Слово похвальное Александру Солдатову

May 13, 2012 17:18

Это не реклама и не пиар))) Просто я, как профессиональный педагог расставляю маяки: "что такое хорошо, а что такое плохо" .
Итак, по моему мнению, один из ЛУЧШИХ современных иконописцев России - Александр Солдатов.
Он перед собой отнюдь не "трубит"(в отличие от многих и многих), а просто и спокойно делает свое дело, попутно обучая студентов иконописной школы МДАиС. В интернете о нем очень мало информации. Пару лет назад было упоминание на Арт-соборе -    http://www.art-sobor.ru/archives/555
Есть еще фотохроника его росписей в Гамбурге:
http://www.hamburg-hram.de/churches/mg/index.php?list=40

Вот видимо и все, не считая нескольких случайных упоминаний на иконописных форумах. И это очень печально, ибо сказано: "не ставят свечу под сосудом, но на подсвечнике, и да светит всем в доме".






На меня неизгладимое впечатление произвело посещение крестильного храма в Троице-Сергиевой Лавре, украшенного дивными светлыми и легкими росписями А.Солдатова.



Пространство этого небольшого храма с низкими сводами и без росписей напоминает "катакомбы", поэтому такой эллинистический стиль здесь более чем уместен. А легкость и высочайшее мастерство владения таким стилем живописи вызывает ощущение подлинности, органичного соединения архитектуры и живописи. Это случай достижения того идеала "синтеза искусств" о котором в старые добрые времена мечтали теоретики от архитектуры.











Здесь легко и непринужденно соединолось академическое "умение рисовать" (в лучшем значении этого слова) и знание "правил иконописи". Правил не в смысле формального применения некоего "КАНОНА" - жесткой схемы, сковывающей художника, а живого творчества, помноженного на талант автора и ставшего его личным авторским почерком.
Здесь удачно все: и лики, и фигуры и композиционные решения. А легкость кисти и природная естественность земляных пигментов придают колориту росписи пленительную свежесть и цельность. Ничто не раздражает глаз, все на едином высокохудожественном уровне (в том числе и некоторая "антигламурная" небрежность в изображении второстепенных деталей - достаточная, но не чрезмерная).



Такой превосходный уровень владения "эллинизирующим" стилем - не единственное достижение автора. Столь же прекрасно он владеет и живописными средствами древнерусской иконописи и миниатюры. Вот например древнерусский орнамент в том же светлом колорите (думаю, что это авторская разработка рисунка, а не копия):



Конечно прежде и более всего восхищает Александр Солдатов - рисовальщик. Его эскизы иконостасов проработаны до мелочей в стиле рисунков XIX века. Причем все "по честному", никаких упрощений - детально и качественно проработаны и росписи, и иконы и вся сложнейшая резьба иконостаса. Так что эти эскизы сами по себе могут быть музейными экспонатами:



Фрагмент росписи иконостаса православного храма в Гамбурге (эскиз выложен на вышеупомянутом сайте):



Там же написана житийная икона св. Иоанна Кронштадтского (в Гамбурге вполне уместен такой романизирующий стиль):



Или например, эскиз и воплощение иконостаса Елецкого монастыря в Чернигове (можно рассмотреть насколько точно и подробно разработана резьба - и как следствие - красота воплощения идеи):





Еще один вариант стиля А.Солдатова - росписи в Святогорске. Здесь уже колорит более плотный, просматривается орнаментика Старой Ладоги, но тонкость и изящная легкость рисунка мастера, органичность композиционных решений придают и этому стилистическому варианту "аромат подлинности", а не вторичности:





Больше всего в работах Александра Солдатова меня восхищает убедительность использования знаний "правил передачи объема и формы", отработанная мастерами классической эпохи иконописания. Он нашел применение своим навыкам и профессиональному мастерству превосходного академического рисовальщика в реализации тех принципов, которыми пользовались и мастера расцвета иконописи. Они тоже владели ремеслом в превосходной степени, тоже могли рисовать и компоновать свободно. Единственные рамки, которые они никогда не переступали - это границы дозволенного хорошим художественным вкусом, правилами пропорций и взаимной соразмерностью целого и его частей.

В связи со всем вышесказанным, считаю слухи о том, что "иконопись умерла", что современные иконописцы выдают "новодел" и "вторичный продукт"  - преувеличенными.
Иконопись жива и развивается довольно бурно. Просто засилье разного рода сорняков, растущих еще более быстро, затмевает общую картину. Но "колос зреет" и даст плод во время свое:)))

хорошая живопись, Иконы

Previous post Next post
Up