Новое слово - "Феособор"

Aug 21, 2019 20:55

Федоровский собор в Санкт-Петербурге не может оставить равнодушным никого из тех, кто интересуется современной жизнью Православной церкви. Это особое знаковое место, не просто храм-памятник, а  точка отсчета и граница времен - не только ХIХ - ХХ веков, но и ХХ - ХХI.



История его строительства и благоукрашения гораздо подробнее, чем в Википедии описана здесь.

Первоначально архитектура Федоровского храма была задумана подчеркнуто древнерусской. Планировался не просто храм, а романтический град-Китеж, со стенами и башнями, галереями и аркадой:




Однако времена в ХХ веке менялись стремительно.
Советская власть радикально обезглавила храм. Он был перепрофилирован в молокозавод, и только в конце 90-х гг. нашлась возможность вернуть его в ведение церкви. Тяжба с заводом тянулась до 2005 г., но к тому времени на участке рядом была построена новая церковь, гораздо более скромная по материалу и исполнению - по средствам прихода.
Проект этой новой скромной церкви для 90-х годов был круто модерновым (в те годы в большинстве случаев еще пытались в меру сил и средств соответствовать традициям). А здесь была уже проба новаторского пера - хотя логика внешнего формообразования почти не нарушена (скорее логика деревянной, а не каменной архитектуры).



Интерьер этой новой церкви еще более оригинален, чем фасад.  Изнутри ломаные ярусы остекления привлекают к себе все внимание зрителя. Иконостас заметен только во вторую очередь. Он очень прост - деревянный каркас с иконами в стиле "северных писем" - но это не традиционный тябловый иконостас ( ярусы не в распор к стенам, а пирамидально уменьшаясь вверх).
Тут явная нестковка с архитектурой - пирамидка прямоугольников икон не вписывается в треугольное завершение стен - зрительно этот иконостас явно чужероден модерновому интерьеру, он "из другой оперы".



Здесь через столетие вновь повторилась демонстрация решительной смены приоритетов: в упрощении и удешевлении архитектуры, вызванных нищетой революции  ("Революция" в 90-х была не менее агрессивна по отношению к материальным сторонам жизни).

Подобно тому, как смена идеологии наглядно отразилась в формах выставочных павильонов, представлявших Россию на всемирнх парижских выставках в 1900, и в 1925 гг.(СССР) - Федоровский храм, как символ династических перемен, тоже является своего рода выставочной площадкой для демонстрации намерений.

Напомню, что в 1900 г. в Париже для русской экспозиции был построен огромный замок-крепость с высокими башнями в узнаваемой стилистике русской архитектуры. Он символизировал мощь государства и неограниченность ресурсной базы.
А в 1925 г. советский павильон являл только остроумие и креатив гениального архитектора К.Мельникова, который при минимальных затратах сумел создать нето оригинальное и эпатажное (при том, что большая часть павильонов той выставки были построены в совершенно другой, более декоративной стилистике, давшей имя стилю  "ар-деко").

1900                                                                                      1925

Маленький фанерный скворечник Мельникова был попыткой заявить претензию на "новаторство", но  в тот момент этот вид "новаторства" (минимализм и деконструктивизм) не нашел широкой поддержки.
Этими идеями воспользовались через столетие - в ХХI веке: в таких минималистичных формах проектируются современные католические храмы.



Обновленный Федоровский собор идет в ногу со временем, старается не отставать от модных тенденций и новейших достижений современной науки "теологии" (которая у нас возникла внезапно и параллельно с традиционным богословием).
На досках объявлений, развешанных в разных местах в соборе и на его территории, можно прочесть много полезной информации, совершенно новой по стилю миссионерской работы, в модной, слегка ироничной манере, например:





Невероятное по охвату аудитории и по миссионерскому порыву приглашение:
ко всем НЕВЕРУЮЩИМ - именно тут, и только тут, вас откатехизируют и отмиссионерят на самом современном уровне!
И будет преодолен новй рубеж времен...

Архитектура, Постмодерн, Феособор, Православное

Previous post Next post
Up