К написанию этого поста я приступала несколько раз... Это одна из тех тем, которые лежали в заготовках еще с 29 сентября 2007 года. Потом изменяла текст и фото, вернувшись к этой теме 23 июля 2009 года, но пост тогда так и не увидел свет - чего-то ему не хватало, какого-то логического завершения... Но никогда не думала, что оно будет таким. Сегодня, в день похорон, все же хочу отдать этим постом дань исполнителю роли Штирлица, Вячеславу Тихонову, одному из лучших актеров советского кино, которого когда-либо видела...
Старожилы, возможно, еще помнят серию моих постов в ЖЖ, посвященных местам съемки фильма "17 мгновений весны", особенно тех, что снимались в Латвии. По причине воровства этих постов и моральной нечистоплотности отдельных господ мне пришлось прервать эту серию. Но сейчас, когда наш Штирлиц уснул навеки, я хочу рассказать и о нем, и о том месте, где он в свое время проснулся через 20 минут. Помните тогда, в фильме?
Знаменитый эпизод, как он был в книге Ю. Семенова:
Штирлиц вернулся на привокзальную площадь, пересел в свою машину, отъехал километров двадцать и почувствовал, что сейчас заснет. Он взглянул на часы: кончились вторые сутки, как он был на ногах.
"Я посплю полчаса, - сказал он себе. - Иначе я не вернусь в Берлин вовсе".
Он спал ровно двадцать минут. Потом глотнул из плоской фляги коньяку и, улегшись грудью на руль, дал полный газ. Усиленный мотор "хорьха" урчал ровно и мощно. Стрелка спидометра подобралась к отметке "120". Трасса была пустынной. Занимался осторожный рассвет. Чтобы отогнать сон, Штирлиц громко пел озорные французские песни.
Когда сон снова одолевал его, Штирлиц останавливал машину и растирал лицо снегом. По обочинам дороги снега осталось совсем немного, он был голубой, ноздреватый. И поселки, которые Штирлиц проезжал, тоже были голубоватые, мирные: эту часть Германии не очень-то бомбили союзники, и поэтому в тихий пейзаж маленькие красноверхие коттеджи вписывались точно и гармонично, как и синие сосновые леса, и стеклянные, стремительные реки, мчавшиеся с гор, и безупречная бритвенная гладь озер, уже освободившихся ото льда.
Юлиан Семенов. Семнадцать мгновений весны
http://lib.ru/RUSS_DETEKTIW/SEMENOW_YU/mnoweniya.txt И кадр из фильма:
Это же место, снятое нами еще 20 октября 2007 года специально для этого поста, сейчас этот кадр тоже можно считать историческим, как и кадр из фильма - на нем уже нет того моста, подле которого спал Штирлиц, а видны опоры строящегося нового моста и временный мост сбоку:
О важности эпизода со спящим Штирлицем в фильме:
Прозаик Юлиан Семенов написал роман о разведчике Исаеве - политический детектив на основе реальных событий Второй мировой войны. Вот только зрителям нужно было нечто другое… Это «нечто» уловила талантливейшая из режиссеров - Татьяна Лиознова. Ее мало интересовала политическая сторона вопроса, она не использовала в картине всю предложенную Семеновым палитру погонь и перестрелок.
Ее интересовала драма человека. Для которого наступившая весна - последняя. Несмотря на то что весна принесет победу, осуществит единственную и единую для всего русского народа мечту. В интервью еженедельнику «Аргументы и факты» Татьяна Лиознова отметила, что заключительная сцена фильма, в которой Штирлиц спит в машине, сделав передышку на пути в Германию, - прощание с героем, которого впереди ждет только гибель. А вокруг - весна, которая принесет долгожданное счастье миллионам людей.
http://mgnoveniya.ru/ozhivshij-mif-d-pechorina/ Теперь немного информации о месте, где снимался этот эпизод.
Вот что о старом мосте пишется в Интернете:
А еще за городом, на Псковском шоссе в районе большой развязки у Сените и моста через Гаую снимался эпизод, когда Штирлиц оставляет машину c Кэт на стоянке.
http://www.countries.ru/index.cgi?pid=1616 Штирлиц остановил машину. У ресторана «Сените»
Одна из знаменитейших сцен «Мгновений»: штандартенфюрер, cпящий в своем «Опеле». «...Десять минут назад Штирлиц остановил машину. Но ровно через двадцать минут он проснется и поедет в Берлин...» «Отъезжающая» камера показывает cтоянку и мост через Гаую близ ресторана «Сените» (шоссе на Сигулду, 40 км от Риги).
http://www.chas-daily.com/win/1998/09/12/g_51.html?r=12 Авторы цитат не совсем точны - это не тот мост, вернее, виадук, что возле бывшего известного ресторана "Сените", а тот, что после развязки на Валмиеру с Псковского шоссе. Красная точка на этой карте - нужное нам место:
А здесь как раз видна возле стрелки, указывающей на Ригу, та самая развязка, где нужно свернуть направо, когда едешь из Риги, чтобы попасть на дорогу, уходящую влево, к месту, обозначенному как "Рамкалны" (там ресторан и пр., но об этом как-нибудь в другой раз):
Итак, Штирлиц уснул именно здесь на 20 минут. Этот эпизод нашел отражение и в народном фольклоре в виде самых разных анекдотов. Вот некоторые из них (кстати, не могу сказать, чтобы они мне нравились, но об этом явлении я еще хочу написать в отдельном посте):
Штирлиц ехал по автобану Берлин-Мюнхен. Дорога была прямой, как стрела. Руки разведчика крепко сжимали руль, глаза смотрели вперед, лицо не выражало ни единой эмоции. Штирлиц спал, спал с открытыми глазами - эту привычку он выработал за долгие годы работы в разведке. Он спал, но знал, что ровно через три часа двенадцать минут и тридцать восемь секунд он проснется, чтобы притормозить у первой автозаправочной станции.
* * *
А Штирлиц спал. Ему снилось русское поле с березками, снились ему голые девки, и он смотрел на них совершенно не из-за кустов. Сейчас он спит, но ровно через полчаса проснется, и у Центра опять найдется для него новое задание.
* * *
Штирлиц спал - но он знал, что по первому же щелчку левой кнопки мыши он проснётся.
* * *
Штирлиц очень много работал и практически не спал. Когда у него выдавались свободные 20 минут для сна, он так радовался и возбуждался, что не мог сомкнуть глаз.
* * *
Проснувшись утром, Макс ничего не помнит и не может понять, где он. Он думает: если сейчас заговорят по-немецки, его зовут Штирлиц. Если по-русски - Исаев. Голос за кадром: «Ну и нажрались вы вчера, товарищ Тихонов».
После того, как на экраны вышла цветная версия фильма, анекдотов прибавилось:
Штирлиц спал и видел черно-белые сны.
* * *
Впервые за 36 лет Штирлицу приснился цветной сон.
Но вернемся к истории того места, где он спал. Будь это на территории Латвии, наш мост во времена штандартенфюрера мог бы выглядеть так. Его история такова (перевожу с латышского):
У моста через Гаую на отметке 1,5 км у Мурьянского шоссе A3 старая история. В 1920 г. на этом месте был построен мост с системой раскосов 166,4 м длиной, который был самым длинным мостом подобной системы в Латвии. Мост многократно ремонтировался, прослужил до 1941 г., когда был сожжен отступающей советской армией. В 1948 г. мост восстановили в прежнем виде.
http://www.nra.lv/zinas/407-brauksanai-atverts-murjanu-tilts.htm И старинное фото 1930-х годов с видом моста:
Во времена артиста Тихонова в роли Штирлица кинокамера запечатлела мост таким - это был уже другой мост.
В 1961 г. в этом месте был построен мост из напряженного железобетона, который состоял из семи составных балок 22,16 м длиной. Ширина проезжей части была 7 метров.
http://www.nra.lv/zinas/407-brauksanai-atverts-murjanu-tilts.htm Из того же источника:
Новый мост через Гаую проектировался и создавался более широким, чем предыдущий и с большей несущей нагрузкой. Общая дина моста 143,39 м и ширина проезжей части 16,27 м. Общий вес моста 3500 тонн.
В 2004 г. был разработан проект реконструкции моста, который предусматривал замену существующих конструкций на новую цельную балку из монолитного напряженного бетона.
Строительные работы начались в 2006 г., однако были обнаружены ошибки в конструкции пролета. Как пояснили представители строительной фирмы, при переработке первоначального технического проекта исполнитель - испанская компания "Eitsa" не приняла во внимание многие сопутствующие обстоятельства, которые было возможно констатировать только на месте во время сдвигания мостового пролета.
Ушел в вечность старый мост, через пару лет не стало и того, кто так безмятежно спал подле него... И спустя тысячелетия кто об этом вспомнит? Мир меняется и порой даже стремительнее, чем мы того замечаем. :-( Тракторы уничтожают даже ауру этого места, взрыхляя и перепахивая почву...
Вот что пишется о новом мосте:
Дюжина тяжело груженных самосвалов в минувшую пятницу на глазах пыталась проломить новенький мост через Гаую на Валмиерской трассе. Не удалось.
Завершена реконструкция моста через Гаую, у Мурьяны, неподалеку от ресторана Sēnīte. Рядом с его предшественником в "Семнадцати мгновениях весны" великий разведчик Штирлиц проспал в своем "Мерседесе" целых 10 минут (чтобы "еще через 20 минут проснуться и ехать в Берлин").
Вместе с черно-белыми многосерийными телефильмами в прошлое канул и прежний мост - ремонт был настолько радикальным, что его преемник фактически построен заново. В пятницу на обоих его концах под ослепительно голубым весенним небом деловито суетились десятки людей в белых шлемах и ярких зеленых жилетах, получавших последние инструкции перед испытаниями переправы. Чуть после 11 утра на мост въехал первый тягач Scania с "визитной карточкой дальнобойщика" ROMKA за ветровым стеклом. Сбавив скорость, он тихонечко "прокрался" по полотну моста к противоположному берегу. Следом ползли еще 11 тяжеловозов.
С берега за операцией наблюдал Янис Шпербергс, директор по строительству компании-субподрядчика - Merks. Он рассказал, что старый мост был демонтирован еще в 2006 году. Чтобы не перекрывать движение на этом участке оживленной трассы Рига - Валмиера, компания арендовала в Финляндии временный мост.
Новая переправа получилась несколько больше своего предшественника: ее длина составляет 143,39 метра, ширина проезжей части - 16,27 метра (по одной полосе в каждую сторону). Технология, избранная генподрядчиком - эстонской Merko Ehitus, привлекшей свою латвийскую "дочку" Merks, оказалась следующей. Перекрытия будущего моста изготавливались из монолитного бетона прямо на месте, на берегу, в специальной опалубке. "Потом мы их сдвигали с берега на опоры. Установка каждой плиты требовала всего 7-8 часов", - рассказал г-н Шпербергс.
Без технологических сложностей, однако, не обошлось. Из-за этого компании не удалось уложиться точно в срок: строительные работы предполагалось закончить в конце 2007 года.
В ходе испытаний, как убедились, на протяжении двух часов на мосту танцевали сложный балет 12 самосвалов с грузом, весом 20 тонн каждый. Под мостом в это время в лодке находился руководитель проекта Виктор Баканов.
Мост к эксплуатации готов, говорят строители: движение по нему начнется сразу после того, как его примет в эксплуатацию государственная компания Latvijas Valsts ceļi. Всего реконструкция обошлась в 2,8 млн. латов.
http://rus.tvnet.lv/news/news/latvia/article.php?id=233425 Временный финский мост на этом фото:
Выделено мною:
Да, а надо ли было разбирать старый мост, чтобы воздвигнуть новый? Как сказал прораб, сперва действительно, думали, что тот мост в жутком состоянии, но потом оказалось, что он еще мог послужить. "Но что уж там говорить, новый мост (ширина его проезжей части 10 метров, длина - почти 140), конечно, лучше", - замечает Виктор. В свою очередь, автор проекта, профессор РТУ Айнарс Паэглитис, которого вчера пригласили в качестве эксперта для проверки непрерывного балочного моста, рассказал вашему автору:
- Старый мост разобрали полностью, оставив лишь фундамент от русловых опор. А самым сложным было разработать технологический процесс надвижения моста на опоры. Мы бетонировали мост на противоположном берегу реки, а потом двигали его на опоры со скоростью примерно два сантиметра в секунду. Такая технология новая, зато нам удалось сэкономить средства и время.
Однако Гауя ведь река капризная, течение ее стремительное, водовороты, и она явно преподнесла сюрпризы. Действительно, по словам руководителя строительства Яниса Шпербергса, пришлось нелегко. Так, когда строили временный мост, и промежуточные опоры, и понтоны буквально сносило течением! Но все работы завершились успешно.
26 апреля 2008
http://www.ves.lv/article/42507 Так вот, надо ли было перекраивать старый мост, который мог еще послужить? Или это сознательное уничтожение памятных мест? Вот старый мост на кадре из фильма - вы верите, чтобы он за 30 с небольшим лет, прошедших с момента съемок, мог прийти в негодность?
От того "пятачка", где стояла машина Штирлица, не осталось ничего. Зато теперь есть стоянка для автобусов, приезжающих в ресторан:
Еще попалась цитата из Интернета:
Реставрировали (скорее, перестраивали) мост. И на сдаче проекта происходило следующее. Главный по работам (точно не помню, но, может, инженер) стоял в лодке под мостом, пока в течении часа несколько многотонных грузовиков елозили по мосту.
Кстати, это тот мост, который в фильме "17 мгновений весны" засветился. Эпизод после того как Штирлиц отправил Плейшнера в Швейцарию на лыжах.
"Штирлиц спал, но через 20 минут он проснется...". Там стоянка у моста была. Мост перекроили, теперь не узнаешь
http://forum.foxclub.ru/read.php?26,338149,338195 Вид на новый мост сверху:
И вот мост закончен, таким он предстает на фото в нынешнем году:
Раньше была прекрасная вебкамера с видом на мост, сейчас ее, по-видимому перевесили чуть дальше, наверное, чтобы хозяева ресторана могли приглядывать за своей территорией:
http://ru.webcams.travel/webcam/1231263722-%D0%9F%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0-R%C4%81mkalni%2C-Murj%C4%81%C5%86i-Krusti%C5%86i В фильме при съемках этого эпизода показывали еще поворот дороги, по которому машины выезжали на мост:
Невольно вспоминается один дурацкий анекдот (привожу тут пару его вариантов):
Проезжая по шоссе, Штирлиц увидел голосующего Мюллера. Штирлиц чуть было не остановился, но подумал: «Не могу же я подвозить фашистского палача, погубившего сотни советских людей». Через некоторое время он увидел его опять. «Ну не брать же в машину эту грязную двуличную свинью», скривился Штирлиц и поехал дальше. Увидев Мюллера в третий раз, он подумал просто: «Кольцевая».
* * *
Штирлиц едет в машине. На обочине голосует Мюллер. Штирлиц, не останавливаясь, едет дальше… Ситуация повторяется… Ситуация снова повторяется… «Кольцевая», - подумал Штирлиц. «Издевается», - подумал Мюллер.
Мюллера здесь нет и в фильме, естественно, тоже не было. Это место в наши дни:
Чтобы завершить тему моста, где снимался этот эпизод фильма, надо упомянуть и про наиболее известные "киноляпы":
В романе Юлиана Семёнова Штирлиц ездит на автомобиле марки «Хорьх» (Horch). На пробах фильма Тихонов действительно снимался на роскошном «Хорьх-853» 1935 года, принадлежавшем известному московскому коллекционеру Александру Алексеевичу Ломакову. Машину утвердили. Но начало самих съёмок затянулось на несколько месяцев. И хозяин машины подписал договор с другой киногруппой на съёмки этого же автомобиля в известном советском боевике «Бархатный сезон» в г. Сухуми. Так Штирлиц стал в фильме ездить на значительно более дешёвом «Мерседес-Бенц-230» 1938 года.
В качестве автомобиля Штирлица, по-видимому, снимались как минимум две машины одной модели с мелкими, но заметными отличиями (у одной из них есть прозрачные козырьки над стеклами передних дверей, у другой нет; рулевое колесо то черное, то с крупными светлыми пятнами).
В заключительной сцене последней (12-й) серии Штирлиц сидит на лужайке. Отчётливо заметно, как мимо него проносятся грузовой ЗИЛ 130 с прицепом, а также автомобиль «Жигули», выпускавшейся с 1970 года. В сцене, где Штирлиц спит в машине, в заднее стекло видно, как проезжает советский грузовик ЗИЛ-130, производимый с 1962 года. На шоссе можно увидеть также автомобиль «Москвич-401» с кустарно приделанным задним багажником (так иногда делали автовладельцы в СССР)
http://ru.wikipedia.org/wiki/ Штирлиц и ЗИЛы на видео (ролик на 16 секунд)
http://www.youtube.com/watch?v=gIQn_8PDG8IУ этого ролика качество получше. То, что нас интересует, начинается с 32-й секунды:
http://www.youtube.com/watch?v=jrSThN5sPbo Те, кто смотрел раскрашенную версию фильма говорят, что ситуация несколько исправлена:
Мы с братом всегда смеялись в таких эпизодах. Самосвал ЗИЛ-130 с прицепом, тоже самосвалом, на 2,7 куба.
Если вырежут - ничего святого нет!
Вырезали уже ЗиЛ, вырезали.
http://forum.ixbt.com/topic.cgi?id=63:3232-18 Последние кадры. Не выдержал. Так обрезать! А машины так и оставили. Позор!
Где-где-где? Что-то я не заметил - пропустил, что ли? Машины там обрезаны - видны только колеса, а то, что выше - за кадром. Так что опознать - трудно, в глаза - не бросается.
http://forum.ixbt.com/topic.cgi?id=63:3232-21 И несколько анекдотов, связанных с машиной Штирлица.
Штирлиц, что это за полосатая ленточка у вас привязана к Мерседесу? - спросил Мюллер.
Штирлиц многозначительно промолчал... Как можно было ему объяснить, что скоро День Победы?
* * *
Автомобиль разведчика Штирлица - руль слева,
Автомобиль агента 007 - руль справа,
Автомобиль агента Малдера - руль где-то рядом.
* * *
За кружкой пива Мюллер спрашивает:
- Скажите, Штирлиц, а какой Ваш любимый фильм?
- "Волга-Волга", хотел было ответить Штирлиц. Hо вовремя опомнился и сказал - Фольксваген-Фольксваген!!!
А затем Штирлиц проснулся и поехал в Берлин... Еще пара анекдотов:
Штирлиц подъезжал к Берлину. Город был окутан дымом пожаров.
- Опять утюг забыл выключить, с раздражением подумал Штирлиц.
* * *
Штирлиц гнал машину на большой скорости.
- Зачем вы так гоните? - спросил Мюллер.
- А какой русский не любит быстрой езды?
- Вот вы и попались, Штирлиц! - обрадовался Мюллер.
- Только один не любит, - выкрутился Штирлиц, - это я.
Кстати, эпизод со спящим Штирлицем многие путают с другим эпизодом, которым завершается книга Юлиана Семенова:
18.3.1945 (16 часов 33 минуты)
Мотор "хорьха" урчал мощно и ровно. Бело-голубой указатель на автостраде показывал двести сорок семь километров до Берлина. Снег уже сошел. Земля была устлана ржавыми дубовыми листьями. Воздух в лесу был тугим, синим.
"Семнадцать мгновений апреля, - транслировали по радио песенку Марики Рокк, - останутся в сердце твоем. Я верю, вокруг нас всегда будет музыка, и деревья будут кружиться в вальсе, и только чайка, подхваченная стремниной, утонет, и ты не сможешь ей помочь..."
Штирлиц резко затормозил. Движения на трассе не было, и он бросил свой автомобиль, не отогнав его на обочину. Он вошел в хвойный лес и сел на землю. Здесь пробивалась робкая ярко-зеленая первая трава. Штирлиц осторожно погладил землю рукой. Он долго сидел на земле и гладил ее руками. Он знал, на что идет, дав согласие вернуться в Берлин. Он имеет поэтому право долго сидеть на весенней холодной земле и гладить ее руками...
http://www.lib.ru/RUSS_DETEKTIW/SEMENOW_YU/mnoweniya.txt И немного слов о самом актере:
Когда он смотрит с экрана, возникает ощущение, что это близкий, почти родной человек, его взгляд то заставляет расплакаться, то рассмеяться. Тебе хочется слушать его голос, переживать вместе с ним, говорить.
Это всё, конечно, роли. Это талант. Это надо уметь.
Но за всем этим стоит человек.
Реальный.
И когда внезапно этот человек умирает...
Становится невыносимо грустно и больно...
И слезы из глаз...
Как будто раз...и нет больше близкого друга.
http://return2heaven.livejournal.com/17509.html "...Штирлиц спал, но знал, что ровно через 20 минут он проснется бодрым и полным сил...." (к/ "17 мгновений весны")
Уже не проснется... Земля ему пухом.
А вас, Штирлиц, я попрошу остаться... в нашей памяти...
http://www.airsoftgun.ru/phpBB/viewtopic.php?t=74237&start=20&sid=5cbcfbd2bea6e07e8b717f0e548af19e В Интернете уже много стихов, посвященных любимому артисту, пока процитирую одно из них:
Когда-нибудь кончаются легенды…
- Останьтесь, Штирлиц!..
Так знаком сюжет…
Мелькают всем известные моменты,
А Тихонова с нами нет уже…
Но вновь он вальс танцует на экране,
За родину сражается опять.
И падает в бою, смертельно ранен,
Готовый всю вселенную обнять.
Он тратил жизнь свою неосторожно.
На сто ролей ему хватило сил!
Дожить до понедельника несложно.
Не выдержал… Немного не дожил…
Его всегда любили как родного.
И верили как другу - навсегда!
Таких людей, как Тихонов - немного.
Но невозможно победить года.
Он был надежный, искренний, приятный,
Интеллигентный, честный, а еще -
Для многих - свой, такой простой, понятный…
- Останьтесь, Штирлиц!..
Он уже ушел…
Автора не знаю, в Интернете всюду стоят разные подписи.
1 2 3 4 5.
Похороны народного артиста СССР Вячеслава Тихонова состоятся во вторник, 8 декабря, на Новодевичьем кладбище. Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на информацию Союза кинематографистов России.
Отпевание Вячеслава Тихонова состоится в храме Христа Спасителя и начнется оно в 9.00. Гражданская панихида пройдет в Большом зале Центрального дома кино в 11.00.
http://lenta.ru/news/2009/12/07/tikhonov/ Потом я еще напишу о нем... и его значении для кино, культуры вообще, для нас.