Капелла Карла Великого - знаковый исторический объект, притягивающий массу туристов в Аахен, где сходятся три границы - Германии, Бельгии и Нидерландов.
Русский текст Википедии на удивление немногословен. В нем ничего не сказано о замысловатых трансформациях этого сакрального объекта на протяжении более тысячи лет его истории. Королевская капелла, как и все храмы такого уровня видоизменялась многократно, в угоду вкусам и политическим предпочтениям, но в данном случае еще и немецкая педантичность сказалась.
Сейчас та Капелла, которую строил Карл Великий, со всех сторон облеплена разновременными пристройками.
Это хаотичный конгломерат готики, классицизма и других архитектурных стилей.
Так выглядела Капелла в 1854 г. (художник Mlchael Neher):
Собственно Королевская капелла - это восьмигранная двухярусная ротонда - центральное ядро всей постройки. Готический алтарь и маленькие капеллы подавляют древнейшую часть здания своей дробной громадой.
С 1854 г. не так уж много изменилось, разве что трудно втиснуть эту архитектуру в кадр фотоаппарата (если встать на ту же примерно точку).
Только с обратной стороны - от Ратуши - можно увидеть всю постройку целиком:
Первоначально в VIII в. капелла тоже была встроена в ансамбль дворцовых зданий.
Но тогда главной доминантой была именно она:
Что же сохранилось от VIII в.?
Стены, часть колонн и металлические решетки ограды 2го яруса.
Сейчас интерьер центральной части ротонды выглядит так:
Это стилизация под известные аналоги, вдохновлявшие реставраторов с очень богатым воображением.
От оригинала там мало что сохранилось.Подробные и качественные фото фрагментов интерьера аахенской Капеллы
можно посмотреть здесь в коллекции френда uchitelj .
Известно, что весь первоначальный ансамбль выгорел в 1656 г. (картина Яна Батиста Гюисманса):
Сохранились гравюры и картины XVIII - XIX в., изображающие вид интерьера Капеллы, с отделкой в стиле классицизма (после пожара). Нижний ярус:
И верхний ярус:
А теперь оцените реставрационный креатив, он действительно впечатляет:
Сразу бросается в глаза слишком крупный модуль орнамента и явное влияние стилистики "ар-деко":
Особенно неудачны рисунки фигур на своде.
Попытка повторить непринужденность античности силами художников III Рейха.
Вот эскизный проект свода капеллы от Германа Шапера 1900, хранящийся в музее собора:
Глядя на то, как нам демонстрируют исторические артефакты в музеях, всегда стоит иметь в виду, что это всего лишь презентация некоей концепции, которая сложилась в головах музейщиков в данный конкретный момент времени.