Посеявшие ветер

Aug 24, 2018 12:22

Истории и богословским идеям современного "литургического движения" в Католической Церкви посвящен недавно изданный у нас перевод книги сербского священника, преподавателя церковного искусства и археологии Богословского факультета Белградского университета Владимира Вукашиновича.
Судя по тексту, сам автор является апологетом этого движения, сторонником "нового экклезиологического сознания".
Книга написана с любовью к предмету, это по сути - документ, катехизис этого движения.

Может быть, те кто в теме, знают больше, о сути того, что написано в этой книге, и без комментариев Владимира Вукашиновича.
Но лично для меня многое стало открытием, и прояснило суть происходящего в церковном искусстве на Западе, и - как следствие, у нас - в Русской Православной Церкви.

Главный "топор под лавкой" оказался скрыт в теории о том, что внешняя красота богослужения, которая для православного сознания является составной частью службы, заслоняет внутренний смысл богослужения (!).
И вот именно эта КРАСОТА - является "особым искушением" (от которого сторонники литургических реформ очень жаждут избавиться и у нас в Православии).

Достоевского они, очевидно не читают:)))




Приведу несколько цитат (с.46-49):
  "...Макс Туриан говорит о четырех этапах литургического движения. По его мнению, первый этап был романтическим. Он продолжался с конца XIX до начала XX века и представлял собой реакцию на рационализм в богословии, который был характерен для Просвещения, а также пиетизм со свойственным ему индивидуализмом. Литургическое движение - это ответ на оба вызова. Эстетическое начало во многом доминирует на этом этапе. Возрождаются средневековые формы и выражения благочестия: григорианское пение, соответствующие одеяния, орнаменты и т. п.

На второй этап оказали влияние библейские и патристические исследования, которые подчеркивали значение литургических источников икомментировали их. На этом этапе в первую очередь интересовались вопросами места и роли мирян в богослужебной жизни Церкви и общинной природой богослужения. Община- ключевое слово этого этапа. Третий этап находился под влиянием значительных литургических исследований - открываются новые документы и литургические памятники, используются научные методы и воссоздаются подлинные структуры службы. На четвертом этапе движение перестает существовать независимо. Оно становится частью жизни всей Церкви - богословской, евхаристической, экуменической и миссионерской.

Джеймс Уайт пишет о двух литургических движениях. Первое, или раннее, литургическое движение, по его мнению, начинается около 1830 года, а заканчивается вскоре после Второй мировой войны. Разделяющим моментом является энциклика Mediator Dei 1947 года. Этот этап Уайт называет романтическим и монашеским. Его целью была реставpaция бoгocлyжeбныx форм и выражений, а не их реформа. Второй этап, точнее, позднее литургическое движение, продолжался только шестнадцать лет - с 1947 до 1963 года, то есть до II Ватиканского Собора. Основные движущие силы этого этапа уже не монахи,а прихожане и миряне; они не довольствуются только реставрацией обряда, но требуют и его реформы. Поэтому Уайт еще называет этот этап реформаторским или приходским.

Монашеские общины, особенно бенедиктинского ордена, сыг­рали большую роль как в процессе становления, так и в последую­щем формировании и развитии литургического движения. Этот факт подчеркнул и папа Пий XII в своей известной энциклике Mediator Dei:
В конце прошлого и начале нынешнего века происходило возрож­дение литургических исследований, какого ранее никогда не слу­чалось, частично благодаря достойной восхищения инициативе отдельных людей, но особенно - святой ревности известных мо­настырей обновленного бенедиктинского ордена".

"именно в монашеской среде движение зародилось - пишет В.Вукашинович; благодаря ей оно обрело необходимый масштаб религиозной аутентичности, духовной самобытности и серьезности. С другой стороны, монашеское влияние имело и свои недостатки. Они остояли, прежде всего, в чрезмерной склонности к археологизму и эстетизму.
Речь идет о стремлении некритически заимствовать из прошлого литургическо-обрядовые и богословско-духовные решения и, искусственно вырывая их из контекста, трансплантировать в живую ткань современного церковного организма. На эту проблему, с которой столкнулся бенедиктинский орден, указывал и Буйе, говоривший, что это одна из основных проблем и самого литургического движения:
Ни одна реконструкция прошлого, - не зависимо от того, насколько значителен сам по себе определенный период, который пытаются воссоздать, - не осуществляется без большого влияния продукта собственного воображения (на вновь созданное явление). И любая такая реконструкция чаще всего создает больше проблем, чем их решает.

Сосредоточенность монашеской общины на богослужебной жизни и ее искусность в выполнении литургических обрядов, в тесной связи с археологической ориентацией, порождали особое искушение: внутренний смысл богослужения заслонялся красотой обряда. Внешняя красота богослужения для православного сознания является составной частью службы". (конец цитаты)

Постмодерн, Католики, Антиискусство

Previous post Next post
Up