В 2008 году святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил внести в официальный месяцеслов празднование в честь
иконы Божией Матери Августовской.Икона именуется Августовской, хотя ее празднование приурочено к 1/14 сентября ― дню чудесного явления Пресвятой Богородицы русским войскам в 1914 году на Северо-Западном фронте.
Это наименование связано с победой в районе города Августова Сувалкской губернии Российской Империи (ныне на территории Восточной Польши). В этом сражении ни один из свидетелей явления не погиб.
В те военные годы в разных губерниях России было создано немало икон этого явления Пресвятой Богородицы. В 1915-1916 годах неоднократно тысячными тиражами выпускались листовки и открытки с изображением чуда явления Божией Матери русским воинам в районе Августовских лесов. Таким образом эта иконография закрепилась именно в связи с армией и победами русского оружия.
Посмотрим на особенности этого образа Богоматери в том виде, в котором она создавалась на иконах и тиражировалась на открытках до революции (1917 г.):
Иконография эта характерна тем, что Богоматерь и Младенец склонены к друг другу головами. Младенец, сидя на левой руке Богоматери, в правой руке держит Крест, а в левой - свиток. Правой рукой Богоматерь изящным (по традиции Серебряного века) движением указывает в сторону условного Запада.
Схематично изображенные воины стоят на коленях в молении у ног Богоматери.
Ангелов и небесных воинов-архистратигов явлено не было (их на иконах не видно).
Событие явления Богоматери воинам происходило до сражения, в мирной обстановке отдыха солдат перед боем, что символизируют палатки и костер в лесу.
На некоторых иконах Богоматерь изображалась сидя на облацех воздушных, и жест ее правой руки больше походил на благословение, чем на указание перстом.
И во всех вариантах этой иконы есть умиротворение, мягкость движений и плавность линий.
В 2008 году, почти через столетие, об этой иконе вдруг вспомнили в патриархии и включили ее в святцы. И вновь начали писать иконы.
Но какие разнообразные варианты - неужели это одна и та же иконография?
Традиции Серебряного века в первом десятилетии века "новых технологий" стали совершенно не уместны. И художники решительно переосмыслили стилистику изображения (в меру своего понимания Правды в иконописи).
Реализм в этот период был лишен прав на существование, но условная связь с Модерном
эпохи Августовского сражения неизбежно сама проявилась в иконографии, скорее даже против воли художников.
Теперь используются обе вариации фигуры Богоматери - как сидящей, так и стоящей в полный рост. Но жесты и движения стали жестко прямолинейны, пластика и мягкость линий исчезли за ненадобностью в наше прагматичное время.
Фигура приобрела военную брутальность... но почемуто в руке Богомладенца перестали изображать Крест(?)
Однако есть заказчики, которые любят "старину" и "подлинность", они находят художников без иконографической заморочки в стиле о.Зинона.
Тогда икона получается ближе к первоисточнику, хотя стиль Серебряного века по-прежнему избегается. Выбирается либо деревенский извод условного реализма:
Либо академический вариант письма, приближенный к "реализму в стиле фентези".
Но во всех случаях рука Богоматери изображается скорее благословляющей, чем указующей одним пальцем.
Поэтому так удивительно и странно смотрится
изображение на западной стене нового храма Вооруженных сил.
Формально тема та же.
Но на мой взгляд - это прямая подмена смыслов, если не сказать подлог...
Сюжетная линия с молящимися воинами была заменена воинством небесным на уровне фигуры Младенца Христа. Лик Богоматери уже не склонен к Младенцу, а смотрит прямо, если не сказать жестко-прямолинейно, как на плакатах военного времени!
Стоит отметить, что даже в изображении Родины-матери на плакате времен Отечественной войны больше осмысленного символизма, чем в новой мозаике храма Вооруженных сил.
Родина-мать широким жестом показывает вперед и вверх - к новым свершениям и победам.
А фигура новой мозаики пальцем(!) указывает в сторону - получается - к рядам небесного воинства Страшного Суда, (как правило изображаемого именно в этой части храма).
Что же имели в виду в данном случае творцы эпохи?