После посещения Красного костела автобус с нашей экскурсией отправился в сторону Национальной библиотеки, о которой я вам уже рассказывал в прошлых отчетах. Но за тот краткий промежуток времени, который нам понадобился, чтобы до нее доехать, погода резко испортилась и пошел дождь. Что позволило мне сделать несколько симпатичных снимков библиотеки…
Так что плохая погода, это не всегда зло. Да и вспомним известные рязановские строчки: «У природы нет плохой погоды»… Но тем не менее мы довольно быстро ретировались в библиотечный холл, который я запечатлел для истории. Жалко только, что времени на полноценную экскурсию по библиотеке не было, да и не входила она в программу. А было бы весьма интересно посмотреть на читальные залы, внутренние интерьеры и посетить обзорную площадку на крыше. Но, как говорится, другим разом.
Когда мы вышли дождь уже почти перестал, но тучи расходиться не думали. Основная часть туристов поспешила к автобусу, а я немного задержался у памятника белорусскому первопечатнику XVI века Франциску Скорине. Кстати, насколько мне известно, за пределами Беларуси, памятники Скорине установлены еще в Праге и в родном мне Калининграде (возле здания Российского государственного университета им. И. Канта). Знаменитый первопечатник учился в Полоцке, затем в Краковском университете, где получил степень доктора «вольных искусств», и наконец, в Падуе, где получает доктора медицины. Известность приходит, когда он начинает издавать христианские книги, в основном Библию, на церковнославянском языке, но в белорусской редакции, то есть с использованием большого количества белорусских слов. Таким образом, его книги были понятны практически всем гражданам Великого Княжества Литовского. Стоит, правда, заметить, что ни православная, ни католическая церковь не признавала самостоятельных переводов Скорины. Сам Франциск же был католиком. Сейчас многие из книг им напечатанных хранятся в Национальной библиотеке Беларуси.
От здания библиотеки мы отправились в Верхний город, который считается историческим центром Минска. Остановились недалеко от станции метро Немига в районе площади Свободы (Соборной), с одной стороны дороги была минская ратуша, а с другой высились башенки Кафедрального костела св. Девы Марии. Сначала немного расскажу о ратуше.
В нынешнем виде созерцать ее стало возможно только с 2004 года, так как, по сути, ратуша сейчас - новодел. Дело в том, что минская ратуша, которая была на этом месте раньше была снесена в 1857 году по решению русского правительства за личной подписью Николая I, как не вписывающаяся в план площади… а на самом деле ратуша просто напоминала минчанам о временах, когда Минск обладал магдебургским правом, дарованным городу Великим Князем литовским Александром в 1499 году, а после второго раздела Речи Посполитой (1793), когда Беларусь вошла в состав России, отобранным, в 1795 году.
Первая ратуша была построена практически сразу после получения магдебурского и была деревянной, но долго не простояла и в 1582 году была построена каменная, потом часто перестраивалась и окончательный вид, на основе которого в 2004 году и воссоздавалась заново приобрела лишь к 1797 году. Ее обновили и придали строению некоторые черты классицизма.
Изначально в башне заседал магистрат - местный орган городского самоуправления, а позже здесь был архив, суд, полиция. В начале XIX века здесь разместилась музыкальная школа управляемая известным музыкантом Стефановичем, проводились музыкальные вечера, выступал оркестр. С 1844 по 1851 в ратуше поселился театр, интерьер был красиво расписан живописцем Кураткевичем…
Но вот, с 1851 года пришло время упадка, решение о сносе было принято, но почему-то откладывалось аж до 1857 года. Все это время ратуша стояла забытая, пустынная и одинокая, пока рука палачей не добралась до ее стен…
Но прошло время и вот, уже в XXI веке она снова радует наш глаз и украшает собой город. Многие, конечно, считают, что новодел не может заменить собой подлинное историческое сооружение. Но я все-таки считаю, что лучше так, чем смотреть только на старинные гравюры…
На другой стороне дороги красовался Кафедральный костел св. Девы Марии, нижняя половина которого была скрыта от моего фотоаппарата нашим автобусом. Впрочем мы сразу направились в сторону ратуши, и костел как следует осмотреть не удалось, замечу только, что это бывший костел иезуитов построенный в первой половине XVIII века, судьба его тоже довольно интересна и драматична, но об этом в другой раз. Башенки, кстати, в советское время были разрушены, дабы не выделялись, и восстановлены были уже в наше время.
Возле ратуши обнаружилась замечательная скульптура. Одна из работ великолепного минского мастера Владимира Жбанова. Называется она «Коляска для губернатора», что символично, так как дом губернатора располагался совсем недалеко, возле Кафедрального костела. Чтобы быть исторически точным, автор скульптуры лепил коляску взяв за основу ту, что хранится в фондах киностудии «Беларусьфильм».
Идея этой скульптуры созрела еще во время восстановления ратуши и была поставлена примерно в то же время. Стоит, кстати, заметить, что ее копия в 2007 году была поставлена и в городе Долгопрудном, Московской области.
Коляску сразу же оккупировали туристы, преимущественно женского пола. Скорее всего, что они представляли себя в ней не губернатором, но знатными дамами следующими в шикарном экипаже на знатный бал…
Тут же, рядом со скульптурой разместились и различного рода ретро-автомобили, ожидающие, по-видимому, нашествия свадебных парочек.
Затем мы потихоньку стали перемещаться в сторону, православного ныне, Кафедрального собора Святого Духа, проходя мимо довольно симпатичного комплекса зданий бывшего «Гостиного двора», основанного XVIII веке и затем реконструированном архитектором Крамером в духе классицизма. Крамер же, кстати, реконструировал и ратушу.
В подвальных помещениях располагались всякого рода лавки, галантерейные, фруктовые и прочие, на втором этаже буржуйские магазины не для бедной публики, а на третьем была гостиница для именитых и обеспеченных гостей.
Сейчас комплекс «Гостиного двора» восстановлен и каждый имеет возможность оным полюбоваться. Правда восстановлен он, конечно, не полностью в своем историческом виде, как мне кажется.
Из той части здания, что выходит своими окнами на православный Кафедральный собор торчит грузинский стяг, здесь сейчас разместилось посольство означенного государства.
Наконец мы подошли к собору. Спрятав фотоаппарат в сумку, так как в наших церквах фотосъемка не приветствуется, я зашел внутрь. Попал в небольшое помещение где продавали свечки, одну купил и я. Само здание выполнено в базиликальном плане, то есть с ярко выраженными нефами, коих было три, самый большой из них, как водится центральный. Он был почему-то огорожен, и пришлось пройти в левую часть здания, где в маленьком закутке стояли образа и горели свечи, поставил и я свою, за здравие всех родных, близких, и друзей.
Сама церковь была построена 1633-1642 гг., как храм монахинь-бернардинок. А 1652 году был построен каменный монастырский корпус. В 1741 году в монастыре случился пожар, и здания пришлось реконструировать. А еще через сто с лишним лет, в 1852, монастырь упразднили и перевели в Несвиж, но без хозяев храм не остался, с 1860 года он перешел православным и вскоре был освящен как собор Святого Духа, коим по сию пору и является.
Из артефактов хранящихся в соборе можно выделить чудотворную икону Божьей Матери, с которой связано много не очень правдоподобных легенд, как то, что сей образ был нарисован апостолом Лукой, затем был сделан с нее список и в Киев этот список привез равноапостольный князь Владимир. Пять веков она была в Киеве, но во время нашествия татаров была украдена и брошена в Днепр, а выплыла в Свислочи, где ее по «сиянию необыкновенному» заприметили, выловили, и с тех пор берегут…
Также в соборе хранятся нетленные мощи святой благоверной Софии Слуцкой. О Софии , княгине Слуцкой, много всего написано, скажу только, что происходила она из очень знатного и богатого рода, потомков великого князя Ольгерда (великого князя литовского) , имела множество земель и отличалась большой набожностью. Муж ее, Януш Радзивилл, был из не менее знатного рода. София, пока была жива, много чего полезного делала для православия, а умерла в 26 лет во время родов мертворожденной дочери. С тех пор и почитается, как святая покровительница больных женщин, готовящихся стать матерями. Ходят слухи, что в 1848 году крестный ход с ее нетленными мощами оградил город от эпидемии холеры…
Впрочем, поскольку в центральную часть храма я не попал, то ни иконы, ни мощей не видел. Кстати, что интересно, в советское время, до войны мощи из церкви были изъяты и хранились в анатомическом музее медицинского факультета БГУ…
Покинув собор я посвятил несколько минут фотографированию окружающих видов и самого храма. Затем направился к нашему автобусу, а по пути мельком глянул на костел монахов-бернардинцев, который расположен по соседству с православным собором. Он гораздо меньше по размеру и более скромный по виду. Также построен в XVII веке в стиле барокко с использованием базиликального плана. В монастырские постройки мужского монастыря входили торговые лавки, трапезная, школа, госпиталь.
Реставрирован костел был в 1983 году. Сейчас в историческом здании разместился архив, а в стенах монастыря притаилась прокуратура…
Ну и напоследок немного интересной информации о самих монахах-бернардинцах.
Этот католический орден является ответвлением францисканцев. Носили они темно-серые, иногда коричневые рясы с заплатками, как показатель их нищенства, а опоясывались белым шерстяным шнурком с тремя узелками, которые в совокупности олицетворяли три главных обета: бедности, целомудрия и послушания.
В энциклопедии Брокгауза и Ефрона можно прочитать любопытное описание монахов бернардинцев:
«Бернардинец является одним из самых популярных типов польского монашества, резко отличаясь от прочего черного духовенства. Он набожен и религиозен искренно, без фанатизма, нередко очень образован, хотя нисколько не старается выказывать свою богословскую мудрость, прост, откровения и почти всегда весел, почему и пользуется всеобщею любовью. Для приискания средств своему монастырю разъезжает он в маленькой тележке от поместья к поместью) везде встречая радушный пим, причем делает честь угощению своим громадным, перешедшим в пословицу аппетитом, и сообщив хозяевам все слышанные им по пути новости, развеселив рассказом и остроумным анекдотом, отправляется дальше, получив соответственную средствам хозяина лепту деньгами или натурою. Такие поездки для сбора милостыни в пользу ордена носили название «квесты» (kwesta), а собиратели - «квестарей» (kwestarz) и обеспечивали существование монастыря…»
В следующем моем отчете вас ждет краткий рассказ о других достопримечательностях Минска, таких как Троицкое предместье и остров Мужества и Печали.
Предыдущие части:
Часть III: Минск. Красный костел Часть II: Минск. Площадь Независимости Часть I: Минск. День первый Предисловие: Краткий обзор