В Православном Свято-Тихоновском университете на прошлой неделе прошел Фестиваль
«Сербское утешение русскому сердцу». Этот "Фестиваль через погружение в тему русско-сербского единства призван ещё раз напомнить о многообразных взаимно скрепляющих нас связях". - так написано в анонсе на сайте мероприятия.
В числе связей - общая для православных традиция иконописания. Этой теме была посвящена онлайн-лекция «Церковное искусство как ответ на вызовы современности» ординарного профессора Академии изобразительных искусств и реставрации Сербской Православной Церкви
Тодора Митровича. Но о самих "вызовах современности" в лекции не сказано (полностью -
можно ее послушать по ссылке).
А "ответом" - явилось стремление сербских художников перевести язык иконы на язык
метамодерна, как "более понятный" для современников:
Чем конкретно этот "язык" более понятен - в лекции не объяснено...
Выбор более "архаичных" композиционных решений, большая условность рисунка с отсылкой не к иконе, а к дохристианским "примитивам" - по мнению профессора Митровича, создает "новое прочтение смыслов".
Вся лекция построена на описании "эволюции" - от академического умелого рисования, через иконописное умелое рисование (сербские иконописцы серьезно считают, что смогли "влезть в голову художнику Палеологовского времени") - к компиляции разных неумений от Х века нашей эры до самых древних изображений человека...
Если кто-то имеет опыт молитвы - попробуйте молиться перед таким изображением...