Миссия в Чиекуркалнсе-2

Nov 10, 2010 06:39





Вместо предисловия - о совпадениях, или к вопросу о том, что идеи действительно витают в воздухе... Еще в пятницу 5-го ноября мы в Риге посетили то место, что я показывала в угадайке, а в воскресенье 7-го СМИ сообщили о том, что Папа римский Бенедикт XVI освятил знаменитый недостроенный собор Святого Семейства (La Sagrada Familia) в Барселоне - наиболее знаменитое творение архитектора Гауди. Многие из вас в прошлом посте отметили сходство фотографий рижского сооружения с творчеством все того же Гауди. Но имелось еще одно совпадение - рижское место так же, как и самая знаменитая церковь Гауди имеет отношение к религии. Конечно, его автор - не Гауди и территория лютеранской общины - не собор в Барселоне. Но нечто общее заметно невооруженным глазом, что и доказали ваши ответы, среди которых несколько было от искусствоведов. ;-) Пойдемте же путем сердец (на фото ниже) за подробностями под кат и узнаем побольше о месте и его создателе, в одиночку совершившего этот труд... Только предупреждаю: совсем благостной эта история не будет, как может показаться поначалу.

Кстати, всегда удивлялась, что мало кто упоминает эту своего рода жемчужину в самом сердце одной из бывших рабочих окраин Риги. При всей своей некоторой наивности форм и образов - это определенного рода явление в рижской архитектуре...





Называется это место Евангелически-лютеранский церковный рижский миссионерский приход (Evaņģēliski Luteriskās baznīcas Rīgas misiones draudze) и расположен он в Риге, на 1-й линии микрорайона Чиекуркалнс, №78 (Čiekurkalna 1. līnija 78, Rīga).




Здесь можно посмотреть местоположение Рижского миссионерского прихода на интерактивной карте, также как его фотографии за 07.09.2008:
http://www.panoramio.com/photo/17955596

Добавлю только такую карту-схему части микрорайона:




У меня в глубинах памяти хранится одно смутное воспоминание, связанное с этим местом и относящееся то ли к 1980-м годам, то ли к 1990-м... Но ни фотографий, ни других упоминаний об этом не нашлось. Поэтому расскажу здесь - вдруг еще кто-нибудь вспомнит? В то время я почти случайно проходила мимо, и обратила внимание на одну необычную деталь. В этом месте было еще по-другому, все только начиналось, такого богатого мозаичного декора еще не существовало, как вот на этом фото 2005 года:




Было другое - на той стене здания, где сейчас лестница с поленницей (см. фото выше), на уровне метра-двух от земли тогда было начато выкладывание декоративного узора из битой посуды, причем отчетливо прочитывались детали этой бывшей посуды. Особенно меня впечатлили частички и целые круги донышек от тарелок - примерно таких, как тут:





Мне это необычное зрелище в те годы очень понравилось и даже сама мечтала так попробовать, почему это и отложилось в памяти достаточно ярко, чтобы не быть забытым спустя годы. Но сейчас ничего подобного от того декора не сохранилось, все переделано и подтвердить мои слова теперь нечем. :-( Поэтому и надеюсь на то, что кто-нибудь из читающих это, вспомнит. Хотя Чиекуркалнс - не тот район, где раньше бывали случайные люди или туристы... Он лежал немного в стороне от основных магистралей и пользовался не самой лучшей славой в свое время. Сейчас там многое изменилось к лучшему, но об этом как-нибудь в другой раз. Вернемся к декоративному убранству миссии (как я буду это место называть для краткости).

Вот так оно выглядело со стороны улицы и было мною запечатлено в 2005 году:




Покажу сначала несколько фотографий, сделанных летом 2005 года и приведу информацию об истории миссии, а потом уже пойдут большеформатные фотографии этого года.




Если кому-то интересен религиозный смысл такой миссии в рамках лютеранской церкви, то самое подробное, что нашлось - на немецком языке:
# Tempel Jesu Kirche
# (lettisch: Evaņģēliski Luteriskās baznīcas Rīgas misiones draudze), diese evangelisch-lutherische Kirche befindet sich in einem Randbezirk der Stadt Riga und dient der Inneren Mission.
http://de.wikipedia.org/wiki/Kirchen_in_Riga

Innere Mission http://de.wikipedia.org/wiki/Innere_Mission





Просто небольшая цитата о сути деятельности таких миссий, если кому-нибудь интересно:

Серьезные изменения, происходящие в нашем многополярном мире, поставили перед философами ряд вопросов, касающихся проблем диалога верующих и неверующих по вопросу милосердия. Ухудшение социального положения значительной части населения нашей страны, неспособность либеральной политики государства защитить бедных заставляют нас обратить внимание на каритативную деятельность, сотрудничество различных концессий и общественных организаций в благотворительной деятельности. Каритативная деятельность способна упорядочить поведение, разрешить конфликты и напряжения между людьми с различными взглядами на жизнь, положением в обществе и т.д. В основе такой упорядоченности социальных действий лежат нормативные экспектации согласия, справедливого жизнеустройства в стабильном мире.

Вся система реконструкции - войны, насилие, зло и ненависть выступают как разрушение социума. Для сохранения общества необходимо создание конструктивных ценностей или изъятие их из прошлого опыта цивилизаций. При этом милосердие выступает в новом качестве - своеобразного критерия человечности, основы для достижения согласия и взаимопонимания между людьми.
http://base.spbric.org/main/congress_person/403




Вот такие конструкции, окружающие и оберегающие дерево на территории устроены неподалеку от дверей, что на фото выше:




Я только думаю, как они там внутри убирают? :-(




Надо сказать, что информации в Интернете об этом месте, о миссии, крайне мало, больше имеется упоминаний, чем конкретных сведений...





Чаще говорится об отце-основателе Миссии, чем о том, кто ее благоустраивал все эти годы (о нем чуть позже). Вот про основателя (Булан - латышский поселок в Сибири):

Арнольд Вилциньш (Arnolds Vilciņš).
Родился в 1885 году 8 или 9 мая. Рукоположен в Москве 28 апреля 1918 года.
Участвовал в основании Латвийской консистории в России, президентом которой был пастор Ирбе - первый латвийский епископ. Также и в Булане присоединился к новому латышскому движению в России. Благословленные президентом Ирбе весной 1918 г. в Булан явились пастор А. Вилциньш с миссионером А. Зузансом. Проповедник А. Вилциньш после возвращения на родину, в Ригу, основал Миссионерский приход, при котором служил пастором до самой смерти. С 1926 года был также пастором прихода в Далбе. Умер 6 апреля 1946 года в Далбе и похоронен на Рижском Лесном кладбище.
http://www.iclub.lv/life/LB/rubenis.htm

Кстати, на машине от Миссии до Лесного кладбища всего 5 минут езды.






Наиболее подробная информация о миссии в Интернете только такого рода:

Молитвенный дом Рижского евангелически-лютеранского миссионерского прихода был построен в 1928 г. на земле, подаренной Кристиной Пургайле, на пожертвования членов прихода. Здание и его окрестности своеобразно разукрашены и являются интересным объектом для осмотра. Все мозаики создавал и территорию благоустраивал Ольгерт Микельсонс.
Миссионерская церковь была освящена и первые богослужения состоялись 31 октября 1928 г. Миссионерский приход в 1921 г. основал пастор Арнольд Вилциньш (Arnolds Vilcinš, 1885-1946 г.), и он просуществовал все коммунистические времена. Пастор Арнольд Вилциньш был рукоположен 28 апреля 1918 г. в Москве, принимал участие в основании Латвийской консистории в России. Приход в Риге А. Вилциньш основал после возвращения из сибирского латышского села Lejas Bulanas, куда он летом 1918 г. отправился вместе с миссионером А. Зузансом. В этом приходе он трудился до самой своей смерти. С 20 июля 2004 г. в Миссионерском приходе служил пастор Арманд Конрадс, позднее евангелистка Милда Клампе, со 2-го ноября 2008 г. служит пастор Артис Буровс.
В настоящее время в Рижском миссионерском приходе 74 прихожанина.
В приходе существует воскресная школа. Активно работает диакония - каждый рабочий день теплым супом, вторым блюдом и компотом окормляются страждущие, всего ныне 56 человек: инвалиды, одинокие пенсионеры и многодетные семьи, где только один кормилец.
http://www.geocaching.com/seek/cache_details.aspx?guid=4447c1c7-4bde-4bc5-b672-677b287819a4





Здесь тот же текст, что и выше, уточняется лишь его первоисточник: Юрис Рубенис, "Пасторы Леяс Булана" (Juris Rubenis. Lejas Bulānas mācītāji)
http://jonins.mii.lu.lv/ia/Bazn2.htm





Здесь по ссылке опять тот же самый текст, только после Милды Клампе еще называется пастор Иварс Екабсонс. И сообщается, что богослужения в рижском миссионерском приходе происходят каждое воскресенье, также как по церковным праздникам, в 10:00.
http://www.vieglicelot.lv/en/object/rigas-evengeliski-luteriska-misiones-baznica.htm




Ну и тот же текст на языке оригинала с официального сайта латвийской лютеранской церкви:
Misiones baznīca uzcelta 1928. gadā, tā iesvētīta un pirmo dievkalpojumu piedzīvojusi 1928. gada 31. oktobrī. Draudzes nams celts uz Kristīnes Purgailes dāvinātās zemes par draudzes locekļu ziedojumiem. Misiones draudzi 1921. gadā dibinājis mācītājs Arnolds Vilciņš, un tā pastāvējusi arī visu komunistu valdīšanas laiku.
No 2004. gada 20. jūlija Misiones draudzē kalpoja mācītājs Armands Konrāds, vēlāk evaņģēliste Milda Klampe, mācītājs Ivars Jēkabsons un kopš 2008.gada 2. novembra kalpo mācītājs Artis Burovs.
Pašlaik Rīgas Misiones draudzē ir 74 draudzes locekļi.
Draudzē pastāv Svētdienas skola. Aktīvi darbojas diakonija - katru darbadienu ar siltu zupu, otro ēdienu un kompotu tiek paēdināti trūcīgie, pašlaik kopā 56 cilvēki: invalīdi, vientuļie pensionāri un daudzbērnu ģimenes, kurās ir tikai viens apgādnieks.
Draudzes priekšniece: Otīlija Miķelsone, tālr. 7553990, e-pasts: janis@jskk.lv
Dievkalpojumi Rīgas Misiones draudzē notiek katru svētdienu, kā arī Baznīcas svētku dienās plkst. 10:00.
http://www.lelb.lv/lv/?ct=draudzes&fu=i&id=203

Здесь только добавлено, что заведует приходом Отилия Микельсоне, но в какой степени родства она состоит с Ольгертом Микельсонсом, не скажу.




Иллюстрация к заповеди "Не укради!"




Об означенной Отилии еще нашелся текст на английском языке в связи с пожертвованием Миссии 700 долларов на кухню:
Received a thank you from Otīlija Miķelsons, chairwoman of the Riga Mission church, thanking us for our $700 donation to their soup kitchen
https://lelba.org/wp-content/uploads/2008/09/kdrapk0808.pdf




Здесь упомянуто о том, что некие друзья участвуют во многих проектах за границей (часть из которых в Латвии, например супной кухне в Агенскалнсе и Миссионерском приходе в Чиекуркалнсе):
http://www.katlakalns.lv/box/files/katlakalna_zvans/kz05.pdf

А вот и тот самый суп на благотворительном обеде в миссии, фото из Интернета:




Выписка из законодательной документации, посвященной госбюджету Латвии за 2006 год, где находим сведения о том, что в рамках государственной дотации религиозным учреждениям среди прочих, нашей Миссии выделено было 1500 латов (около 3000 долларов):
Likuma “Grozījumi likumā “Par valsts budžetu 2006. gadam”” paskaidrojumi
Tieslietu ministrija
1 954 608 lati - programmai 44.00.00 „Dotācija reliģisko organizāciju darbības nodrošināšanai” palielināta dotācija no vispārējiem ieņēmumiem:
1 500 latu - Rīgas pilsēta - Latvijas evaņģēliski luteriskās Misiones draudzes baznīcas ēkas remontam (Rīgā, Čiekurkalna 1.garā līnija 78)
http://www.fm.gov.lv/budzets/2006p/FMPask_101106.doc

Интересно, пошли ли они на ремонт или иные богоугодные дела? Но интересно отметить, что за период, прошедший с 2005 по 2010 год сменились ворота на территории и вставлены стеклопакеты в некоторые окна.

Старые ворота в 2005 году:






Новые в 2010 году:




Но покажу еще пару фотографий лета 2005 года и перейду к рассказу о создателе этого места:







Итак, о творце Чиекуркалнского мирка вместе с фотографиями этого года.




Панорама здания миссии, составленная из двух фотографий:




Как ни странно, 11 июня 2005 года, когда я искала информацию, на весь Интернет о нем и его творении нашлась всего одна статья "Debesu arhitektura" из журнала “Klubs”. Сегодня этой ссылки на латышском языке уже не существует: http://www.media.lv/klubs/97gadanumuri/Marts97/O.htm так же как и самой статьи, к сожалению. Осталось лишь то, что написала тогда и сохранила на форуме своего сайта тут: http://offtop.ru/castles/v13_74452_all_.php... Привожу свои слова полностью здесь ниже.




Перевожу начало статьи на русский язык:

Если ехать по Чиекуркалнской 1-й длинной линии, с левой стороны улицы заметно необычное строение. Это колокольня Рижской Евангелически-лютеранской миссионерской(?) церкви, которую построил помощник пастора Ольгерт Микельсонс. 10 января этого года ему перевалило за 70 лет (статья 1997 г.).

В 50-е гг. закончил строительный техникум, однако в связи с пребыванием в немецкой армии и американском плену был вынужден работать маляром и на еще худших работах. Позднее по знакомству попал в проектный институт.

На архитектурном отделении народного университета, куда я поступил, защитил проект «Улучшение внешней отделки крупнопанельного жилого дома». Мой проект попал в Москву, позднее видел: по моему предложению построено множество домов! Не думаю, что у меня украли идею. Идеи витают в воздухе, как еще не виданные в мире.

Кратко о дальнейшем содержании статьи:
Он также сочинял музыку, рисовал, но свое призвание видел именно в архитектуре. Отец его матери был армянином, изучал архитектуру в Риге, познакомился со своей будущей женой и оба переехали жить в Баку.

Прожил без малого 33 года в браке, когда ему открылся путь: развестись с женой, невзирая на ее страдания, и из Юрмалы переселиться в Чиекуркалнс. 14 февраля 1983 г. переехал и начал работу над обустройством церкви. В том же году 28 мая женился второй раз на диакониссе этой церкви.

Когда начал устройство территории церкви, забетонировал бассейн, в котором можно было плавать в жаркие дни. Но оставил там 4 больших отверстия для опор будущей колокольни, которая затем, по замыслу, должна была возвышаться над бассейном. О религиозной символике и взглядах Микельсонса можно прочесть далее в статье.

Вот надо было полностью перевести ту статью, но кто же тогда знал, что эта информация в век безудержного копипаста пропадет бесследно?

Колокольня:





Летом, как вы видели выше, колокольня не видна за многочисленными зарослями и ее детали открываются лишь после осеннего листопада:





В том пропавшем интервью ничего не говорилось об интересе Микельсонса к творчеству Гауди, иначе я бы это выделила особо. Хотя интерес к архитектуре был, безусловно.
Несколько кадров отдельных деталей колокольни:




Всюду надписи религиозного содержания, за исключением одной, на самом главном месте, призывающей снять свои туфли:




"Это место - свято":




Про Латвию на этой колокольне очень много пожеланий и символов, даже в мозаиках местами есть полосы латвийского флага:




Одна из лучших по исполнению мозаик:




Просьба о свободной жизни:




Мозаики декоративного бордюра вокруг колокольни:




"Тихая ночь - святая ночь":




Относительно картинки ниже - сначала эпизод из биографии Микельсонса:

Одно из сравнительно значительных "событий" произошло в Салдусском районе, когда «vakieši» (не знаю, что это слово точно значит в данном контексте - демонстранты?) противостояли русской армии, которая оккупировала всю бывшую Звардскую волость. Тогда пастор Ольгерт Микельсонс с протянутой в руках Библией стоял против автоматных стволов. «Vakieši» хотели воздвигнуть кресты над могилами Звардского кладбища. Кресты несли бывшие жители Звардского полигона - они своих близких не могли навестить с 1954 года, когда здесь начали хозяйничать военные.
http://www.lvluxversia.com/en1/komanda/bode/olgerts/index.html

Надпись гласит: "Проявление на небе в Рождественскую ночь 1990 года". Изображает, наверное, отца-Латвию, ибо мать с бородой быть не может. Три латвийские звезды-области над головой, юбка цвета национального флага, развевающийся плащ в форме карты Латвии и шесть свечей на ней.
Национальная тема явно была пунктом у пастора...




Анонс о том, что в доме культуры в Майори - концерт духовной песни и выставка картин Ольгерта Микельсонса (жаль, нет даты, когда это было).
http://www.lvluxversia.com/en1/komanda/bode/olgerts/index.html

Художественная натура пастора проявлялась и в росписи подсобных построек и сараев на территории миссии:







Что за человек Ольгерт Микельсонс?
Бывший латышский легионер, сражавшийся на стороне Гитлера, диссидент, человек, способный ради религиозной идеи бросить семью, национально озабоченный, но и фанатично преданный своему делу, много лет посвятивший созданию этих мозаик... Как его оценивать? :-(
У него даже дорожки были размечены - куда идти и какие молитвы читать:




Несколько лет назад была не права, когда отозвалась об этих мозаиках по сравнению с произведениями Гауди как "масштаб не тот, как говорится, "труба пониже и дым пожиже"". Масштабность сооружения зависит не только от гения творца и кошелька мецената. Тот, кто создавал это, не брал лишних денег в виде пожертвований, отдавая их на более важные цели своей миссии, помогая другим людям. Сам сделал ровно столько, сколько мог. И вот тогда понятно, что не масштабом единым ценно сооружение, но еще и личностью того, кто его создавал и почему. Раньше мне такая мысль не пришла бы в голову, а сейчас я очень хорошо понимаю, как можно расставлять приоритеты... это личный выбор каждого.




На латышском языке в Интернете, кстати, о нем тепло отзываются и считают одним из наиболее светлых церковников своего времени.

На сайте Ингуны Рибены, архитектора по образованию, затем депутата, ничего не говорится о Микельсонсе как творце, но лишь как о миссионере:

Пастор Ольгерт Микельсонс (Oļģerts Miķelsons) мне, тогда еще тринадцатилетнему пареньку, дал прочитать Лорбера "Dieva namturību". Это была особенная книга, толстая, большая, на тончайшей бумаге напечатанная на печатной машинке, судя по всему, какая-нибудь третья копия, красиво переплетенная в переплетной мастерской. Истинный труд любви. Мне, школьнику и пионеру это было в новинку. Это была моя первая духовная книга
INGMĀRS ZEMZARIS intervijā Vijai Beinertei (Ингмар Земзарис в интервью Вии Бейнерте)
http://www.ingunaribena.lv/domas/domubiedri/1/




Фото наверху сделано в интересном месте на территории миссии. Если само здание, колокольня и сараи сразу видны, то дальше на территории вот такой вид:




И лишь только заглянув за угол, можно увидеть такую стену с надписями "Вера", "Милосердие", "Надежда":




Это - "Милосердие":




Меня, если честно, удивил вот этот символ наверху колокольни:




Такого у местных лютеран больше не видела и в Интернете ничего определенного не нашлось. В православных иконах есть шестиконечные нимбы, но они иного вида. Здесь же отчетливо явленный магендавид, Звезда Давида. Кто-нибудь сможет объяснить символику сочетания божьего лика и звезды?

Единственное, что более-менее близкое нашлось:
В христианской иконографии она используется также на иконах Бога Отца, Лик Которого помещался в нимбе, имевшем сначала форму треугольника, а потом шестиконечной звезды. И наконец, упоминание звезды в Библии, ставящее последнюю бесспорную точку: Сам Иисус, явившийся Иоанну Богослову в небесной славе, свидетельствует о Себе: "Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя" (Откровение 22:16).

Но почему нет аналогий? И, наконец, что вы обо всем этом думаете?




Ссылки на архитектурные творения в том же духе:
Подборка ссылок о Гауди и Хундертвассере: http://www.offtop.ru/castles/v18_500971_all_.php
Maison Picassiette в Шартре (1938-1962) от Раймона Исидора (Raymond Isidore) http://snegofeya.livejournal.com/1306621.html
Palais Ideal du facteur Cheval (1879-1912) от Фердинанда Шеваля http://baranovna.narod.ru/France2005/47PalaisIdeal.htm

Инфернальность бытия, История_Латвии, Концептуальность, Рига, Культовые сооружения, Архитектура, Искусство, Иллюзии

Previous post Next post
Up