Король Лир в Ивангороде

Apr 26, 2010 05:38

jesenija в теме об Ивангородской крепости здесь привела очень интересную ссылку о съемках одного из наиболее интересных фильмов своего времени - фильма "Король Лир" на территории Ивангорода. В то время, когда я писала тот пост, в Интернете практически ничего на эту тему не было, сейчас же появилось немного информации, которую и привожу в этом посте, иллюстрируя кадрами из фильма, где заметны фрагменты Ивангородской крепости. Особенно интересно, что и к Прибалтике этот фильм имеет отношение.





Но начнем от печки... то есть от автора этого бессмертного произведения.
Трагедия "Король Лир" была написана Уильямом Шекспиром в зрелый период творчества. Никто не знает, что побудило его обратиться к жанру трагедии, но "Гамлет", "Отелло", "Король Лир", "Макбет" и "Антоний и Клеопатра" сделали его величайшим драматургом в истории человечества.




Наряду с "Гамлетом" трагедия "Король Лир" признана вершиной всего трагического у Шекспира. Мера страданий героя превосходит здесь все, что выпало на долю тех, чьи трагедии были изображены Шекспиром как до, так и после этого произведения. Раздав королевство дочерям, отрекшись от власти, Лир, как мы знаем, хотел доказать себе и другим, что он "сам по себе велик". Оказалось, что это лишь жалкая иллюзия.




Григорий Козинцев снял сильнейший по своему восприятию фильм. Его черно-белые кадры врезались в мою память с самого детства, еще в те безоблачные годы проникнув в сознание и дав понять, что в мире есть место боли, несправедливости и многому другому...




Советская экранизация "Короля Лира" представляет собой двухсерийный художественный фильм.
В ролях снималась целая плеяда известных актеров из России, Литвы, Эстонии, Латвии:




* Юри Ярвет - король Лир (озвучивал З. Гердт)
* Регимантас Адомайтис - Эдмонд
* Донатас Банионис - герцог Олбенский (озвучивал А. Демьяненко)




* Юозас Будрайтис - король французский
* Александр Вокач - герцог Корнуэльский




* Галина Волчек - Регана
* Олег Даль - шут
* Владимир Емельянов - Кент
* Леонхард Мерзин - Эдгар (озвучивал Э. Виторган)
* Алексей Петренко - Освальд




* Эльза Радзиня - Гонерилья
* Карлис Себрис - Глостер
* Валентина Шендрикова - Корделия
* Александр Орлов
Инфо http://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/3187/annot/




Нашла вот такую информацию об исполнителе главной роли:

Юри Ярвет (до 22.02.1938 Георгий Кузнецов) родился в Таллине. На сцену он вышел еще в 1941 году, выступал в различных театрах и ансамблях Эстонии. В 1946 году Ярвет поступил в Государственный театральный институт Эстонской ССР, после окончания которого в 1949 году работал главным режиссёром Южно-Эстонского театра.
Ярвет - острый, изобретательный актёр, творчество его исполнено фантазии, юмора, трагизма.




Известность пришла к Юри Ярвету с ролью профессора О’Рейли в политическом детективе Саввы Кулиша «Мёртвый сезон», но заслуженную славу талантливый актёр снискал, блистательно воплотив на экране образ короля Лира в фильме Григория Козинцева «Король Лир». В числе лучших работ Юри Ярвета - роль профессора Снаута в научно-фантастической картине «Солярис», созданной Андреем Тарковским по роману Станислава Лема.
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/215394





Обратите внимание на смену имени актером в 1938 году - это следствие насильственной политики, проводимой как в Эстонии, так и в Латвии, когда детей отдавали без права выбора в школы с государственным языком обучения и национализм достигал высшей точки, нарушающей права человека. Но об этом как-нибудь в другой раз. Моих родных эта политика тоже коснулась в свое время...




Вернемся к истории крепости Ивангорода и съемок фильма, текст привожу с небольшими сокращениями, оригинал можно посмотреть по ссылке ниже. На этом кадре крепость видна вдали:




Ивангородская крепость

Разрушенная фашистами во время Великой Отечественной, долгое время она стояла в руинах, пока в 1964 году там не начались реставрационные работы.

Хотя в шестидесятые годы в Ивангороде не было музея, не было потока организованных туристов, крепость местным, ивангородским и нарвским, населением посещалась. Здесь, в Большом Бояршем городе, на бывшем гарнизонном плацу, было ивангородское футбольное поле, где проходили матчи даже районного масштаба, дети проводили в крепости целые дни, «обследуя» стены и башни, разрушенные здания, подземелья...




Во второй половине шестидесятых в парке у крепости, благодаря усилиям директора ивангородского Дома культуры А.Л. Флерова (в настоящее время старшего научного сотрудника «Музейного агентства» Ленинградской области), была построена и успешно эксплуатировалась самая большая и самая популярная танцевальная площадка Ивангорода и Нарвы. Танцы в «Джунглях», под музыку в исполнении ВИА и ныне здравствующего Шамиля Алиева, остались лишь в памяти тогда еще молодых «аборигенов», но в 1968-1969 годах в крепости произошли события, оставившие след и в мировой культуре.




Многим жителям старшего возраста памятны события, когда в Ивангороде (Ивангородской крепости) и Нарве (в Липовой ямке, на золоотвале Балтийской станции) проводились сьемки кинофильма по сюжету трагедии Шекспира «Король Лир» (напомним читателю: фильм двухсерийный, широкоэкранный, черно-белый).





Древний город внутри крепости

В Ивангородской крепости
В газете «Нарвский рабочий» от 17 октября 1968 года прошла информация о подготовке к съемке фильма. Издание сначала информировало читателей, что в Ивангородской крепости широко развернулись реставрационные работы, но затем смещало акцент повествования: «Однако группы строителей, машины, экскаватор, что сейчас заняты бурной деятельностью в Ивангородской крепости, к реставрации отношения не имеют. Это киносъемочная группа «Ленфильма», вернее, пока часть ее.




В Ивангородской крепости будет сниматься фильм по трагедии В. Шекспира «Король Лир». Между прочим, эта же группа снимала и «Гамлета». ...К маю будущего года, когда начнутся сьемки, на площади внутри крепости будет стоять замок графа Глостера, его поместье, селение, площадь древнего города и сам этот город - всего свыше 20 макетов. Некоторые из них уже стоят. Пруд перед замком Глостера будет настоящий - его уже копает экскаватор. Богатая натура крепости хорошо подходит фильму и значительно сократит расходы на декорации» (Расходы на декорации тогда сократили, а вот культурный слой на территории памятника уничтожили на площади 400 кв.м! - прим. автора).




По весне заместитель начальника по театрально-декоративному оформлению «Ленфильма» Николай Михайлович Якимов в интервью, также опубликованном в «Нарвском рабочем», рассказывал: «Основные работы по сооружению декораций мы уже почти завершили: построили замок Глостера, поместье, селение, ратушу. Сейчас заканчиваем строительство конюшни, рассчитанной на 30 лошадей. Большую помощь в снабжении материалами, рабочей силой оказывают многие нарвские учреждения и предприятия».






Местные помощники

Дополним здесь заместителя начальника цитатой из другого репортажа (также в «Нарвском рабочем»), данного заместителем директора фильма В.В. Семенцом: «Да, у нас появилось много помощников, без которых сьемки были бы просто невозможны. Это и бригада плотников, сделавшая карету Лира, и цех Нарвского завода железобетонных изделий, где сделали бомбарду (пушка длиной свыше 5 метров и с диаметром ствола около метра), бочкометатель (подобие гигантской катапульты) и многое другое.




Работник Балтийской электростанции Валерий Попов в облицовке под камень проявил настоящий талант художника: наши студийные профессионалы восхищены его работой. Большое мастерство проявила бригада Н.Н. Танина (реставрационные мастерские) на сооружении замка короля Лира. Плотники П. Харлапавичус, Д. Кольцов, П. Рейленд, Н. Орехов, рабочие Д. Поповец, А. Семенов, И. Алексеев, В. Кягонен и многие другие - все это настоящие «нарвские кинозвезды», хотя их зрители не увидят на экране».




«Декорации на территории Ивангородской крепости, - продолжил Якимов, - самые сложные и большие в истории советского кино. На их сооружение израсходовано более 5 тонн гвоздей, 1000 кубометров пиломатериалов, 4,5 тысячи метров рабицы (металлической сетки), 260 тысяч туб дранки, 20 тонн тростника. Впервые мы используем как строительный материал полистирол...»




Случались при подготовке к сьемкам и казусы: «Два экземпляра бутафорской кареты (один запасной) с огромными предосторожностями привезли из Ленинграда в Нарву. Но при въезде в Ивангородскую крепость обе кареты были смяты низким сводом ворот. Пострадавших отправили в ремонт на мебельную фабрику. На другой день и там случилась авария, в результате которой осталась кучка мусора - останки королевского экипажа.




Пришлось одному из главных художников картины снова засесть за эскизы. С пятого варианта были исполнены чертежи и в короткий срок бригада В. Афанасьева сделала настоящую «лировскую» карету». Колеса же к карете срочно изготовили кузнецы и столяры, земляки Ю. Ярвета из Авинурме.




Опытным глазом ассистент режиссера определяет: «Вы подходите на роль французского солдата, вы - на роль прислуги, а вас «определим» в пажи...». Впрочем, «артистов из народа», скажем забегая вперед, было привлечено немало, всего до 1500 человек, в отдельных сценах число статистов доходило до 300, а в «обычных» было задействовано 80-100 человек.




Временными помощниками создатели фильма оказались довольны:
«Да, они молодцы, - отмечал директор кинокартины В.В. Семенец. - Хотя многим пришлось не легко, особенно на сьемках на золоотвале Балтийской станции».




Натурные сьемки планировалось начать в мае, затем в июне, но съемочная группа задерживалась в Крыму, на побережье Азовского моря, где был снят ряд эпизодов фильма (продолжив топонимию съемок «Короля Лира», скажем, что после Ивангорода и Нарвы, съемочная группа выехала в Грузию.




Наконец, свершилось.
7 июля в Ивангородской крепости начались сьемки кинофильма «Король Лир».




Еще накануне в крепости властвовали строители и художники, а в понедельник с утра все переменилось. Средневековая деревня ожила. Мимо домов, как хозяева, шествуют с каштановым опереньем красавец петух с хохлатками, кряквы со своими выводками, слышится ржание лошадей, блеяние овец. Словом, как в обычной деревне».




Корреспондент «Нарвского рабочего» как-то попросил Семенца:
- Владимир Владимирович, вспомните интересный случай на сьемках.

- Таких много. Одна нарвская женщина снимается у нас с коровой. Массовая сцена: горят дома, люди - пешие и конные, суета и т.д. Все приготовили, много раз отрепетировали, раздаются команды: пошла конница, пошла корова, поджигай дома! Дома вспыхнули, конница пошла, а корова испугалась собственной хозяйки, наряженной в соответствующий костюм, и шарахнулась в другую сторону.




Вообще современные животные, как и люди, привыкают к цивилизации. Люди понимают, что бутафория нужна для искусства, а как объяснишь животным? Например, лошади времен Лира не боялись факелов, а лошади из совхоза «Нарва» привыкли к электроосвещению. Попробуй, «докажи» им, что нужны именно факелы.




Двигается королевский обоз - Лир едет на охоту. Ловчие орлы в клетках бьют крыльями, своры собак, массивные телеги, лошади в попонах, всадники в шкурах и с оружием - такая кавалькада может перепугать современную лошадь до крайности. Так и получилось. Кони испугались и понесли. А на площади - аппаратура, бутафория, гости, артисты, съемщики - все пространство заполнено народом, все это могло плохо кончиться. Но нам повезло. Двоим из наших лучших наездников удалось осадить самых горячих лошадей. Остальные просто уперлись в стену.




День выдался для операторов на редкость «отвратительный»: с утра над Ивангородом светило солнце. Солнце, о котором мечтают все кинематографисты, для «Короля Лира» не подходит.




Трагедия Шекспира, по сути, - катаклизм, разрушение устоев. В предощущении катастрофы движутся ее события, мрачным заревом бурь и пожарищ освещено ее действие. А тут...

Грицюс озабочен. Может быть, если в больших емкостях разжечь мазут, то клочья дыма, разносимые ветром на фоне голубого неба будут напоминать на экране тревожные тяжелые тучи?




Сьемки ведутся и по ночам. «Это было как в сказке. Сумерки смягчали очертания древних башен, огромная луна вставала над зубцами замка. Тишина и мир августовского вечера господствовали вокруг. Но не здесь. На маленькой площадке, освещенной «юпитерами», были буря и гром, жуткое ожидание чего-то страшного, борьба человека со стихией, со злом.

- Эта сцена займет в фильме 5-10 секунд, - шепнула мне помощник режиссера Эля Куртсеитова.
http://www.gazeta.ee/index.php?itemid=4059




Интересные эпизоды со съемок фильма:

Вернер Оамер:
Ивангородская крепость. У меня за спиной фрагмент декорации к кинофильму «Король Лир». Все лето Григорий Козинцев работал над своим знаменитым фильмом, а я вертелся рядом в качестве переводчика. Помогал Юрию Ярвету - исполнителю главной роли. Все лето - тень Ярвета. Это было очень и очень интересно, тем более - созвездие актеров было необычайно талантливо!
С легкой руки Козинцева я бросил писать прозу и стал делать пьесы. Он мне как-то сказал, что у меня нюх на драматургию… Видно, работой моей он остался тогда доволен.
Однажды фотограф нашел нужным запечатлеть меня в костюме свиты герцога Олбенского, и вот я перед его объективом. Мне приходилось облачаться и в другие костюмы, появляться перед камерой и французским офицером, и приближенным коварного герцога Корнуэльского, и в массовках пришлось потолкаться... Короче - скучать в то лето не пришлось. Я жил тогда в Нарве.
http://www.oamer.com/photos/




UPD: Барк здесь в комментах дал ссылку на книгу самого Козинцева, посвященную съемкам "Короля Лира". Отдельные цитаты из нее, которые имеют смысловую связь с Ивангородской крепостью я выписала себе для памяти (если ссылка исчезнет) в этом посте ниже в комментах.

Об Олеге Дале:

Из книги Натальи Галаджевой "Фрагменты одной биографии".
... Козинцев пригласил Даля на роль Шута в свой фильм... Именно пригласил, так как проб почти не было - осталась всего лишь одна фотография пробы грима. Знакомство, короткий разговор - и актёр утверждён.




Козинцев никогда не давил авторитетом. Все творческие вопросы решались во взаимном общении... Человек необычайного обаяния, сдержанности, он мог, однако, моментально вскипеть, когда видел расхлябанность, равнодушие, безответственность в работе. "Преступнику" не было пощады. Единственным, кому прощались все срывы, был Олег Даль. Даже когда актёр сорвал последнюю, труднейшую съёмку, Козинцев взял вину на себя. Вдова режиссёра, Валентина Георгиевна, вспоминала, что Козинцев тогда объяснил: "Мне его жаль. Он - не жилец". Страшно и пророчески звучат эти слова сейчас.
Но тогда же Козинцев увидел и другое.




Отступила трагедия сильных мира сего, и на первый план вышла трагедия одиночества художника, опередившего время, а потому непонятого. Однако в этом теле живёт мощный дух. Проходящий солдат пнёт его сапогом, а он поднимется, и над выгоревшим, разрушенным ненавистью миром поплывут нежные и светлые звуки его дудочки. Потому что Артист жив своим искусством, даже если оно, по словам Козинцева, "загнано на псарню", даже если оно "с собачьим ошейником на шее".
http://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/3187/forum/#427864




Именно на съемках фильма Даль познакомился со своей будущей женой:

С Лизой Апраксиной они познакомились в 1969-м на съемках «Короля Лира», она работала в монтажной группе. Он не флиртовал, как все, не заигрывал. Был сдержан, серьезен. Через полгода после знакомства сделал предложение. Она согласилась, взялась хранить его талант.
http://www.ng.ru/saturday/2006-05-26/13_dal.html




Фото собирались с бору по сосенке тут:
http://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/3187/foto/
http://www.realdvd.ru/moreinfo/15210
http://www.film.ru/afisha/photo450.asp?code=REXLIR&number=1
http://www.prodigest.ru/?big_pict=1&pict_id=99508
http://pipopolam.narod.ru/video/disks/screenshot/korollir/index.htm
http://rapidarchiv.okanaganshuttle.com/539_King_Lear_ScrShots.html
http://film.arjlover.net/info/korol.lir.1.avi.html
http://film.arjlover.net/info/korol.lir.2.avi.html
http://94.198.51.170/filmy/156132-korol-lir-1970-dvdrip.html




В этом, 2010 году, находится в производстве английская версия Короля Лира - снимается фильм King Lear (Великобритания). Любопытно, каким он будет? По-моему, лучше Козинцева уже снять невозможно...




Есть почтовая марка и конверт, изображающие режиссера на фоне Ивангородской крепости:







И, завершив рассказ о съемках на территории крепости Ивангорода, просто одна загадка вдогонку. Интерьеры фильма снимались в другом месте, любопытно, что за барельефы видны здесь на стене? Вряд ли они создавались специально к "Королю Лиру". :-)






Инфернальность бытия, Кино, Эстония, Литература, Россия, Шекспир, Искусство, Иллюзии, Крепости

Previous post Next post
Up