Небольшой город в северной Испании -
Паленсия (не путать с широко известной Валенсией:)) - замечателен не только своими древними соборами и богатой историей, но также и большим количеством современной городской скульптуры. Количеством, заметным для такого небольшого города, по численности жителей сопоставимого, например, с подмосковной Дубной.
Большинство скульптур - памятники не конкретным личностям, а высоким темам/идеям - памятник МАТЕРИ, памятник УЧИТЕЛЮ, памятник УНИВЕРСИТЕТУ.
Памятник МАТЕРИ - уникальный, он из камня, округло-отполированный и выпукло-вогнутый. На него удобно залезать, чем и пользуются подростки. Памятник оправдывает тему.
Однако в основном городская скульптура в Паленсии не из камня, а традиционно-бронзовый фигуратив.
Наибольшее скопление памятников в городе вокруг монастыря Сан-Пабло, в самом центре, недалеко от вокзала.
Здесь прямо на мостовой стоит сидит группа из бронзы - памятник УНИВЕРСИТЕТУ (первому в Испании). Этот монумент не функционален, но еще более символичен, чем фигура "Матери".
Бронзовые "слушатели" сидят, замотанные в условные пелерины. Они без рук, и фактически без голов (головы тут обозначены небольшими мятыми кулёчками без признаков органов слуха или зрения). Фигура лектора с точно такой же "головой".
Очевиден намек на то, что университетское образование форматирует и "высушивает" мозг по единому стандарту:))
Неподалеку - более реалистично-фигуративный памятник УЧИТЕЛЮ - наставляющему ребенка. Этот педагог, держа в руках книжку, гипнотизирует взглядом девочку младшего школьного возраста.
А вот ребенок сделан реалистично не стандартным - как теперь модно говорить - "индиго".
И поза у нее неестественная, и лицо не детское.
Ироничное выражение этого лица - без слов выдает скепсис и натужное пристальное внимание к собеседнику.
Интереса или просто вопроса к учителю - здесь не заметно совсем, хотя скульптор явно старался быть реалистом.
Гораздо живее и выразительнее фигуры, стоящие вдоль монастырской стены - в инквизиторских остроконечных шапках. Это действительно шедевр современной реалистической скульптуры.
Лица скрыты маской, но в ее отверстиях - глаза - пронзительные до жути.
На главной пешеходной улице Паленсии стоит памятник реальному человеку, местной знаменитости, скульптору
Викторио Мачо (1887-1966), "предтече современной испанской скульптуры".
Это памятник автору
гигантской фигуры Христа на холме рядом с городом.
Стоит отметить, что памятник скульптору Мачо, созданный современным испанским "Церетели", обобщил тот гигантский образ Христа, сделал его более традиционным, чем та "современная" скульптура, что стоит на холме Del Otero с 1930 года.
Реалист-наш современник честно показал, что создавая гигантское изваяние Христа скульптор Мачо смотрел на него сверху вниз - с высоты своего "авангардизма".
Это, видимо, случайная оговорка (почти по Фрейду).
Получается, что сегодня реализм в скульптуре, который пытаются продвигать наши современники вопреки актуальной моде на нефигуратив, вырождается в пародию на самого себя. Глаз скульптора "замылен" пластиковыми китайскими подделками, и поэтому удачными получаются только "страшилки".
Тогда как еще в 50-х годах прошлого века эстетика реализма в скульптуре была на очень высоком уровне, чему свидетельством служит еще один памятник у монастыря Сан-Пабло в Паленсии: Domingo de Guzman - основателю ордена Доминиканцев.
Крест из его руки уже выбит, но лик - еще сохранился.