālaika Rīgas augstdzimušo un ietekmīgo iecienīta vasaras dzīves un atpūtas vieta bija Juglas ezera apkaime, kur viscaur gar ezera krastu bija saceltas vasaras muižiņas (Jūrmala tolaik bija tikai nomaļa zvejnieku dzīves vieta). Рига в то время augstdzimušo и влиятельных популярных летняя резиденция и место отдыха был озера Юглас области, где течение вдоль берега озера была грубая поместья летом (Юрмала в то время был только местом для рыбаков жилой площади). Augstākajā sabiedrībā uzņemtais jaunais Herders kļūst par gaidītu viesi šajā apvidū - Rīgas Lielās Ģildes eltermaņa jeb vecākā Ernesta Heidefogeļa muižiņā Grāvenheidē, kas atradās tagadējās Ūdeļu ielas pašā galā, viņš, iespējams, pavadīja savas skaistākās dienas Rīgas periodā (1764-1769). Высший свет, чтобы использовать новые Гердер становится желанным гостем в этой области - Рига Большой гильдии Элтермана или старшего Эрнест Heidefogeļa Grāvenheidē усадьбы, которая была расположена в современном норки улица, расположенная в конце концов, он, вероятно, провел самый прекрасный день вашего периода Риги (1764-1769).

Jāpiezīmē, ka vēl pirms došanās uz Rīgu Herderu sāk vajāt grūtsirdības lēkmes. Следует отметить, что даже перед отходом ко Риге Гердер начинает охотиться меланхолии подходит. 1764. 1764th gada augustā viņš raksta: „Mana poēzija ir izsīkusi. В августе он пишет: "Моя поэзия исчерпан. Bezdelīga, kas nevar dziedāt, mācās būvēt ligzdu.” [6] Šādā sirds noskaņojumā - mācīties būvēt ligzdu - Herders ierodas Rīgā, un nebūtu domājams, ka darbs ar apputējušajiem foliantiem, kas paņem lielāko daļu no viņa laika, varētu viņu no šīs grūtsirdības izraut. , Который может петь не научиться строить гнездо. Ласточка " [6] В этом настроении сердца - научиться строить гнезда - прибытие в Риге Гердер, и не было бы ожидать для работы с apputējušajiem фолиант, который занимает большую часть своего времени, он может выйти из этой тоски . Viņš pats par to raksta 1766. Он сам пишет о 1766-м gadā: „Kad ieeju bibliotēkā, kur zirnekļu tīkli klāj vecās grāmatas, mani pārņem tikpat grūtsirdīgs noskaņojums kā ķēniņam Dārijam, uzlūkojot savus karavīrus. года: "При входе в библиотеку, где паутиной покрыты старые книги, я вступления в должность меланхолии настроение, как царь сделал, лечения своих солдат. Nabaga folianti, kas tikāt rakstīti lasītājam, kur ir jūsu publika? Бедные фолио, что вы были написаны в читатель, где же ваша аудитория? Tikai klusās un neatlaidīgās kodes.” [7] Только в тихом и стойких моли. " [7]

Tieši uzturēšanās Grāvenheides muižiņā un tās gleznainajā apkārtnē un draudzība ar krietniem un laipniem ļaudīm, kas mīt Grāvenheidē un citās netālajās vasaras muižiņās, ir kā balzams viņa noskumušai sirdij. На усадьбе жительства Grāvenheides и его живописные окрестности и дружба с честным и вежливым людям, которые живут в других Grāvenheidē и легкость, с лета поместья, это как бальзам на его печальное сердце. Par to liecina Herdera dzejolis, kas veltīts Grāvenheidei [8] : Об этом свидетельствует стихотворение Гердер посвященный Grāvenheidei [8] :

Ir Grāvenheide vieta laba, Это хорошее место Grāvenheide,
Kaut nav tā dievu mājoklis, Хотя это и не скиния Бога,
Bet nevainīgi smaida daba Но невинная улыбка природы
Un aci iepriecē tur viss. И глаза iepriecē все там.

Kad debesis mirdz rieta krāsās skaistās, При закате краски неба светит красивым,
Ceļš man uz ezeru! Дорога к озеру ко мне!
Kad sidrabrasā pļavas laistās, При помещении sidrabrasā луга,
Ceļš man pa aleju! Дорога мне проспект!

Kad saule augstu pakāpusies, Когда солнце поднялся высоко,
Es mežā patveros; Защита леса;
Kad vakarkrēsla nolaidusies, Когда vakarkrēsla приземлился,
Pie draugiem ciemojos. Друзья посетили.

Šeit varu es kā karalisku rotu Я могу здесь королевские украшения
Vīt rožu vainagus; Сплетать венки из роз;
Šeit jūtu savu dzīvi atjaunotu Здесь вы чувствуете, как ваша жизнь заново
Un prātus veldzētus. И умы утолить.

Ne ar kādu naudu С денег
Šis prieks nav atsverams, Эта радость не atsverams,
Šeit draudzību es baudu, Здесь, дружба, которую я с удовольствием
Ko uzticīgi dāvā man šis nams. Что дает мне истинное к этому дому.
( Atdz. Valdis Bisenieks ) (Atdz. Валдис Bisenieks)

Herdera uzturēšanās laiks Grāvenheidē sakrīt ar brīdi, kad dzimst iecere celt Biķernieku jeb Biķeru baznīcu - tuvākajā apkārtnē nebija dievnama un atpūtnieki no Rīgas, kas vasaru dzīvoja Гердер пребывания Grāvenheidē совпадает с моментом, когда идея рождается или доведенные Biķernieku Biķeru церковь - не вокруг храма, и отдыхающих из Риги, который жил в лето Juglas ezera apkaimē - Grāvenheidē, Zelustes muižā, Strazdumuižā, Vaivados, Odiņu, Lapiņu Juglas озеро области - Grāvenheidē, Zelustes Манор, Strazdumuiža, Vaivads, Один лист mājās vai citur -, bija atrauti no baznīcas un dievkalpojumiem, kas tālaika cilvēkiem bija neatņemama dzīves sastāvdaļa. на дому или в других местах - были отделены от церкви и богослужения, которые в то время людей были неотъемлемой частью жизни.

Draudze šajā apkārtnē, protams, bija jau sen - kopš 1654. Церкви в этом районе, конечно, было очень давно - после 1654th gada -, taču tās koka dievnams, kas bija celts 1699. год выпуска - но деревянная церковь, которая была построена в 1699-м gadā un atradās pie Sunīšu ezera, bija Ziemeļu kara (1700-1721) laikā nodedzināts un tā pulcējās kādās zemnieku mājās. году и был расположен на Sunisu озера, была Северная война (1700-1721) в то время сожгли и он собрал, что фермы. Domājams, ka tieši Grāvenheidē ap 1765. Как предполагается, непосредственно Grāvenheidē вокруг 1765th gadu radās doma celt jaunu dievnamu pie ceļa no Juglas ezera uz Rīgu, jo muižas īpašnieks un Herdera draugs Rīgas Lielās Ģildes eltermanis Ernests Heidefogels ir bijis dievnama celšanai nepieciešamo ziedojumu vācējs, celtniecības darbu vadītājs un vēlāk - arī pirmais draudzes priekšnieks! лет пришла в голову мысль построить новую церковь от дороги в качестве мотива для озера в Ригу, в владелец усадьбы и друг Гердера в Риге Большой гильдии Элтермана церкви Эрнест Heidefogels было повышение требуется сборщик пожертвований, прораб строительства, а затем - первым боссом церкви! Viņam izdevās ne vien savākt 1000 zelta dālderus, bet arī atrast vēl 67 ziedotājus Juglas vasarnieku un vietējo zemnieku vidū, kas uzdāvina dievnama celšanai un aprīkošanai nepieciešamās lietas. [9] Nozīmīgs apstāklis mūsu dievnama tapšanā būs bijis arī ķeizarienes Katrīnas II (Lielās) viesošanās Rīgā 1765. Ему удалось не только собрать 1000 долларов золотом, но и найти еще 67 доноров Juglas отдыхающие и местные фермеры в середине нынешней церкви строительство и оснащение необходимым. [9] важным фактором в нашей церкви были решений императрицы Екатерины II (Великой) визита в Ригу 1765th gadā, jo jaunuzceltajai baznīcai tiek piešķirts Sv. год, в недавно построенный храм предоставляется ВС Katrīnas vārds par godu ķeizarienei. Екатерины, в честь императрицы. Katrā ziņā arī viņas augstībai bija sava nozīme pie baznīcas tapšanas, jo neviena „citticībnieku” (ti, ne pareizticīgo) baznīca nevarēja tikt uzcelta bez ķeizariskās majestātes atļaujas, un Katrīna II bija šādu atļauju devusi - iespējams, savas vizītes laikā Rīgā. В любом случае, Его Королевское Высочество также сыграть свою роль в церкви письменной форме, так как все "язычники" (т. е. не православная) церковь не может быть построен без разрешения Императорского Величества, и Екатерина II дал такую власть - возможно, во время своего визита в Ригу.

Jādomā, ka svarīga loma dievnama celšanas ieceres dzimšanā un īstenošanā bija arī Herderam, kas bija nozīmīga garīga autoritāte Juglas ezera vasarnieku, proti, Rīgas ievērojamo ļaužu, vidū. Вполне вероятно, что важную роль в церковь принесли рождения идей и реализации были также Гердер, основной духовный авторитет озера Юглас бобыль, а именно, значительное людей в Риге, в центре. Par to, ka Herders Biķeru baznīcas tapšanas notikumos nebija nekāds malā stāvētājs, liecina tas, ka viņš, Grāvenheidē dzīvodams, ir sacerējis vārdus kantātei jeb dziesmu skaņai , kas tika svinīgi atskaņota jaunuzceltā dievnama iesvētīšanas dievkalpojumā 1766. Это Гердер Biķeru Церкви написания события не было края stāvētājs, является тот факт, что он, Grāvenheidē жил, писал кантаты или песню, слова звучат, который был торжественно играл недавно построенный храм дарственными 1766-м богослужение gada 1. На первой oktobrī. Октября. Vārdi sacerēti vāciski, bet svinīgajam brīdim par godu tie tika iztulkoti latviešu valodā. Составьте слова по-немецки, но торжественный момент славы они были переведены на латышский язык. Mūziku šai kantātei sacerēja komponists amatieris Daniels Boetifers, un dievnama atklāšanas dienā to atskaņoja Juglas vasarnieku kopa. Композитор написал эту кантату любительских Boetifers Дэниелс, и церкви играли в день открытия бобыль Juglas множество.

Kantātes ievada daļas solo dziedājumam Herders sarakstījis šādus vārdus: Кантаты вводный раздел сольного пения Гердер пишет следующие слова:
„Še, kur papriekš viens smilšu kalniņš bij', "Здесь, где первые один песок насыпи было,
gar kuru Jēzus ganāms pulks izklīde, , по которой Иисуса стада рассеяны,
še - drebiet kristīgi! Se - drebiet христианином! ir svēta zem'! является священным под '!
Dievs pats, priecājieties! Бог, радуйтесь! izvēlējās šo namu выбрал этот дом
mūžam, kā nu. Однако, как теперь. - Še ir Tā Kunga ēka! - Вот Господь дом!
ko daudz[i] gan vēlē[jās], bet ne redzēja, что много [я] и выборов [я], но не видел,
ko mirdami ar iekš beidzamām karstām nopūtām по mirdami с в последний вздох горячий
priekš bērnu bērniem par mantošanu lūdze, для своих детей для детей правопреемства пожалуйста
tā stāv! это стационарные! - Jūs, brāļi, pielūdzat! - Вы, мои братья, поклонение! - -
Še ir Tā Kunga ēka! Вот Господь дом!
Še, tēvi, jūsu bērnu bērnus Вот, отцы, ваши дети детей
pabaro mācība, tas prieka piens. кормления урок, удовольствие от молока.
Caur Dieva pērkona vārd' top tas drošs blēdnieks Через's Бога Грома от имени "главного безопасно blēdnieks
pamodināts, atgriezts пробудить, вернулся
un nikniem par priekšzīmi и сердито о том, как
caur Jēzus mokām glābts.” через Иисуса муки сохранены. "

Tā arī līdz šai dienai tolaik uzceltais dievnams Dievam par godu kalpo šim augstajam mērķim! Также, на сегодняшний день, то построил церковь в славу Божию служить этой амбиции!

Turpmākajā laikā - līdz 1769. После этого - до 1769-м gadam, kad Herders dodas prom no Rīgas - viņš vairākas reizes sprediķo jaunuzceltajā baznīciņā. году, когда уезжаю из Гердера в Риге - он проповедовал в несколько раз вновь построены церкви. Tā mēs, biķerieši, varam pieminēt JG Herderu kā vienu no mūsu draudzes un dievnama veidotājiem un atbalstītājiem. Так как мы biķerieši, Ю. Г. Гердера можно отметить как одно из нашей церкви и церковных органов и сторонников.

[Pārpublicēts no Biķeru Draudzes Avīzes Nr.3 (38)]
[Переизданный от Biķeru Газеты Церкви № 3 (38)]
http://www.ebaznica.lv/?p=5361#more-5361

Šomēnes mēs svinam mūsu dievnama 243.dzimšanas dienu. Mēs varam iedomāties, cik priecīgi un pacilāti bija mūsu senie tēvi un mātes tanī dienā, kad draudze beidzot ieguva savu dievnamu -jaunu un krāšņu. Pirms tam ilgus gadus ļaudis bija pulcējušies uz dievkalpojumiem kāda vienkārša zemnieka mājās, jo iepriekšējā koka baznīciņa pirms vairāk nekā piecdesmit gadiem Ziemeļu kara laikā bija nopostīta. Un šis - toreiz jaunais - dievnams viņiem bija kas vairāk nekā tikai mūri. Šis nams viņiem un viņu bērniem bija liecība par Dieva klātbūtni un mūžīgās dzīvības apsolījumu, kas paceļas pāri pasaulei, tāpat kā staltais dievnams pacēlās pāri visai apkārtnei.
05.10.2009
http://www.ebaznica.lv/?p=4181

Biķeru (Biķernieku) baznīca - vēsture, interjers, eksterjers un tā simbolika
http://rus.atlants.lv/referat/bikeru-bikernieku-baznica-vesture-interjers-ekst-/349079/

Сайт прихода: http://www.bikerudraudze.lv/
Īsa Biķeru draudzes hronika

Biķeru draudze sāka veidoties 17. gs. vidū, kad Rīgas rāte nolēma izveidot pilsētas lauku novadā vairākas atsevišķas draudzes - Piņķu, Olaines, Katlakalna, Salaspils un Biķernieku. Pirms tam pilsētas lauku novada iedzīvotāju garīgo aprūpi veica Rīgas Sv. Jēkaba, bet vēlāk Rīgas Sv. Jāņa baznīcas mācītāji.

1654.-1657. g. Rīgas rāte algojusi pastāvīgu mācītāju Biķernieku draudzē, kura tajā laikā ietilpa Rīgas pilsētas patrimoniālajā apgabalā. Pirmais mācītājs bijis Johans Krīgers.
1657. g. tiek uzcelts pastorāts. Līdz tam dievkalpojumi Biķerniekos notikuši kādā zemnieku mājā.
Apmēram 1694.-1696. g. tika uzcelta pirmā koka baznīciņa. Tā gan nav atradusies tagadējās baznīcas vietā.
Ziemeļu kara laikā (1700-1721) koka baznīca tika nopostīta. Dievkalpojumi notika zemnieka Kampes mājās.
1764. g. decembrī Rīgas rāte pieņem lēmumu par saziedotajiem līdzekļiem būvēt jaunu baznīcu Biķerniekos.
1765.-1766. g. tika uzcelta mūra baznīca: 1765. gada 2. maijā tiek iemūrēts pirmais pamatakmens. No ieejas labajā pamata akmenī iemūrēts skārda šķirstiņš, kurā ieliktas kapara un sudraba monētas. Iemūrējums apklāts ar skārda plāksni, uz kuras iegravēts šāds uzraksts (sekojošais latviešu teksts bijis vācu valodā):

In Deo spes nostra!
regnante
ImperatrICeCatharina II

Ļauj šeit, ak, varenais Dievs, Tavam namam un templim būt,
Pasargi pilsētu un zemi, ļauj tecēt svētības straumēm,
Dodi visām kārtām veselību, uzplaukumu un svētību,
Par piemiņu ieliekam šo pirmo pamatakmeni.

Netālu no baznīcas atrodas kapi, kuros rakts jau kopš 1500. gada, tātad tie ir vecāki nekā pati draudze.
Baznīcas būves kuratora pienākumus uzņēmās Lielās Ģildes vecākais un tuvējās Granska muižas īpašnieks E. Heidefogelis. Būvdarbus veica mūrniekmeistars J. N. Bergs (iespējams, viņš ir arī projekta autors) un namdaris Albrehts; altāri un kanceli izgatavoja koktēlnieks K. G. Apelbaums.
1766. gada 1. oktobrī baznīcā notiek pirmais dievkalpojums. Dievnams tiek svinīgi atklāts, iesvētīts un nosauks par Biķernieku Sv. Katrīnas baznīcu. Tas ir atgādinājums par Krievijas ķeizarienes Katrīnas II ierašanos Rīgā un tās apvidū un viņas labvēlīgo piekrišanu baznīcas celšanai.
Vēlīnā baroka laikmetā uzceltā un baroka stilā ieturētā baznīca jau no tālienes skaisti izceļas uz apkārtējo mežu fona. Baznīcas krāsojumā - dzeltenbalti toņi. Dievnama galveno ieeju rotā klasicismam tuvs baroka portāls ar Rīgas ģerboni, kurā ietverts arī cariskās Krievijas simbols - divgalvainais ērglis.

1775. gada 19 . jūlijā Baznīcā iesper zibens. Altāra kreisajos sānos tiek piestiprināta metāla plāksne ar šādu uzrakstu (vācu valodā):
"1775. g. 19. jūlijā, sestajā svētdienā pēc Trīsvienības dienas, īsi pirms dievkalpojuma sākuma zibens iespēra caur torni šinī baznīcā, bet nenodarīja nekādu lielāku postu, vien apsvilināja šo altāri. Saudzi, Tēvs, saudzi."
1779. g. Biķernieku draudze iegūst pastāvīgu mācītāju. Līdz tam draudzes aprūpe gūlusies uz Jēzus baznīcas mācītāja adjunkta pleciem.
1782.-1801. g. Johans Kristofs Broce (1742-1823), apceļojot Juglas apkārtni, iegriezās Biķerniekos - no šī ceļojuma ir saglabājušies četri viņa zīmējumi, kuros attēlota Biķeru baznīca.

Biķeru baznīca Broces zīmējums

1875. g. dievnamā notiek lielas pārmaiņas - pirmkārt, tiek iebūvētas jaunas un pilnskanīgas ērģeles un, otrkārt, baznīcai piebūvē tam laikam lielu, plašu sakristeju. Lai to varētu veikt, tiek aizmūrētas divas lielas logu ailes, kas atradās altāra sienas malās. (Tās ir redzamas J. K. Broces zīmējumā.) Līdz ar to tiek atjaunots arī altāris, pārvietota kancele.
1893. g. pārbūvēts altāris un tajā ielikta mākslinieka Dītriha oriģinālaglezna “Kristus debesbraukšana”.
1893.-1894. g. tiek uzcelta mācītājmāja Rīgā, Šarlotes ielā 10. XX. gadsimta 70. gados tā tika nojaukta.
1908. g. tiek uzcelta filiālbaznīca - Krusta baznīca - pie Vidzemes šosejas, netālu no Aleksandra vārtiem. 1934. gadā tās draudze kļuva patstāvīga un atdalījās no Biķeru draudzes.
1926. g. notiek plaši remontdarbi - pārkrāsota baznīcas iekštelpa, soli, altāris, ielikta jauna kancele.
17. oktobrī Biķeru baznīcā notiek 160 gadu jubilejas dievkalpojums.
1932. g. Pieminekļu pārvaldes Pieminekļu valde nolēma ierakstīt valsts aizsargājamo pieminekļu sarakstā “Dreiliņu pagastā esošo Biķernieku ev. lut. Katrīnas baznīcu līdz ar iebūvēto iekārtu”.
1934. g. baznīcā tika ievilkta elektrību, tornim un sakristejai uzlikts jauns skārda jumts; torņa gailis un bumba zem tā apzeltīti, ierīkots zibensnovedējs.
1935. gada 16. jūnijā arhibīskaps Teodors Grīnbergs ieved mācītāju Pēteri Kleperi Biķeru draudzes mācītāja amatā.
1936. gada 12. jūlijā Biķeru baznīcā altāra daļā pie sienas tiek uzlikta melna granīta piemiņas plāksni 1. pasaules karā un Brīvības cīņās kritušajiem draudzes locekļiem.
1939. g. Biķeru kapos uzceļ jaunu kapliču.
1946. g. tiek kapitāli remontētas ērģeles.
Kara laikā gājuši zudumā Svētā Vakarēdiena trauki, draudzes arhīvs.
Okupācijas vara rekvizējusi baznīcas zvanu.
1967. g. draudzes darbība tiek pārtraukta, dievnams tiek atstāts likteņa varā. Baznīcas iekštelpas tiek izdemolētas un izlaupītas, soli tiek sadedzināti, iet bojā ērģeles, lustra, sakrālie trauki. Dievnamā uz kādu laiku tiek iekārtotas noliktavas, vēlāk tajā tiek būvētas pat jahtas, līdz beidzot ierīko kombināta "Māksla" vitrāžu darbnīcu. Tas, iespējams, pasargā dievnamu no pilnīgas izpostīšanas.
1989. gada Pūpolsvētdienā pēc 22 gadu pārtraukuma Biķeru baznīcā atkal notiek dievkalpojums - to vada virsmācītājs Roberts Emīls Feldmanis. Turpmāk dievkalpojumi notiek katru svētdienu. Mācītājs R.Feldmanis sev palīgā kalpot Biķeru draudzē aicina teoloģijas studentus - Māri Lukaševicu, Agri Sutru, Gundaru Bākuli u.c.
Pēc draudzes darbības atsākšanās sākas arī dievnama atjaunošana. Kombināts "Māksla" uzliek jaunu kapara jumtu, izgatavo un uzstāda baznīcas tornī jaunu apzeltītu gaili (iepriekšējo šaudīdamies bija sabojājuši sarkanarmieši).
1991. g. Biķeru draudze iegūst pastāvīgu mācītāju - pēc ordinācijas draudzes mācītāja amatā stājas Aleksandrs Bite.
1992. g. tiek saņemts ziedojums no Vācijas Ziemeļelbas baznīcas - sākas ārējās fasādes un iekštelpu remonts. Dievnamā tiek uzbūvēts jauns - marmora - altāris, plašajā altāra telpā uzklāta arī marmora grīda, izgatavoti soli; savā vecajā vietā atgriezusies lielā baznīcas lustra, kura kādu laiku bija greznojusi Rundāles pils zāli; svētdienas skolas vajadzībām sakristejā tiek izbūvēts otrais stāvs.
1996. gada 6. oktobrī draudze svin sava dievnama 230 gadu jubileju - notiek pateicības dievkalpojums.
2003. gadā ar Ievas un Imanta Lancmaņu palīdzību negaidīti tiek atgūta 17. gs. glezna “Kristus pie krusta”, kas 1970. gada 23. jūlijā bija izzagta no dievnama sakristejas.
2005. gada jūnijā iznāk “Biķeru Draudzes Avīzes” pirmais numurs.
2005. gadā Biķeru dievnams tiek iekļauts Eiropas kultūras mantojuma Latvijas 100 sakoptāko kultūras pieminekļu sarakstā. Draudze pieaugusi līdz 458 reģistrētiem draudzes locekļiem.
2006. gada 1. oktobrī draudze svin sava dievnama 240. dzimšanas dienu. Dievkalpojumā sprediķi saka arhibīskaps Jānis Vanags. Kalpo mācītājs Aleksandrs Bite, evaņģēlists Guntars Baikovs. Svēto Rakstu lasījumus lasa Uldis Šneiders, ērģelniece - Elita Bite. Dievkalpojumu ar garīgām dziesmām pavada Biķeru draudzes vokālais ansamblis.
2006. gadā Biķeru dievnama tornim tiek pasūtīti un izgatavoti trīs jauni zvani. Par to gādājis draudzes loceklis Armands Kalniņš.
2009. gadā dievnamā notiek nozīmīgi remontdarbi - nomainīts griestu pārsegums, ieklāta bēniņu grīda, ielikti jauni ozolkoka logi, nokrāsotas sienas, uzstādītas nelielas (no Anglijas atvestas) ērģeles, izgatavots un uzstādīts otrs kroņlukturis (par tā izgatavošanu un uzstādīšanu gādājis Armands Kalniņš), kā arī veikti citi darbi. Dievnama interjers ieguvis jaunu veidolu.
2010. gada vasarā veikts dievnama ārsienu remonts un sakārtotas dažādas labierīcības.
http://www.bikerudraudze.lv/index.php?option=com_content&view=article&id=63&Itemid=1





Закладки

Previous post Next post
Up