Педагогическая система В.Ситникова

Feb 07, 2012 00:41

Купила наконец большой каталог и наконец могу выстроить всю систему...
Гениальный мастер Василий Яковлевич Ситников (которого обычно панибратски называют "Васькой", часто не имея на то никаких прав) фигура более чем одиозная, часто вызывающая только насмешки. "Знатоки" смакуют подробности его жизни и смерти, а также скабрезности некоторых его работ (достаточно набрать В.Ситников в google). О его "школе" упоминают как-то вскользь, хотя и обойти факт существования оной никак не могут (слишком много среди современных признанных мастеров - учеников В.Ситникова).
А система его педагогики была совершенно уникальна. Она позволила многим и многим проявить свою собственную индивидуальность, не повторяя метод учителя (а тем, кто дара не имел - использовать "находки" маэстро и существовать вполне достойно в искусстве).
Первая и важнейшая наука для начинающих - не бояться белого листа, не бояться испачкать его или испортить. Ученику полагалось "набрасываться на работу - как тигр на добычу"! Этот драйв виден на фотографиях самого В.Я. за работой:




Сам Ситников описывал происхождение и создание своего метода так:
«Однажды в художественном институте, как обычно, я заглянул в мастерскую учеников Сергея Герасимова. Там стоял обнаженный натурщик. Мой сверстник, блестящий рисовальщик Юрка Кугач взял уголек, и на белом чистом листе бумаги провел две беглые линии небрежно и кое-как, неточно. Натурщик стоял к нему в профиль. Юрка размазал обе линии пальцем в стороны. Линии исчезли, а я вдруг увидел вместо небрежно ограничивающих объем линий - ясный объем всего тела натурщика, освещенного спереди, то есть от рисующего Юрки.
Я одурел от виденного, - так просто!
А я мучился много лет.
Я побежал домой пораженный. Я понял, что надо воображать на белой бумаге объем, освещенный от меня, и полутенями быстро и небрежно создать блик, - и все готово. Одна минута, а потом можно отделывать объем сколько угодно времени, уточняя его.
Попробовал. Получается! Я начал смаковать, снова и снова повторяя, а потом подумал: - ведь так можно нарисовать мягкую выпуклость на ровном месте. Попробовал, - и это тоже получается.
Педагоги в институте в недоумении  пожимали плечами, ничего не понимая
Юрка Кугач был очень гордый и нелюдимый. Меня он просто не замечал вообще, и я не мог к нему никак приблизиться. Спустя несколько лет, когда он немного попривык ко мне, я подмазался к нему и заманил его к себе домой для того, чтобы в конце концов выразить ему мою великую благодарность и попросить его толково объяснить мне его систему рисования.
Он взял клочок бумаги и стал мне объяснять. Чем подробнее он объяснял, тем яснее мне становилось, что он совершенно ничего не объясняет, што я увидел сам в его способе рисования. В искренности его мне не приходилось сомневаться. Я оказался разочарованным… и вместе с тем пораженным тем, что я случайно открыл сам, то что Юрке было совсем не знакомо, но благодаря ему. Он объяснял мне то, что я и сам давно без него хорошо знал и отверг, как «беспомощный» метод для дураков.
Юрка этим методом рисовал хорошо только потому, што велика была тренировка.Я же открыл забытый способ великих мастеров. Я стал его совершенствовать. Я пытался объяснить Юрке, чему я от него научился, но он сказал, что я дурак…»

Главными объектами, на которых оттачивалось умение и понимание были шар и фигура (сначала в виде абстрактной "кишки") - цельная объемная форма, без деталей, без складок, освещенная фронтально.





Сохранились листки набросков учеников В.Я. с его собственными комментариями и наставлениями. Вот некоторые из них:









На основе этого метода были созданы наиболее концептуальные вещи В.Я. Ситникова:
- ТЕЛО



- ПОЛЕ



- "Монастырь"



Ситников был не менее "блестящий рисовальщик", чем Ю.Кугач - народный художник РСФСР, член-корреспондент АХ СССР (1970) и прочая и прочая... просто хороший художник, чей сын и внук тоже "хорошо умеют рисовать".

А Ситников - новатор - сделал "открытие" и создал "школу" - многих учеников, не имея никаких за это регалий и премий (и был столь жестоко "ушиблен" советской властью, что ярко отразилось на многих сюжетах его творчества и жизни).



Обратите внимание - на каких книжках сидит сам рисующий В.Я. (в левом нижнем углу).

хорошая живопись, Ситников

Previous post Next post
Up