Хотелось мне немного побольше еще разузнать об этом загадочном доме с мозаиками, которому были посвящены два поста -
1 (фото) и
2 (фото и рассказ о месте), но ввиду своего самочувствия понимаю, что вряд ли в этом году уже выберусь туда и потому не буду откладывать этот пост в долгий ящик. Продолжение всегда можно написать, а интересную информацию грех скрывать. Заодно выложу некоторые наши фото, которых не было в предыдущих частях. Итак, это место снималось в кино!
В комментах ко второму посту о доме появилась новая информация о нем и его создателе.
devizzi вспоминает детские впечатления:
Мы подъезжали на машине и с улицы, с внешней стороны, был просто поток света из-за всех этих мозаик на доме и вокруг. У тебя нет такого снимка. Я даже подумала, не снесли ли часть художеств.
antilla рассказала немало интересного про этот дом, в том числе и объяснила, почему с улицы нет такого яркого восприятия, а также назвала имя художника:
Тот, кто делал это все, развелся и уехал жить в Ригу.
Папа учился с его сыном, фамилия сына Прикулис. Скорее всего и у отца такая же фамилия :) но всякое бывает.
Еще папа сказал, что дом этот со всем двором заснят в кино полиция-полиция или картофельное пюре с сосисками.
Облицовки вокруг пещеры никогда не было. Это так и осталось недостроенным.
Стена, которая выходит на улицу Ригас, достаточно быстро потеряла свой внешний вид, так как это все же не мозаика, а рисунок то ли на обратной стороне стекла, то ли на бетоне, покрытый стеклом.
Да, нету [в живых]. Папа подозревает, что и сына его уже нет. Говорит, что если Вам очень интересно, то можно попробовать спросить у хозяев дома желтого одноэтажного, который почти напротив школы. Там живут те, кто давно там живет.
s62 предполагает:
Может быть я ошибаюсь, но мне кажется, что Имант Зиедонис писал в своей книге "Курземите" об этом доме. Читал русский перевод давно, точно не помню. В интернете эту книгу не нашел ни на русском, ни на латышском.
Книгу я пока не нашла, а вот что касается фильма, то поиски увенчались успехом! Только называется он чуть иначе:
«Незаконченный ужин» (латыш. «Nepabeigtās vakariņas»), СССР, 1979 - художественный фильм, детектив. Фильм снят по мотивам детективной повести Пера Валё и Май Шёвалль «Полиция, полиция, картофельное пюре».
Сюжет
B одном из дорогих ресторанов во время банкета убит директор крупного концерна. Расследование поручено инспектору уголовной полиции Перу Монссону и его помощникам. Дело касается «высших сфер» власти. Для ускорения следствия из столицы направляется известный комиссар Мартин Бек.
В ролях
* Улдис Ваздикс - Пер Монссон, инспектор полиции
* Паул Буткевич - Баклюнд, 1-ый помощник инспектора
* Янис Паукштелло - Бенни Скакке, 2-ой помощник инспектора
* Ромуалдс Анцанс - Мартин Бек, комиссар полиции
* Ивар Калныньш - Матс Линдер
* Мирдза Мартинсоне - Сара Муберг
* Лилита Озолиня - Соня
* Регина Разума - Шарлотта Пальмгрен
* Аквелина Ливмане - Оса Турелль
* Ингрида Андриня - Анна, сестра Мартина Бека
* Янис Стрейч - сотрудник Службы безопасности
* Илга Витола - Тереза
* Лилита Берзиня - фру Гренгрен
* Анита Грубе - Хелена Ханссон
* Артур Димитерс - Пальмгрен
* Эвалдс Валтерс - Арнольд
* Арийс Гейкинс - Эдвардсон
* Бертулис Пизич - Паулсон
* Владимир Лобиньш - Квант
* Болеслав Руж - Кристьянсен
* Светлана Блесс - Ева Свенсон
* Эдгар Лиепиньш - Бертиль Улоф Эмануель Свенсон
* Арнольд Лининьш - Отто Хампус Бруберг
* Эдуард Павулс - дебошир на лестнице
* Байба Индриксоне - жена Пера Монссона
* Александр Лейманис - Могенсен
* Ольгерт Дункерс - эпизод
* Леонс Криванс - эпизод
* Таливалдис Аболиньш - эпизод
Съёмочная группа
* Автор сценария: Алвис Лапиньш
* Режиссёр-постановщик: Янис Стрейч
* Оператор-постановщик: Харий Кукелс
* Художник-постановщик: Василий Масс
* Композитор: Раймонд Паулс
http://ru.wikipedia.org/wiki/Незаконченный ужин Здесь данные о времени съемок фильма и выхода его на экран:
Производство: Рижская киностудия
Год: 1979
Премьера: 27 марта 1981 (ТВ, Москва)
http://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/4380/annot/ Надо сказать, что на кадрах из фильма можно видеть юрмальский дом с прилегающей территорией таким, каким он был в начале своего строительства, еще не законченными полностью.
Кадры из фильма есть, например, тут:
http://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/4380/foto/i5/ и в других местах. Но...
К сожалению, во всем Интернете выложены только три скриншота на интересующую нас тему с видами юрмальского дома и его построек:
Комиссар Мартин Бек на фоне тех самых галечных мозаик:
Жена Свенсона там же:
И мозаичный ящер в воде:
Фильм полностью можно скачать тут:
2348 Незаконченный ужин 1468.633.088 720x544 02:10:39
http://film.arjlover.net/film/#nhttp://film.arjlover.net/info/nezakonchennyj.uzhin.avi.htmlЮрмальский дом там появляется почти в конце второй серии фильма.
Тут можно найти отдельные ролики из фильма
http://video.yandex.ru/search.xml?text=фильм незаконченный ужин&where=all&id=19972629-00 Конкретно для тех, кто хочет посмотреть в онлайне эпизоды, связанные с юрмальским домом:
По времени ролика в 1:56 - портал дома, в 2:16 сама территория -
http://video.mail.ru/mail/vznakprotesta/6461/8912.htmlЗдесь дальнейшая территория, начиная с 3:46 -
http://video.mail.ru/mail/vznakprotesta/6461/8913.html Для поста решила снять наиболее интересные скриншоты, но они почему-то с видео сниматься не захотели и пришлось мне просто перефотографировать их с монитора, как бы смешно это ни было. Впрочем, качество записи настолько плохое, что оно почти не пострадало. :-))
Вход в дом, как это было в фильме. По лестнице-времянке видно, что под ней ведутся какие-то строительно-ремонтные работы:
Сравните с сегодняшним днем - появилась мозаика вокруг окон, все остальное пространство буквально залито галечным ковром:
Выше в кадре из фильма на переднем плане торчит какая-то арматурина в виде трех соединенных между собой стоек. Судя по всему - это основание под будущую стенку справа:
Ну и сам подъезд с дверью преобразились до неузнаваемости:
UPD:
xataltul прислала видео, снятое 2,5 года назад:
http://www.youtube.com/watch?v=io8-7rka82s из которого я сделала несколько скриншотов в дополнение к этому посту. Вот здесь лучше видно вход и стену перед ним:
Знакомые причальные "грибы" и бетонная "улитка" сбоку:
Это место в наши дни:
Строительный раскардаш за сараем, через который пробирается жена Свенсона в фильме:
Гнутая труба в руках женщины была подготовленной арматурой для конструкции, которая появится уже после выхода фильма на экран. Вот эта конструкция в наши дни:
Вид на нее и сарай сбоку - стенка сарая видна и в кадре из фильма:
Камера кинооператора в этом эпизоде движется быстро и это сооружение буквально промелькает на экране, отчего и скриншот нечеткий:
Вот это сооружение, снятое пару лет назад:
И наш кадр. Дерева прямо над сооружением уже нет:
Снова то же сооружение в фильме:
Вид правее предыдущего кадра. Судя по всему, ящеров было два (второго плохо видно):
Вот этого сооружения на заднем плане сейчас нет и в помине:
Еще оно же - наверное, это и была горка для съезжания в воду, про которую многие вспоминают:
А вот что было видно на берегу со стороны воды:
Сравните с тем, что осталось от этого сегодня:
Камера движется влево, показывая новые подробности:
Вид сверху на это место сегодня - как видите, из того, что было прямо у воды, ничего не осталось:
На видео от
xataltul видно, что что-то еще просматривается в этом месте, когда уровень воды в Лиелупе понижается. Вот несколько скриншотов:
Кадр еще левее, минуя плакучее дерево:
А вот суетится Свенсон - этих сооружений вокруг него тоже не сохранилось, в том числе и загадочной красной загогулины на заднем плане:
Еще левее. Тачка и ведро в кадре, полагаю, настоящие, используемые в реальности для возведения всех этих сооружений:
Свенсон трудится над возведением этих сооружений в фильме:
Идет обратно с ведром в руке:
Помощник инспектора Бенни Скакке следит за ним из-за стены:
Свенсон продолжает свой творческий труд:
И в этот момент его приходят арестовывать за убийство Пальмгрена:
Все, что осталось от того места, где его арестовали, в наши дни:
И фрагменты этого же места на скриншотах от
xataltul:
А также еще несколько видов из ее видео:
Прежде чем высказать одно свое наблюдение, хочу привести пару цитат - про соответствие фильма книге, по которой он снят, и отрывки из книги.
Фильм вобщем-то отдаленно напоминает книгу. Честно говоря в некоторых случаях подбор актеров мягко говоря не соответствует персонажам, описываемых гениальным Пером Вале. Например - Кристианссон и Квант, какие-то два пожилых клоуна. Книга как раз на порядок превосходит фильм по юмору. Только дело в том, что фильм - комедия, а детектив Вале - во многом социальная драма с элементами детектива. Жаль что вместо Гюнвальда Ларссона в фильме фигурирует Мартин Бек (например сцена с сестрой, женой генерала), хотя по типажу Ромуальдас Анцанс великолепно подходит именно под Ларссона, а не под Бека. Хотя фильм замечательный, особенно блещут Улдис Ваздикс и Паул Буткевич.
http://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/4380/forum/
А теперь - отрывки, связанные с этими эпизодами в книге "Полиция, полиция, картофельное пюре!" супругов Вале и Шеваль, описание рода занятий Свенсона и места его обитания:
Бертиль Улоф Эмануель Свенссон, 37 лет, конторщик или подсобный рабочий, на маленькой фабрике, на которой делали детали для станков. Кажется, пружины или что-то в этом роде.
Человек по имени Бертиль Свенссон жил в Кирсеберьсстадене, у восточной границы города; район в обиходе назывался Холмы. «Жить на Холмах» буржуазия Мальмё всегда считала несолидным, но многие жители гордились Кирсеберьсстаденом, любили его, несмотря на то, что в большинстве домов не было современных удобств, да и вообще никто не думал о том, что дома нужно ремонтировать и приводить в порядок. В самых плохих квартирах ютились люди, нежелательные в привилегированных районах, а также те, кому, казалось, ничего лучшего и не надо. Не случайно многие иностранные рабочие, прибывшие за последние годы в Швецию, жили именно там. Это был пролетарский район, и мало кто из жителей Мальмё, принадлежавших к той категории что и Виктор Пальмгрен, бывал в нем или знал о его существовании.
Туда вечером в пятницу и отправился на велосипеде Бенни Скакке с поручением узнать, находится ли Бертиль Свенссон в своей квартире, а если да, то взять его под наблюдение, не вызывая подозрения. Скакке должен был каждый час сообщать о себе Мартину Беку или Монссону.
Они собирались арестовать Свенссона в тот же вечер. Мартин Бек сказал, что пока не хватает еще кое-каких подробностей.
Свенссон, как это следовало из записей на его работе и в стрелковом клубе, жил на Ваттенверксвеген, на улице, пересекающей Кирсеберьсстаден от Люндавегея; улица кончалась холмом, и Скакке предпочел слезть с велосипеда, взбираясь наверх. Он катил велосипед мимо старой круглой водонапорной башни, которая много лет назад была перестроена в жилой дом. Скакке подумал, что квартиры там должны быть похожи на куски торта. Он вспомнил, что читал об ужасающих санитарных условиях в этом доме, где жили только югославы.
Он поставил велосипед на площади Кирсеберьстор в надежде, что его не украдут. Он заклеил надпись «ПОЛИЦИЯ» на велосипеде: такую меру предосторожности он предпринимал, когда не хотел, чтобы его узнавали.
Дом, за которым ему следовало наблюдать, был старый, двухэтажный. Он рассмотрел его с тротуара напротив. Быстрыми шагами Скакке пересек улицу и вошел в подъезд. На двери справа он увидел приколотую картонку, на ней шариковой ручкой было написано Б. СВЕНССОН.
Скакке вернулся на площадь, нашел скамью, откуда был виден дом. Вынул газету, которую купил по пути из полицейского управления, развернул ее и сделал вид, что читает.
http://lib.rus.ec/b/73977/read
И мой вывод из увиденного и прочитанного:
Как видите, в книге Свенсон не скульптор-мусорщик! Про скульптора и облагораживаемую им территорию, где он живет - это придумка режиссера фильма, скорее всего. Идея, позволившая украсить фильм необычным домом в Юрмале. Фактически, я бы сказала, этот эпизод фильма был снят о Прикулисе, авторе этих мозаик! Свенсон, трудящийся над мозаиками в фильме и Прикулис - в реальности. Но и судьба обоих получилась печальной: Свенсон в книге развелся с женой, сменил место жительства, а в итоге оказался в тюрьме за убийство. Прикулис после выхода фильма тоже развелся с женой, переехал в другое место, а дальнейшая его судьба нам пока не известна... Свенсон был мусорщик, а творение Прикулиса зарастает мусором... :-(
Ну, вот так. С глубочайшим прискорбием отмечу, что об этом было известно некоторым ЖЖ-юзерам (один во френдах, а другой читает мой журнал), которые могли ответить на вопрос в предыдущем посте и избавить меня от траты времени на поиск материала, а другого человека от звонков папе.
Вот что показал Яндекс (ника этого человека в ЖЖ называть не буду):
Самое интересное - Яндекс в поиске показывает связь картинок с определенным фильмом (см. скриншот выше), а по ссылке ничего такого нет (убрано после моего предыдущего поста на эту тему?):
"Юрмала в кино"
http://foto.mail.ru/mail/ipaat/rigainmovie/3274.html#3273 И вот что пишет второй ЖЖ-пользователь (тоже ника называть не буду):
У санатория «Яункемери» стоял и щит с рекламой шведского мебельного магазина «Икея». В конце концов нить расследования приводит полицейских к бедному скульптору - мусорщику Улафу Бертулю. Его дом на берегу Лиелупе стоит до сих пор на улице Ригас в Майори и на набережной ещё видны части его скульптур. Следует отметить, что красивые фигуры и панно со стороны улицы Ригас появились уже после съёмок фильма. Здесь же, на пристани, помощник инспектора Скакки (Янис Паукштелло) сидел в засаде поджидая Бертуля. Его-то, невиновного скульптора, и обвинили в убийстве, и он признался.
май 14th, 2010
http://rigacv.lv/articles/jurmala_i_kino Замечу, что не Улаф Бертуль (прямо латышизированное Бертулис), а Улаф Бертиль, так же как Скакки на самом деле Скакке. Поленился товарищ сличить с текстом книги или хотя бы данными фильма...
По ссылке выше были также показаны юрмальские места, фигурировавшие в фильме:
Это все, что касается фильма и книги. Теперь - еще о косвенной информации, связанной с юрмальским домом, которую удалось еще найти в Интернете.
Гугльмап показывает старую версию этого места, еще до строительства стадиона:
Произведя розыски по линии находящейся рядом спортивной площадки Майори, я вышла на сайт архитектора Арниса Диминьша (моего однокурсника, кстати)
http://www.substance.lv/lat/objekti/majoru-halle/info?slider2=5 и
http://www.substance.lv/lat/objekti/majoru-halle/info?slider2=7 Проект стадиона. Наш юрмальский дом указан контуром слева внизу:
Он же здесь справа на макете застройки:
Здесь наш дом виден на переднем плане:
На заднем плане этой фотографии немного видны мозаичные скульптуры вместе с домом:
Там же на сайте узнала, что стадион был опубликован в болгарском архитектурном журнале и как минимум на двух фотографиях тут фоном наш дом с мозаиками:
Кстати, я думаю, что если бы земельные участки были бы не в частном владении, а в общественном, как раньше, возможно, дом с мозаиками как-то включили бы в комплекс стадиона, создав общественный спортивно-развлекательный центр с водными аттракционами в том числе...
Косвенным подтверждением этой мысли служит то, что по техусловиям проекта старый дом на территории стадиона был сохранен и органично включен в комплекс застройки:
Так что что-то мы приобрели, а что-то и потеряли...