С появлением в искусстве "кураторов" и арт-дилеров умение рисовать стало для художника чуть ли не постыдным делом, этого уже начинают стесняться. Если вложить миллионы в раскрутку "шедевра" и вбивать в головы, что это круче Рублева, что только "жалким тупицам" это будет не ясно!
Тогда только самые психологически стойкие (коих меньшинство) - не поверят.
...Мои личные наблюдения показали, что чем хуже человек умеет рисовать, тем громче и истеричнее он кричит: "Я так вижу!" и тем яростнее он обзывает "ремесленниками" тех, кто действительно имеет все основания с достоинством декларировать: "Я умею".
И понимаешь, что наверно лучше быть веселым, полноценным и задорным лавочником, чем занудным и ущербным ремесленником-традиционалистом. (Это фрагмент старого поста в блоге bizantinumа,
полностью текст здесь).
Целевой аудиторией нового храма вооруженных сил, по всей видимости, оказались именно эти "полноценные и задорные лавочники".
Только для самых упертых ортодоксов - в барабане купола бледно и робко повторена традиционная иконография св.Троицы и ей предстоящих пророков. А чем ближе к поверхности пола - тем жестче "реализм" мозаичных панно...
Художник Нестеренко В. (не путать с Нестеровым М.) сработал мозаики итерьера в такие сжатые сроки, что типажи святых и не святых персонажей (которых в ГХВС значительно больше в процентном отношении) изображены в одном стиле, в одном и том же образном ключе.
Судите сами - на фото ниже, в парусе, между изображениями креста и красной звезды, выложен мозаикой типичный оперуполномоченный с накладной бородой, "украшенный" нимбом с корявой надписью "св.аплъ и евлiстъ iωаннъ".
Очевидно, что надпись сама по-себе не может служить свидетельством убедительного попадания этой картинки в ОБРАЗ святого. Тогда как изображение орла на этой мозаике очень убедительно попадает в тот образ хищной птицы, который так любили наши враги - фашисты.
ГХВС - наша новая "точка отсчета" - главный храм вооруженных сил(!) поражает насыщенностью смыслов, и их сочетаний, ранее просто немыслимых...
По мнению Александра Солдатова (к которому я полностью присоединяюсь) - здесь "отвратительное фактурное сочетание материала, колористическое, стилистическое и пластическое решение внутреннего убранства, свидетельствующее о богатстве, о роскоши, о блеске мира сего, - какая-то тотальная безвкусица, - рассказывает Александр Солдатов. - За иконостасом совершенно неимоверных размеров - скульптура Христа, больше похожая на изображение языческого бога".
Но если бы здесь были только "языческие боги" - в итальянских католических храмах их великое множество, так что наши кураторы от искусства уже вполне адаптировались к этой "традиции". В ГХВС пошли дальше...
По периметру с северо-запада по юго-запад к стенам храма вооруженных сил прикреплены красные знамена, со всей традиционной для них атрибутикой - пятиконечной звездой, серпом и молотом, и непременным портретом Ленина (он не очень заметен, но как суслик в поле - его не видно, но он есть!).
ГХВС наполнен символикой коммунизма и III Интернационала - в том числе прямо в алтаре.
Волшебным образом произошла "роковая ошибка" - императорские ордена с крестами оказались изображены в северном и южном своде, а красные звезды "украсили" стеклянный свод алтаря ...
В алтарных апсидах приделов смысловая путаница выходит за умопостигаемый уровень: фигуру "патрона рода войск" с обеих сторон сопровождают фигуры святых и несвятых "святых" вперемешку, причем "несвятые" стоят ближе к ангелам...
А в картинах притвора - несвятых "святых" изображено в количестве значительно большем, хотя и святые здесь изображены в точно таких же рамках из Георгиевской ленты...
ГХВС теперь служит образцом для подражания (
об этом уже было здесь и
здесь)- хотя, несомненно, Церковь и народ "переварят" и это.
Теперь даже интересно, какое "дно" будет следующим?