Латвийские лабиринты или о пользе их прохождения :-)

Sep 27, 2010 08:00

По следам одного старого поста родился этот. Некогда я рассказывала в своем журнале о местах съемки фильма о Шерлоке Холмсе, там был упомянут лабиринт возле Кримулдской церкви. Тогда же мне рассказали о том, что существует похожий лабиринт в городе Валмиера. Сегодня решила поговорить о лабиринтах и узнать кое-что новое о них же.





О лабиринтах в ЖЖ я уже пару раз писала, но было это достаточно давно.
В 2006 году о лабиринтах вообще: http://renatar.livejournal.com/23129.html
В 2009 году о Лабиринте Лилии Кримулдской церкви http://renatar.livejournal.com/255201.html, где обращала внимание на такую разновидность, как церковные лабиринты.
Церковные мыслители полагают, что лабиринт способствует осмыслению веры. Кстати, церковные лабиринты есть при многих западных храмах, самый известный из них - лабиринт Санта-Росса во Франции, в соборе в Шартре. Повторяться не буду, в том посте достаточно подробно обо всем этом написано. Скопирую только для наглядности анимированную схему того, как лабиринт этого типа проходят:



Ориентир, как найти лабиринт в Валмиере:
Церковь св. Симаня (Симеона), она в этом месте единственная. Она находится на изгибе Гауи у моста. Чуть выше нее по карте находится улица Зилоню (надо же, даже и не знала, что у этой дорожки есть название..)) Вот примерно в начале слова "Зилоню", или чуть выше, там где изгиб, и находится лабиринт.

Вот на этой карте между озером и Красным крестом видна искомая улочка:




Так вот, любопытно то, что Валмиерский лабиринт - светское сооружение, хоть и возведенное по шартрскому типу. Информации о нем в Интернете на удивление немного, перевожу пару цитат с латышского:

31 июля 2008 г. Открыт променад Мельничного озерца (Dzirnavu ezeriņš).
Во время Дней города Валмиеры в пятницу 8 августа точно в полночь был открыт променад Мельничного озерца, который будучи в этом году одним из наиболее значительных проектов инфраструктуры среды, получил воплощение в городе. Благоустройство берегов озерца Дзирнаву было начато в мае. На территории были проложены подземные коммуникации, выложена брусчатка и созданы пешеходные дорожки вдоль берегов озерца, сооружены лабиринт из брусчатки и лестницы, соединяющие территорию вдоль озера с ул. Озолу.
http://www.valmiera.lv/index.php?option=com_content&task=view&id=5773&Itemid=545

7. Свежесть в самом центре города не только на берегах Гауи или в парке Атпутас, но также и на созданном променаде озерца Дзирнаву с фонтаном, который в ветреную погоду освежает мимо проходящих, выложенном брусчаткой лабиринте и игровой площадке для малышей и не только, скульптура "Солнечный час" для тех, кто время в городе не считает.
http://www.valmiera24.lv/izklaide/58/16209




Все фото валмиерского лабиринта - от linnier.

А вот и мнение посетителя:

Валмиера. В центральном парке из брусчатки выложен круг-лабиринт.
Лабиринт это очень условный, потому что в нем нет ни одной развилки, но если идти от входа не пересекая «перегородок», можно рано или поздно добраться до центра. У меня терпения не хватило.
http://travelstory.lv/stories/latvia/valmiera

И, в общем-то, это неудивительно. Нашла интересную ссылку, из которой привожу пару цитат о том, для чего, в сущности нужно прохождение лабиринта, что это дает человеку даже в физическом плане, не говоря уже о духовном:

Для неподготовленного человека прохождение лабиринта может оказаться не таким легким делом. Движения при прохождении лабиринта в обыденной жизни для человека несвойственны. Постоянные повороты и смена направления создают нагрузку и на вестибулярный аппарат. То, что ширина дорожки выбрана неудобно узкой, явно не случайно. Древние во многом были практичнее нас и предпочитали без надобности не усложнять.

Какие качества и изменения можно заметить при прохождении лабиринта? В первую очередь концентрация внимания, отработка автоматизма и координации движений. Без этого сложно пройти лабиринт. А теперь представим его прохождение в более быстром темпе и не один раз? Подобная тренировка наглядно демонстрирует, как изменяется восприятие человека, прошедшего лабиринт.

В южной Швеции, Эстонии, Финляндии еще в начале 20 века рыбаки перед выходом в море считали необходимым пройти лабиринт. Символические трактовки о том, что в лабиринте запутываются злые духи и неудачи, вероятно поздние искаженные отголоски смысла лабиринта, как инструмента подготовки, перенастройки человека в более «боеготовое» состояние. В этом ключе можно трактовать и ориентацию входа в лабиринт - к берегу, от моря. Таким образом, в логику движения при прохождении лабиринта символически закладывается установка - из любой ситуации (направления) вернуться обратно на берег. В Эстонии существует и еще одно интересное народное поверье о том, что войти в лабиринт всегда проще, чем выйти из него, что наводит на мысль о том, что человек входящий в лабиринт изменяется и выходит уже другим.

Кроме того, есть упоминания о том, что лабиринты также использовали пастухи и охотники в южной Швеции, считалось, что лабиринт оберегает от волков. Что объединяет пастуха, защищающего стадо, и охотника? В обоих случаях важно вовремя заметить хищника. То есть быть готовым. Пройдя лабиринт, люди, вероятно, также изменяли свое состояние в плане обострения внимания, восприятия окружающего мира и, возможно, каких-то других характеристик. Таким образом, человек мог быстрее среагировать на появление зверя и предпринять упреждающие меры. Также вполне возможно, что и волки могли чувствовать готовность человека противостоять им, фактор внезапности, важнейший на охоте, утрачивался, и шансы на удачную вылазку хищников понижались. Вероятно, именно в этом ключе можно рассматривать упоминание о лабиринте как об обереге от волков.
http://perpettum.narod.ru/labyrinth.htm




Отсюда проводится параллель между мирским и духовным, почему церковь взяла "на вооружение" прохождение лабиринтов:

На подобное же назначение указывает и распространение функциональных изображений лабиринтов в соборах западной Европы. Лабиринты обычно изображались на полу храмов, между входом и алтарной частью. Данное расположение четко указывает на необходимость пройти лабиринт перед молитвой или участием в богослужении. Своеобразная «духовная подготовка верующих к тому религиозному опыту, который им предстояло приобрести». Как видно из этого факта, в Средневековье даже христианским иерархам было хорошо известно свойство лабиринта менять состояние человека, и это свойство они успешно применяли.

Церковные лабиринты и их практика показывают еще одну интересную грань проблемы: лабиринт это не конструкция, а принцип. Ему необязательно быть выложенным камнями, он может быть просто нарисованным на полу, сути это не меняет. Именно из этого факта можно сказать, что культа лабиринта как такового не было, была практика. Лабиринт был не культовым, а сугубо функциональным сооружением.
http://perpettum.narod.ru/labyrinth.htm

Прохождение лабиринта в Кримулде, фото мое:




Пару цитат из истории церковных лабиринтов и зарождении лабиринта т.н. шартрского типа:

К XII в. математически выверенный 11-ходовый и 4-осевой лабиринт стал доминирующим вариантом во всей христианской Европе, причем представлен он был не только в виде рисунков в рукописях, но и как украшение церквей и соборов. Лабиринт данного типа часто называют «Шартрским», поскольку именно он украсил полы собора в Шартре через несколько веков после того, как впервые появился в рукописях, однако правильнее было бы обозначить этот дизайн «средневековым». Это в высшей степени «совершенный» лабиринт своего времени. Лабиринты того же дизайна создавались из самых разных материалов на загородных лужайках в Англии, в строгих парках Европы эпохи Возрождения и даже в затерянной далекой России «Средневековый» тип фигурирует и в современной духовной литературе, где вновь наблюдается интерес к лабиринтам. Языческий символ лабиринта просуществовал в неизменном виде более 2000 лет; для придания ему христианской формы потребовалось лишь несколько веков. На следующем этапе своего развития лабиринт перекочевал со страниц рукописных книг под своды церквей.




Исидор Севильский (ок. 560, Картахена - 636, Севилья)
Эта пергаментная рукопись, включающая календарь, таблицу пасхальных циклов, летописи и другие документы IX-XI вв., происходит из монастыря Сен-Жермен-де-Пре в Париже. На форцазе X в., представленном на иллюстрации, находится самое старое из дошедших до нас изображение лабиринта шартрского типа (диам. 17,5 см).




Параллельное развитие классической формы можно наблюдать в Евангелии из Эльзаса, составленном в 871 г. Отфридом Вайсенбургским.
Отфрид Вайсенбургский (ок.790-875, «Книга Евангелий») - священник, учившийся в Фульде у Рабана Мавра. Отфрид является автором выборочного пересказа Евангелий на старом верхненемецком языке, завершенном в 868г. В стенах Вайссенбургского монастыря в Эльзасе. Это пергаментная копия «Книги Евангелий» частично переписанная самим Отфридом, создана в 863-871гг. и содержит большое количество исправлений по сравнению с текстом оригинала. На форзаце изображен полихромный лабиринт из 11 кругов (диаметр 18см). Похожий план и удлиненный вход лабиринта позже повторяются в миниатюрах манускрипта Венанция Фортуната, сант-галленского кодекса и берлинской рукописи Рабана Мавра. В XVI или XVII веке в центре лабиринта появились буквы “Phas”. В. Башелет-Массини считает, что здесь написано латинское слово «fas» - “Божественное право”. На листе 153 находится изображение Распятия, занимающее целый лист. В структуру лабиринта внедрен крест. Крестообразность церковных лабиринтов, особенно ярко выраженная в экземплярах шартрского типа, должна была настойчиво напоминать о Христе, свергнувшем сатану с трона правителя мира.

Отфрид берет классический лабиринт и добавляет 4 дополнительных концентра к внешнему краю, вновь доводя количество ходов до одиннадцати. Этот тип лабиринта, часто называемый именем автора (тип Отфрида), представляет собой важную ступеньку при переходе от классического дизайна к средневековому.




Два названных лабиринта имеют знаменательное значение, поскольку число одиннадцать символизирует «грех» в сознании средневекового христианина. Превышая на единицу количество заповедей, одиннадцать ходов лабиринта олицетворяли проход сквозь греховный мир к спасению, ждущему в конечном пункте. В течение IX и X вв. конвертация языческого символа в христианский получила дальнейшее развитие путем накладывания креста поверх концентров, таким образом возрождая квадрантную структуру, характерную для древнеримских мозаичных лабиринтов.
http://www.ankxara.com/znania/religioznoe_znachenie_labirinta/ - кому интересно, по ссылке еще много разных сведений о старинных лабиринтах.

Еще мое фото лабиринта в Кримулде:




Так вот интересно то, что согласно одной из теорий, лабиринты зародились в Прибалтике, пришли в Европу, обошли весь мир и снова возвращаются к нам! :-)

По некоторым признакам (по упоминанию прохождения лабиринта как паломничества в Святую землю, что отсылает к эпохе крестовых походов, отсутствию прямой связи между античными изображениями лабиринтов и лабиринтами на полах церквей, поскольку «древнеримские мозаичные лабиринты были слишком малы, чтобы по ним ходить») можно предположить, что он был привнесен с берегов Балтики примерно в 11-12 веках, когда христианские миссионеры могли познакомиться с этой практикой.

Не менее правдоподобна версия, по которой практика лабиринтов могла быть занесена в Европу викингами в 9-10 веках. Например, Герман Керн прямо указывает на норманнское влияние в появлении лабиринтов в Средневековой Европе. В пользу скандинавского истока распространения лабиринтов в Средневековой Европе указывает не только восточно-балтийское распространение лабиринтов в эстонских и финских землях, заселенных шведами в Средние века, и названия лабиринтов в Германии (шведенхюгель - «шведский холм», шведенхиб - «шведский удар», шведенганг - «шведский ход», шведенринг - «шведский круг» и пр.), но и сама практика прохождения лабиринта, получившая распространение в западном христианстве.
http://perpettum.narod.ru/labyrinth.htm

Кстати, в Валмиере и Кримулде уже не единственные лабиринты в Латвии. Вот цитата из интересной статьи на латышском языке:

Лабиринты в Латвии набирают популярность. Вскоре после того, как его создали в Друстах, его начали выкладывать также на Зилайскалнсе. В этом нет особой ошибки, что выложенные из камней дуги должны идти по направлению солнца. Еще один находится по пути к Зилайскалнсу, также у Кримулдской церкви, в Дундаге, Иецаве и др. местах.
http://www.edruva.lv/zinas/zinas_no_vecas_edruvas/datums/2007-06-16/zina/8996




Вот рассказ о лабиринте на Зилайскалнсе:

С высоты церковной башни хорошо видны и окрестности Валмиеры. Километрах в десяти от города расположена довольно внушительная для нашего ландшафта возвышенность. Это Зилайскалнс - Синяя гора. Добраться до нее просто: нужно выехать на валмиерскую окружную дорогу и выбрать направление на Дикли. Не пропустите с левой стороны дороги большой гранитный камень с надписью «Зилайскалнс» - это и есть указатель пути к горе.

Дальше предстоит получасовая пешая прогулка, но подниматься по пологим склонам 127-метровой горы одно удовольствие. Зилайскалнс еще называют горой Ворожбы: по преданию, когда-то в этих местах селились только гадальщики. Еще легенда гласит, что на горе находится могила ливского героя Иманты, который в 1198 году в битве у Риги заколол епископа Бертольда.

На самой вершине выложен из камней лабиринт, в центре которого стоит высоченное строение, напоминающее по виду не то космический корабль, не то смотровую вышку. Строение прочно замкнуто на все замки, а спросить не у кого - вокруг только щебет птиц, зеленая листва да океан свежего воздуха. Собственно, ради этого царства тишины мы и поднимались на гору древних гадальщиков.
http://www.d-pils.lv/news/38988

В общем, проходить лабиринты полезно во всех смыслах, кому для души, а кому для тела. ;-) Не зря принцы Амбера в известном цикле Роджера Желязны его проходили (там сооружение, правда, покруче было). :-)




Кримулдский лабиринт я проходила, даже дважды, а вот остальные еще надо было бы посмотреть. :-)

Инфернальность бытия, Концептуальность, Видземе, История архитектуры, Кримулда, Викинги, Философия, Культовые сооружения, Лабиринты, Латвия сегодня, Архитектура, Здоровье, Иллюзии

Previous post Next post
Up