Народные предприятия
или один шаг на пути возрождения Родины
Вместо того, чтобы бесконечно проклинать темноту,
лучше зажечь одну маленькую свечу.
Конфуций
Перед тем, как взяться за перо, я долго читал блоги и сайты единомышленников - русских патриотов, которые не хотят мириться с тем, что происходит с нашим Отечеством и нашим народом. Вопрос, адресованный самому себе: «что я могу сделать для патриотического движения?», со временем получил ответ: на данном этапе - предложить идею. Простую, практическую, но одновременно с этим - программную, отвечающую жизненным интересам большинства народа и основанную на тысячелетнем укладе Русской цивилизации. Примерно таким мне хотелось бы видеть будущее устройство Русской жизни.
Чтобы начать возрождение Родины и возврат собственности народу не обязательно ждать революции, создавать подполье, брать в руки оружие и уходить в лес. Есть более простой способ - с помощью закона шаг за шагом завоёвывать информационное, экономическое и политическое пространство. Одно из направлений в войне за Россию - борьба за народную собственность.
И предложение моё очень простое: необходимо распространять информацию, включать в партийные программы, создавать самим или добиваться от власти поддержки и максимального распространения народных предприятий (они же - артель, они же - акционерные общества работников).
Теперь по порядку.
Народные предприятия (артели, акционерные общества работников) могут быть массово созданы уже сейчас на совершенно законных основаниях. В нашей стране официально действует малоизвестный закон об этих предприятиях, полное название которого: Федеральный закон «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» от 19.07.1998г. №115-ФЗ.
Я допускаю, что не все читатели обладают достаточными познаниями об акционерных обществах, поэтому перед тем, как рассказать о народных предприятиях, будет нелишним дать краткое описание этого механизма.
В акционерном обществе весь уставный капитал поделён на равные доли - акции. Владельцы акций являются хозяевами акционерного общества, им принадлежит право голоса на общем собрании акционеров по принципу: одна акция - один голос. Акционеры (верховная власть в акционерном обществе) на собрании выбирают совет директоров, который можно сравнить с парламентом (законодательная власть). Кроме того, акционеры избирают генерального директора или правление (исполнительная власть). Генеральный директор нанимает в акционерное общество работников, руководит предприятием, подотчётен совету директоров и собранию акционеров. Часть заработанной прибыли распределяется акционерам в виде дивидендов. В большинстве акционерных обществ существуют группы крупных акционеров, владеющие контрольным пакетом акций, которые могут формировать большинство в совете директоров и избирать генерального директора. По факту эти крупные акционеры, даже если им принадлежит только 51% акций, уже могут забыть о других, мелких акционерах, поскольку с помощью менеджмента имеют возможность выводить из акционерного общества активы, минимизировать прибыль, не учитывать голоса меньшинства на собрании акционеров, создать искусственные долги и довести предприятие до банкротства.
Если коротко, то получение акционерами прибыли от владения акциями и зарплата работников акционерного общества никак не связаны, разве что очень опосредовано: если крупные акционеры заинтересованы в увеличении прибыли, то они теоретически могут быть заинтересованы в профессиональном коллективе работников, а для создания и сохранения такого коллектива могут расщедриться на достойную оплату труда. Но только до тех пор, пока это будет нужно крупным акционерам, ведь доходы работников - это затраты предприятия, которые снижают прибыль акционеров (официальную и неофициальную).
Это упрощённая схема классического акционерного общества, которое в дальнейшем для простоты будем называть корпорациями.
Что такое «народное предприятие»? Это, как и корпорация, тоже акционерное общество, доли в котором поделены на акции. На этом, пожалуй, принципиальное сходство заканчивается и начинаются принципиальные различия.
В народном предприятии не менее 75% акций должно принадлежать работникам такого предприятия, при этом у одного работника должно быть не более 5% акций. Продажа акций осуществляется или между акционерами (работниками), либо же акционер может продать свои акции самому предприятию. Понятия «контрольный пакет», «крупные акционеры», «мелкие акционеры», «скупка акций» и т.д. здесь практически отсутствуют, поскольку голосование по важнейшим вопросам осуществляется по принципу: один акционер - один голос (это очень важное отличие - в корпорациях голосование принципиально другое: «одна акция - один голос»). Акциями наделяются все работники предприятия, при этом новому работнику акции должны быть выданы уже через 3 месяца после приёма на работу. При увольнении работник продаёт свои акции по выкупной цене, устанавливаемой собранием акционеров (фактически - собранием трудового коллектива), кроме того, работник может один раз в год продать до 20% принадлежащих ему акций самому народному предприятию. Наделение работников акциями (в том числе - дополнительными акциями) осуществляется пропорционально размеру оплаты труда. При этом зарплата генерального директора не может превышать более чем в 10 раз среднюю зарплату работников народного предприятия. Таким образом, количество принадлежащих работнику акций влияет практически только на размер дивидендов и на размер «выходного пособия» при увольнении, а само по себе количество акций, принадлежащих акционеру, зависит в основном от его личного трудового вклада. Если коротко: «от каждого - по способностям, каждому - по труду», при этом без сильного социального расслоения.
Полагаю, разница между корпорацией и народным предприятием уже понятна. Корпорация принадлежит крупным акционерам, народное предприятие - самим работникам. Более того, народное предприятие может принадлежать только самим работникам.
Для более подробной информации могу дать ссылку на полный текст закона о народных предприятиях:
http://base.garant.ru/12112456/ Одна из немногочисленных статей руководителя народного предприятия:
http://www.eg-online.ru/article/102912/ Если Вы, уважаемый читатель, раньше не слышали о народных предприятиях, то в этом нет ничего удивительного. Всего в нашей стране таких предприятий около 150. Почему?
Закон о народных предприятиях был принят в 98-м году, однако принят был не сразу, первоначально он был отклонён Ельциным, который решил, что закон нарушает конституцию (типа, опять «советы и социализм»). После долгих согласований его приняли, но ввели такие ограничения, связанные с созданием народных предприятий, что они не приобрели массовый характер. Согласно действующему закону, народное предприятие можно создать только путём преобразования коммерческой организации, работникам которой принадлежит более 49% уставного капитала этой организации. Кроме того, народные предприятия по действующему закону не могут быть созданы на базе государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Такие жёсткие ограничения на создание народных предприятий - это результат компромисса при принятии закона в 97-98 годах. К этому времени в нашей стране уже практически не осталось акционерных обществ, в которых акции после приватизации оставались бы на руках у трудового коллектива: почти во всех приватизированных предприятиях уже были крупные акционеры.
Поэтому в народные предприятия смогли преобразоваться те немногочисленные акционерные общества, в которых руководители сами были сторонниками идей социализма на фоне разворачивающейся истерии по накоплению капитала, формированию контрольных пакетов, приобретению собственности и прочих «священных ценностей» либерализма.
Что может дать идея народного предприятия в масштабах страны?
Социализм и социальную справедливость. Не больше и не меньше. Я неплохо помню времена позднего СССР и считаю, что в экономическом и в политическом смысле никакого социализма у нас не было. Система позднего СССР больше подходит под название «государственный капитализм», когда вся произведённая продукция и вся прибыль принадлежит государству как единственному акционеру. Работник предприятия в СССР - это наёмный работник, но ни в коем случае не совладелец предприятия. Абстрактный лозунг, провозглашавший, что социалистическая собственность принадлежит всему советскому народу безмолвно занял своё место среди исторического хлама.
То, что произошло в 1985-91 годах произошло именно из-за отсутствия социализма и отстранение работников от управления предприятиями. Коллективное намерение руководителей советских предприятий стать их собственниками, масштабное развитие теневой экономики, экономическая диверсия конца 80-х с созданием искусственного дефицита, ваучерная приватизация, молчаливое согласие народа с политикой властей - ничто из перечисленного не могло иметь места, если бы большинство советских предприятий принадлежали самим работникам.
Народное предприятие создаёт действительно сплочённый коллектив, способный эффективно работать. Кроме того, наличие у работников права собственности на часть предприятия порождает чувство солидарности и сопричастности работника с другими собственниками и с предприятием в целом. Это хорошо понимают даже в самых либеральных странах. На Западе во многих корпорациях существуют опционные программы для менеджеров, когда руководители высшего или среднего уровня получают право приобрести акции корпорации, в которой они работают, по заранее установленной цене. У менеджеров при этом появляется мощный стимул к более эффективной работе, которая приводит к улучшению показателей корпорации и к росту стоимости акций. Похожий пример: выпуск корпорацией для своих работников привилегированных акций. Такие акции не имеют права голоса на собрании акционеров, однако на эти акции должны начисляться дивиденды (если дивиденды на привилегированные акции не начислены, то они становятся голосующими). Даже выпуск привилегированных акций или проведение опционной программы, являясь лишь лёгким оттенком идеи народного предприятия, меняют отношение работников к корпорации уже самим фактом владения частью компании-работодателя.
Немного политики
Идея народного предприятия (артели, акционерного общества работников) уходит корнями в глубокую древность. Здесь можно вспомнить такие явления, как община, соборность, самоуправление, сербскую экономику «усреднения», цеховые объединения в период до распространения сатанинских идей протестантизма и кальвинизма. Можно привести исторические примеры социалистических обществ в период от древних шумеров до империи инков или государства иезуитов в Парагвае, опыт которых к 19 веку был уже столь многочислен и столь обширен, что позволил сформировать теорию «научного» коммунизма.
Идеи сильны своей целью и внутренним смыслом. А в основе идеи народного предприятия лежит справедливость, которую большинство людей понимает почти инстинктивно, без необходимости доказывания. Например, справедливо ли, что собственнику принадлежит вся прибыль, созданная трудом работников и к созданию которой он не приложил никаких усилий, помимо факта владения «священным правом собственности»? Вряд ли. Справедливо ли, что наёмные работники (от охранника до генерального директора) являются для собственника дополнением к его капиталу, к средствам производства, и не участвуют в распределении прибыли. Однозначно «нет».
С другой стороны, будет ли справедливым заранее оговоренноё вознаграждение собственника от использования работниками его имущества (капитала, оборудования, недвижимости)? Или премирование руководителей от результата работы предприятия, менеджеров по сбыту - от объёма продаж, рационализаторов - от экономического эффекта, достигнутого при помощи их разработок? Скорее «да». Справедливо ли, что основную часть прибыли от результатов труда должны получать сами работники, непосредственным трудом которых создан товар или услуга. Однозначно «да».
Если у идеи есть внутренний стержень, под названием «справедливость», то с помощью такой идеи можно вести и переговоры и политический торг с властью.
Вот, например, прокремлёвская партия, сделавшая слово «справедливость» своим брендом, в период последних выборов предприняла попытку сделать пиар с использованием закона о народных предприятиях. Для этого С.Миронов подготовил проект изменений в закон с целью упростить процедуру создания народных предприятий, однако в мае 2012г. он благополучно отозвал свой законопроект. «Мавр сделал своё дело», так сказать. Важнее другое: идея народных предприятий может и должна быть использована в диалоге общества с властью. При этом лично для меня не принципиально, кто будет вести этот диалог, главное условие - независимость второй стороны от власти.
Путин в предвыборной программе что-то говорил о несправедливости проведённой приватизации? Отлично, Владимир Владимирович, давайте вместе исправлять. Олигархам дали много кредитов от государства, которые они не смогут вернуть? И не надо требовать возврата, можно поступить по справедливости: забрать за долги предприятия, акционировать и распределить акции работникам с рассрочкой оплаты; работники со временем эти долги погасят. Планируется приватизация государственного имущества? И при этом «эффективные собственники» после предыдущих приватизаций так и не доказали свою эффективность? Давайте, господин президент, изменим механизм приватизации, можно даже комбинированные условия выработать, если народные предприятия представляются Вам слишком радикальным решением. Кандидат в президенты считал очень важным увеличить участие работников в управлении предприятием? Есть такой механизм и на первых этапах он может быть реализован в виде компромисса между смешанной формы корпорации и народного предприятия.
Лозунг «земля - крестьянам, фабрики - рабочим» победил все либеральные программы в 1917 году. Этот лозунг победит и сегодня, поскольку более справедливого нет и не будет.
Что делать?
Народные предприятия в существующем сейчас правовом поле - это всё-таки акционерные общества. Механизм акционерных обществ формировался веками, проработан и регламентирован очень детально, поэтому на первый взгляд может показаться сложным. Тем не менее, регламентация всегда лучше, чем пробелы в регулировании. Однако для начала необходимо создать координационный центр народных предприятий, который оказывал бы организационную поддержку. Можно создать объединение народных предприятий, либо выпустить методические рекомендации для акционеров и руководителей народных предприятий. Проще говоря: объединение и взаимопомощь.
Каждое новое народное предприятие - это маленькая победа над капитализмом, диктатурой собственности, неоправданным социальным неравенством. Для выигрыша в войне нужна каждая из этих малых побед.
Способы создания народного предприятия.
Нужно помнить про ограничение в действующем законе: «народное предприятие можно создать только путём преобразования коммерческой организации, работникам которой принадлежит более 49% уставного капитала этой организации».
Это ограничение обходится довольно легко, если народное предприятие создаётся «с нуля». Для начала нужно создать коммерческую организацию (общество с ограниченной ответственностью или обычное акционерное общество), распределить доли в уставном капитале ООО или акции обычного акционерного общества среди работников, затем - принять решение о преобразовании в народное предприятие и пройти процедуру регистрации.
Сложнее с тем, что действующий закон запрещает создавать народные предприятия путём преобразования государственных или муниципальных унитарных предприятий. По закону о приватизации эти унитарные предприятия могут быть приватизированы только путём преобразования в открытые акционерные общества, все акции которого при этом переходят в собственность государства или муниципалитета. Технически это тоже не представляет сложности: акции созданного при приватизации акционерного общества могут быть проданы коллективу работников с условием создания ими народного предприятия. Но в отличие от сценария создания народного предприятия «с нуля» здесь одной инициативы снизу будет недостаточно: нужно добиваться либо внесения изменений в закон о приватизации, либо внесения изменений в конкретные планы и программы приватизации.
Третий способ связан с ситуацией, когда существующее предприятие принадлежит группе крупных акционеров или одному акционеру. В этом случае для создания народного предприятия нужна или твёрдая воля и организованность коллектива работников, или добрая воля собственника, или серьёзная внешняя причина (политическое давление на собственника, необходимость зашиты от рейдерского захвата, угроза недружественного поглощения и т.д.). Поскольку такой сценарий заведомо предполагает множество вариантов, то единого механизма создания народного предприятия здесь быть не может.
Например, если собственник завода принимает решение выделить отдельное производство в форме народного предприятия: завод создаёт дочернее предприятие, распределяет доли в нём среди работников этого дочернего предприятия, после чего работники принимают решение о преобразовании бывшей дочки в народного предприятие.
Другой пример. Собственник принимает решение продать своё акционерное общество работникам: проводится дополнительная эмиссия акций в пользу работников, так, чтобы они стали владельцами не менее 49%, акционеры принимают решение о преобразовании в народное предприятие, после чего акции либо выкупаются у бывшего собственника, либо он остаётся владельцем пакета акций в размере до 25% и получает на них дивиденды, либо его интересы оформляются в виде договора (народное предприятие арендует у него оборудование или недвижимость, либо обязуется осуществлять сбыт продукции через дилерскую сеть, принадлежащую собственнику - вариантов много).
Вместо послесловия.
В завершение хотелось бы вернуться к тому, с чего начинал. Весь пост - это всего лишь одна идея одного человека, но это именно то, что могу сделать я. Наша страна была разрушена не потому, что внутренние враги были многочисленны, а потому, что они очень ненавидели «эту страну». Ненависть к России их объединяла и направляла. Однако что они могут сделать теперь, получив власть - создавать? Это им не нужно, да и не для этого они объединялись. Созидание - удел русских людей, при этом созидание неизбежно возникает после разрушения. Будущее принадлежит нам.
renashid