Алваро Сиза строит в 2018 году часовню Капела-ду-Монте "для уединения" в Алгарве.
Конфессиональная принадлежность этой "часовни" не проявлена ни в какой форме. Очевидно, что Христианство в Португалии уходит в подполье, видимо, стыдясь самого себя...
Здесь - просто универсальная "камера для медитации".
Как пишет лояльный комментатор : в интерьере этой часовни "
существует абстракция традиционного креста, который образует Т-образную форму на задней стенке комнаты"...
В такой комнате, мне кажется, любой человек почувствует себя двоечником, вызванным в кабинет директора.
Привлечь обывателя к молитве тут будет сложнее, чем в традиционном церковном интерьере.
Вопрос - какова же цель строительства?
Сиза описывает свою часовню как «чисто архитектурный проект»!
Все деревянные предметы мебели выполнены точно по проекту Алваро Сиза, в том числе эта пародия на главный символ христианства:
Лояльный комментатор пишет: "Отличительной чертой часовни является ее простой U-образный фасад, выходящий на террасу, которая возвышается над склоном холма. За этим фасадом находится отверстие, которое позволяет солнечному свету проникать в вестибюль здания под открытым небом.
Оказавшись в этом пространстве, посетителей встречают три заказные фрески на стенах, изготовленные португальским производителем Viúva Lamego. Основанные на эскизах, сделанных Сизой, они изображают
различные сцены, рассказывающие историю жизни Иисуса".
Тому, кто совсем не вникает в историю церковного сторительства в Европе прошлого века, эта архитектура представляется выдающейся новацией.
Но если знать хоть немного историю вопроса, то очевидно, что эта постройка - просто компиляция архитектурных идей ХХ века, то есть набор прямых цитат, например из капеллы Розария 1950-х, с росписью по кафелю Анри Матисса:
Впрочем, все "новаторские" постройки
Алваро Сиза - как "одного из важнейших представителей архитектуры XX века" это набор цитат, точно по регламенту постмодерна, когда основным признаком актуального искусства становится использование готовых форм.
«Художественные» заимствования отдельных частей вплоть до прямого копирования идей Баухауса 1930-х гг.(!!!), "ремейк, коллаж, тиражирование", с элементами повтора, дописывание и видоизменение «от себя» всем известных классических произведений - все это в постмодерне называется "творчеством".
Единственным отличием от века минувшего в этой архитектуре стал прорыв в строительных технологиях и фантастические возможности компьютерного пректирования. Но к архитектуре, как к искусству, все это не имеет прямого отношения.
Получаемые с помощью компьютера "авангардные" постройки не комплиментарны человеку. Человек там лишний, он мешает "чистым" умозрительным формам.
Еще одна церковная постройка Алваро Сиза - Приходская церковь Анастасиса 2015-2017 гг., Сен-Жак-де-ла-Ланд, Франция. Она крупнее часовни, помещение может вместить около 130 верующих.
Лояльный комментатор пишет: "
Церковь, построенная посреди новых жилых кварталов, служит местом встреч и общим общественным пространством, которого не хватало в коммуне. Священное здание - первая церковь, построенная в 21 веке в Бретани, но это также модульное здание, открытое для жизни по соседству".
Вход в "церковь" между двух башен, почти как в исторических Европейских аналогах, за исключением того, что одна из башен висит в воздухе, не имея опоры на фундамент.
Полукруглый выступ - почти как алтарная апсида старинных храмов. "На фасаде выступает полуконсольный цилиндр, образующий апсиду, что указывает на назначение здания". Но алтарь не там!!!
Смыслы и форма здесь существуют отдельно друг от друга...
... "Сочетание и наложение этих простых геометрических форм позволяет Siza интегрировать религиозные пространства и их функции в эту площадь"(!).
Продолжение следует