В качестве праздничной рассылки - простейшая типология (без хронологии) иконографии Рождества Христова:
Сначала классический набор персонажей по сюжету :
1. Лежащая (что важно!) фигура Богоматери головой влево от зрителя.
Ангелы, прав. Иосиф (отвернут от Богоматери), две служанки, омывающие Богомладенца, один пастух с овцами. Греческая миниатюра.
Композиция горизонтальная по формату листа (миниатюра в тексте).
В русской традиции волхвы на иконе Рождества Христова присутствовали обязательно.
Добавлен загадочный персонаж перед прав. Иосифом (версий много, но все они не слишком достоверны).
Здесь композиция вертикальная - формат икон праздничного ряда.
Далее - русский классический вариант иконографии с фигурой Богоматери, развернутой вправо:
То же, вариант греческий:
Итало-византийский вариант иконографии (Марторана, Палермо).
Богоматерь сидит (в сложном повороте от прав. Иосифа, который так же сложно развернут к ней).
2. Самый простейший вариант иконографии (ранневизантийский рельеф):
3. Сложный вариант иконографии с подробным рассказом о всех событиях Рождения Христа:
4. Далее - живописные решения с почтением к иконографическим традициям: все фигуры стоят на коленях.
Беато Анжелико (фреска в монастыре св. Марка, Флоренция).
Хдесь присутствуют кроме Богоматери и прав.Иосифа 2 посторонних персонажа. Это чтимые в монастыре католические святые.
Та же иконографическая тема в русской иконе XVIII в.
Барочная стилистика (все замысловато-кучеряво, и движения и складки одежд).
Богоматерь сидит, 2 пастуха в поклонении.
То же, народный вариант:
То же, версия модерн (Нестеров).
Поздравляю всех, кто празднует Рождество Христово по доброму старому календарю!