Художник Александр Шеко (1947 - 2020)

Mar 21, 2022 21:56

22 марта исполняется 75 лет со дня рождения Александра Шеко, русского художника-космиста, уникального творческого человека, создавшего своими произведениями "окно" в иной мир.
Путь художника начался на киностудии Мосфильм в 70-х годах прошлого века. Но рамки киностудии оказались для него слишком узки.



В воспоминаниях художника, опубликованных в журнале Artcouncil (2/2007) есть такой эпизод:
"...Я переехал в старый дом в Сретенском переулке. Там был 3й этаж, но дома стояли вплотную друг к другу. Над стеной находившегося прямо перед окном дома была видна только узкая полоска неба. За окном был тупик. И художнику не оставалось ничего другого, как выйти в космос..."



А.Шеко. "Квадрат". 1978 г.

Художник описывал процесс творчества так:
"Я любил всматриваться в чистые белые холсты, на которых мысленно рождались новые композиции (из них осуществить удалось только малую часть), или всматриваться в уже написанную удачную работу, которая давала предпосылки для новых картин".

Александр Шеко уникален в своем творческом поиске. Количество созданных им работ и разнообразие направлений, раскрывает неисчерпаемое богатство его индивидуального, ни на кого не похожего художественного мира. Минимализм в деталях, предельное обобщение форм, предпочтение монохромности при богатстве нюансов, интенсивность цвета - все это было наработано и отлично послужило воплощению космических замыслов.
Такой парадокс - «крутой авангардизм» как средство передачи самых одухотворенных образов - света далекой звезды, свечения северных пейзажей...
Столь же важным представляется и тяготение к традициям русского символизма - многозначность образа, намек на невыразимое, что ставит перед зрителем вечные проблемы бытия. При этом глубинные связи между символизмом и авангардизмом, несмотря на внешнее неприятие, существовали.



А.Шеко. "Молниеносная". 2005 г.



А.Шеко. "Дом нашей мечты". 2019 г.



А.Шеко. "Вечное и переменное". 2006 г.

Обращение к пейзажу, проникнутому космическим настроем, светоносностью, связано с годами дружбы и творческого общения с художником Б.А. Смирновым-Русецким, с совместными поездками в Карелию, в г. Сортавала на берегу Ладоги и на остров Валаам. Понадобилось время, чтобы отрешиться от городской атмосферы и лаконичных геометризованных приемов в передаче формы, уловить душу северной природы с ее неброской задумчивой красотой.

Величавый образ русского Севера начал складываться в творчестве Александра Шеко в один из дней, когда однажды на Ладогу опустился туман, в котором то ли по воде, то ли по воздуху поплыли голубые острова... Эти образы были реальными и одновременно отвечали спонтанному внутреннему ощущению полета.



А.Шеко. "Великолепие озерное".  2008 г.



А.Шеко. "Безмолвие" 2001 г.

На Русском Севере художник начал рисовать храмы - как будто вырастающие из островов, или спустившиеся с неба: такой простой прием, как полоса тумана - отделяющая их от земного, делая как бы «надземными».
Так возник монументальный образ Севера, исполненный созерцания и залитый тем особенным светом, который напоминает о незаходящем солнце полярного лета.



А.Шеко "Ладога". 2004 г.



А.Шеко. "Дорога за холмом". 2010 г.



А.Шеко. "Валаам". 2011 г.

Александр Шеко умел достичь минимальными средствами максимальных результатов.
Он никому не подражал и его трудно назвать последователем кого бы то ни было. По форме его работы, бесспорно, тяготеют к авангарду; но смысловые их особенности, пожалуй, восходят к другим источникам. Кратко их можно определить как  прозрачность, светоносность, одухотворенность.
Не теоретизируя, он интуитивно и спонтанно находил такие парадоксальные и вместе с тем убедительные образы окружающего нас мира в целости его земного и небесного начал, что с полным правом можно сказать: эти произведения искусства обогатили нас весьма значительным материалом для размышлений.

Царство Небесное... вечная память!

хорошая живопись, Память

Previous post Next post
Up