Блеск и "лепота" взамен благолепия:))

May 06, 2015 18:10

Очень легко и практически незаметно произошла смена стилевых приоритетов в церковном изобразительном искусстве, предназначенном для "широкого потребителя". Идеалы 90-х годов ХХ века ушли в прошлое.
Аскетическое письмо Рублева и Дионисия стало вдруг "непонятно", а точнее - неинтересно.
На смену плохим спискам со знаменитых древних икон пришли самодеятельные "творческие" произведения...

В авангарде процесса "обновления стиля", естественно, производственное предприятие Русской православной Церкви «Софрино». Руководство предприятия, разумеется, слышит многочисленные нарекания в адрес своей печатной продукции. И старается совершенствоваться как может ...





Ничего личного - это просто БИЗНЕС.
Маркетинговая политика главного производственного предприятия четко реагирует на изменения вкусовых предпочтений потребителей. А вкус нынче склоняется больше к "сладкому" и "блестящему"...




Догнать и перегнать "Софрино" стараются и другие производства подобной продукции. Например "Свято-Троицкое братство" (г. Щигры Курской области).
Их магазин в Москве предлагает практически весь спектр церковного искусства, включая деревянную резьбу и иконные доски. Киоты, предлагаемые этим предприятием - вне конкуренции, поскольку делаются качественно, а стоят не дорого.
Что же касается изобразительного ряда - то и в этом Щигры нисколько не уступают "Софринской" продукции, поскольку движутся именно в направлении удовлетворения самого невзыскательного массового спроса. Орнаментальные композиции получаются в исполнении мастеров в Щиграх еще более сладостными и блестящими, чем в "Софрино".







Если тема Успения Богоматери может быть и допускает цветочные гирлянды и прочие чисто женские украшения, то тема погребения Христа - Плащаница - мне кажется, должна быть все таки более строгой.
Но аскетика , видимо, сегодня не в моде.
Вот самое строгое изображение Плащаницы в исполнении мастеров Щигров:




Наверно, многие воспринимают такой стиль изображения сегодня как "строгий".
Спорить не буду. Пусть так...
Но все остальные варианты шитых Плащаниц, разработанные в Щиграх, гораздо "богаче" по оформлению.
И что характерно, идеалами для художников в данном случае являются не произведения древнерусского или византийского искусства, а поздний провинциальный академизм конца XIX в. и стиль "модерн".







Есть и новые иконографические разработки в стиле "соцреализма". С большим старанием нарисованы довольно реалистичные лица, но почему тогда пропорции фигур не столь натуралистичны? Всем изображенным персонажам художник вполовину сократил длину ног...
Я уже не говорю о том, что по сравнению с размером фигуры Христа все остальные персонажи - просто карлики.
Про стиль и рисунок шрифта к этому изображению я лучше умолчу...




Святые жены-мироносицы явно скопированы с католических образцов  - иконописец ведь должен работать в "каноне", не правда ли? Иначе будет уж совсем не похоже на икону...




Но в Щиграх не забыты и ретрограды-любители "иконного стиля".
Для них предлагается свой  вариант композиции "Успения" Богоматери.
Правда, глядя на эти неумелые потуги использовать иконные силуэты в собственной интерпретации, становится понятно, почему этот "стиль" не пользуется спросом...

А цветочки и рюшечки - везде те же и они же.




Продолжение следует.

форма и стиль, арткритика

Previous post Next post
Up