Испанская традиция

Jun 01, 2018 00:06

Устойчивое словосочетание "высокий русский" иконостас известно всем.
Подразумевается, если высокий, значит - русский ( т.е. местечково- провинциальный, в отличие от благородного низкого "классического" - византийского иконостаса).
На этом стоит наука "искусствознания" и, разумеется, - Русская Википедия, которая компетентно сообщает, что "Первый известный многоярусный иконостас был создан для Успенского собора Владимира в 1410-11 гг. Иконостас не сохранился до нашего времени полностью. В XVIII веке его заменили на новый."

Сейчас этот иконостас выглядит как-то так:




Иконостасы, как и всю мебель в интерьере храма заменяли  регулярно, когда были на это средства - и в XVIII, и в XVII, и в XVI в. и ранее. Это всего лишь церковная утварь - она стареет и портится от времени.
Иконы иногда сохраняли, иногда переписывали, иногда заменяли на новые в стиле новой архитектуры каркаса.

Но именно по причине частых замен мы не имеем никакого понятия о том, как выглядели русские иконостасы ранее XV в. - они не сохранились, но это вовсе не значит, что до XV в. их не было. Сохранившиеся некоторые большие иконы, в том числе и домонгольского периода, до сих пор стоят, например, в иконостасе Кремлевского Успенского собора.

Та же Википедия дает ссылку на статью В. М. Ковалевой 1977 г. "Алтарные преграды в трех новгородских храмах XII века", где упоминается, что "В некоторых новгородских храмах XII века исследования выявили необычное устройство алтарных преград. Они были очень высокими, но точное их устройство и возможное количество икон не известны".
Очевидно, что советской атеистической наукой эти исследования проводились, а вот постсоветская либеральная наука закрыла эту тему, утверждая, что иконостасов в полном смысле слова в древности не было, а сохранившиеся домонгольские большие иконы "ставились первоначально не в саму преграду, а у восточных столпов храма"(?) (Википедия в данном случае не утруждается ссылкой на источник этой информации).

Знаменитые "высокие русские" иконостасы XVII в., сохранившиеся в количестве, позволяющем говорить о стиле и школе, на удивление профессионально однотипны. Как будто эти виноградные лозы появились сразу в готовом виде, без каких-либо поисков формы.



Для примера - Кострома (Ипатьевский монастырь) и Псковский Троицкий собор.
Они не копируют друг друга, разумеется, но соблюдают "дух и букву" стиля резьбы.



На любой вопрос - откуда идея декора - ?  типовой ответ - "Западное влияние".
Если это сделано под влиянием западных образцов, то почему же этот иконостас так настойчиво называется "русским"? Что в нем западное? и что - русское?
Формы украшений резьбы - западные, колонны и антаблементы - тоже западные.
И представьте себе - высокая ярусная композиция до самого свода из 4-5-6 регистров, - тоже западная!!!

Образцы высоких (не русских) иконостасов в сохранились в основном только в Испании, католической стране, далекой от арены религиозных войн с протестантами, но при этом отстаивающей свои приоритеты перед мусульманским миром.
Вот пример - иконостас в Navarrete (Риоха):


Те же витые виноградные лозы, та же крупная архитектурная раскреповка карнизов, 4 яруса икон - до самого свода.
Есть в Испании и более поздние, и более ранние примеры подобных высоких иконостасов-ретабло, которые в инерьере храма смотрятся абсолютно так же, как и наши иконостасы XVIII-XIX вв.







Разница только одна:
ретабло - это иконостас ЗА престолом, а у нас - иконостас стоит перед алтарем,закрывая его!
Это и есть "русский иконостас", это с таким расположением его архитектуры (многоярусной композиции икон) идет непримиримая вражда в современном постхристианском мире. И наши отечественные искусствоведы, поддерживая теорию о том, что "первоначально" иконостасов не было - играют за чужую команду!

Когда иконы в наших храмах переместятся к стене позади престола - нас сразу признают, и примут "в семью цивилизованных народов"...

Продолжение следует.

Архитектура, Испания, форма и стиль, иконостас

Previous post Next post
Up