Богословие = благочестие - ?

Apr 06, 2022 23:04

Для участия в конференции «Богословские основы церковного искусства» высококвалифицированные искусствоведы заявили тему:
Семейное благочестие в композициях "Молитва перед трапезой" в нидерландской живописи конца 16 - первой половины 17 века.

На мой личный взгляд (я не богослов) - большего промаха мимо заявленной темы конференции придумать трудно.
О соответствиях богословия и семейного благочестия, разумеется, могут быть разногласия. Есть мнение, что без благочестия богословствовать невозможно, поэтому "семейное благочестие", вероятно, может входить в проблематику "богословских основ церковного искусства".

Но в заявленном заголовке доклада есть еще ряд параметров, которые точно не имеют отношения ни к богословию, ни к церковному искусству:
1. Нидерландская живопись конца 16 - первой половины 17 века действительно документально правдиво отражала жизнь такой, какой ее видел современник. Это была эпоха "Нидерландской революции" (Восьмидесятилетней войны - религиозно-идеологической, политической и социально-экономической борьбы Семнадцати провинций за независимость от испанского (католического) владычества). Войны с католической церковью в том числе во всех ее декоративно-украшательных проявлениях. Например таким способом:



2. Молитва перед трапезой в Нидерландах конца 16 - первой половины 17 века (?).

Традиционный советский искусствоведческий дискурс объяснял трансформацию в изобразительном искусстве Нидерландов в последней трети XVI в. "косвенным влиянием Нидерландской революции" - влиянием на мировосприятие, отражающего буржуазное развитие общества. Так советский дискурс прикровенно обозначал протестантизацию того самого общества.
И далее текст «Всеобщей истории искусств»: "Для художественных методов живописи характерны резкая конкретизация и приближение к натуре, чем подготавливаются принципы 17 столетия. Вместе с тем разложение ренессансной универсальности, всеобщности в истолковании и отражении жизненных явлений придает этим новым методам черты мелочности и духовной узости".
Переводя на современный язык можно сказать просто: "резкая конкретизация и приближение к натуре" - это отказ от изображения Евангельских сюжетов, и вообще от религиозной тематики в живописи.
Для творчества художника Нидерландской революцией было оставлено только окно в текущую реальность - со всеми присущими ей "чертами мелочности и духовной узости".
Пример такого окна - картина Питера Брейгеля младшего, "прозванного Адским"(!), (1564- 1638) :



«Всеобщая история искусств», подготовленная Институтом теории и истории изобразительных искусств Академии художеств СССР с участием ученых - историков искусства из научных учреждений и музеев, оценивает этот период в искусстве Нидерландов так:
"Художественные особенности жанровых, пейзажных и портретных решений не позволяют говорить об их внутренней значительности. Они не принадлежат к числу крупных явлений изобразительного искусства".

Таким образом, если даже советские ученые признали эту живопись малосодержательной, то можем ли мы сейчас использовать это искусство как источник для размышлений о «Богословских основах церковного искусства» - ?

Даже если тема "Молитвы перед трапезой" нашла какое-либо отражение в сюжетах бытовых (не религиозных) картин художников эпохи революции в Нидерландах - ???
Молитва перед трапезой фактически стала сурогатом Таинства Литургии, отмененного Реформацией.
Много ли пользы от подобной практики благочестия для православного христианина?

арткритика

Previous post Next post
Up