Беларусь - 2009. Часть III: Минск. Красный костел.

Sep 03, 2009 19:21


Как я уже говорил, костёл Св. Симона и Св. Елены, пожалуй, самое интересное здание на площади Независимости, и его главная историческая доминанта. И много можно рассказать об истории этого удивительного места...




Згараў цудоўны дзень асенні,
Лісты кружыліся кола,
А я стаяў у захапленні
Каля Чырвонага касцёла.

Шумела плошча неўгамонна,
Нібы не ведала, не знала,
Што дабрадзейная Алёна
Мяне з табой благаслаўляла...

Л. Прончак.

Костел был построен в 1910 году на деньги известного политического и общественного деятеля того времени Эдварда Войниловича. Родился он 13 октября 1847 г. в деревне Слепнянка неподалеку от Минска, в семье зажиточной белорусской шляхты.


Род Войниловичей берет свое начало с 14 века и как писал сам Эдвард: «кость от кости, кровь от крови того народа, который когда-то хоронил своих предков в этих курганах и родную белорусскую землю сохой пашет».

Решение построить в Минске костел пришло в результате большой семейной трагедии в семье. У Эдварда и его жены Олимпии было двое детей, Симон и Алена, брат и сестричка. И вот, в двенадцатилетнем возрасте, в 1897 году Симон умирает. Единственный наследник старинного рода… Родители горячо любили своих детей и смерть сына отозвалась нестерпимой болью в их сердцах…

«Божья десница, - писал Эдвард, - зависла надо мной, остался я, как звено, оторванное от цепи, но десница Божья и подняла меня. Господь дал мне силы, и я не упал. Господь сохранил мне мою дочь, достоинства характера и мышления которой были для меня явным знамением Божьего милосердия над моей головой, это не позволяло мне пасть под тяжестью апатии и сомнений»…

Алена была девушкой скромной и набожной. Часто она просила своего отца помогать бедным и страждущим, и Эдвард, конечно, не мог отказать любимой дочери. С самого детства Алена любила рисовать, а свои картины она продавала, чтобы на вырученные деньги помогать нуждающимся.

После смерти брата Алена ушла в себя, стала тихой, задумчивой, часто молилась. И хоть родители не чаяли в ней души потихоньку угасала. И вот, наступило время, когда болезнь победив молодость унесла ее душу в иной мир… Алена лишь одного дня не дожила до своего девятнадцатилетия… Беда случилась в 1903 году.

Ходит легенда, что, когда Алена была уже близка к смерти, ей приснился сон. В нем она увидела Божью Матерь стоявшую возле прекрасного храма. Она спросила Алену, какое у нее самое заветное желание. И сказала ей Алена, что знает о том, что скоро она уйдет к своему брату, и ей страшно, но не потому, что боится умереть, а потому что для родителей горе будет неимоверно велико. «Видишь этот красивый храм - сказала ей Божья Матерь. - Пусть твои родители после твой смерти не пожалеют денег и построят его. И пусть костел будет красным, ибо это цвет радости. А ваши души будут прилетать туда на праздники и родители будут чувствовать рядом с собой трепет ваших крыльев и сердца их покинет боль…».

Все что увидела Алена во сне она перенесла на бумагу и завещала своему отцу построить такой храм…




Конечно это лишь легенда, но, как бы там ни было, Эдвард и Олимпия в память обоих своих детей решили построить костел и выделили на него колоссальные средства. Да и не для кого было больше копить богатства, ни дочери, ни сына…

«Великий, Всесильный и Могучий Господь Бог, сильная Его десница разделяет удары по своему усмотрению, а затем движет человеком, чтобы он терпеливо нес их и не упал, но выдержал до конца, пока не восторжествует справедливость Господня. С когда-то сильного дерева моего рода опадала ветвь за ветвью, пока не остался один я, как ствол, приговоренный к вымиранию, как громом пораженный, которого уже ни одна весна не сможет возродить - ТАК ХОТЕЛ БОГ».




Костел начали возводить в 1905 году в романском стиле. Эдвард напрямую участвовал в проекте и тщательно следил за постройкой. Архитектором был выбран польский мастер Томаш Пояздерский. Как иностранец, он не имел формального права заниматся строительством костела, а потому официально строительство вели Свертицкий и Маркони. Но Пайдзерский не дожил до окончания строительства и костел достраивал архитектор Гай, из Варшавы.




К 1908 году были подготовлены интерьеры, скульптуры, алтарь, и много другое были выполнены варшавским мастером Зигмундом Отто, а оконные витражи были выполнены по эскизам Франциска Бруздовича. К 1909 году костел обзавелся тремя большими колоколами. У каждого колокола было свое имя: «Михаил», «Эдвард» и «Симон». Появился у костела и меднотрубный орган.




Главный вход был украшен барельефами из белого камня с надписью на латыни:

A.M.D.G. Templum hoc piae memoriae liberorum Simeonis MDCCCLXXXV + MDCCCXCVII et Helennae MDCCCLXXXIV + MCMIII c.Olimpia Uzlovska conjuge procreatorum dedikat vevetque Eduardus Wojnillowicz A.D. MCMVII”. /На вялікую хвалу Божую гэтую святыню ў набожную памяць сваіх дзяцей Сымона (1885 - 1897) і Алены (1884 - 1903) збудавалі Алімпія Узлоўская і Эдвард Вайніловіч, бацькі/.

21 ноября 1910 года костел был торжественно освящен. Войнилович так описывал этот момент:

«Мне на всю жизнь запомнились минуты, когда, кроме меня, моей семьи и духовенства, участвующего в торжественном богослужении, в костеле никого еще не было. Под звуки песни «Twoja cześć Chwała, Przedwieczny Panie» распахнулась двустворчатая дверь храма, и толпа людей медленно начала вливаться в костел, повторяя вслед за священниками священные слова молитвы; и я подумал, невозможно, чтобы столько молитв, возносимых к нашему Господу-Заступнику, не были Им услышаны… А теперь я уже и не знаю, пошлет ли нам Господь Бог хотя бы спокойную смерть.»




Но непростая судьба ожидала и Эдварда Войниловича и Красный костел. В 17 году разразилась Октябрьская революция, большевиками грабились и разворовывались зажиточные имения. 19-21 февраля 1918 года волна погромов докатилась и до Савичей, родного имения Эдварда. Семейные портреты и архив, большая библиотека на 5000 томов, мебель, шкафы, редчайшие исторические экспонаты… Ничего не осталось.

А после пресловутого Рижского договора 1921 года Эдвард навсегда покинул родные места и закончил свои дни в небольшом польском городе Быдгощ. Где и умер в 1928 году.


      


Погрому подвергся и Красный костел, так в 1923 году из него было вынесено практически все, иконы, мебель, посуду, даже белье и чернильницы. А в 1932 году храм вообще закрыли. Он был переоборудован под нужды государственного польского театра БССР, затем киностудия. Во время второй мировой войны костел был открыт оккупационными властями, а после войны опять была киностудия. Несколько раз предлагалось снести этот памятник архитектуры, но чудом этого не случилось. В 1969 - 1971 годах костел был переоборудован под Дом Кино, в нем был кинозал, размещалось кафе. И только в 1990 году храм вернулся в лоно римско-католической церкви.




Но, наверное, пока хватит истории. Я хочу рассказать о своих собственных ощущениях. Когда я зашел в костел меня охватило чувство уюта. Мягкий свет, все эти длинные деревянные скамьи, где можно просто посидеть и подумать о вечном, о жизни, и даже просто отдохнуть от суеты… Может многим православным христианам, а я тоже отношу себя к ним, мои слова покажутся немного кощунственными, но именно необходимость постоянно стоять более всего угнетает меня в православных традициях.




И есть такие замечательные слова святителя Филарета: «Лучше сидя думать о Боге, чем стоя о ногах». И присутствуя на трехчасовой службе в православном соборе я, грешным делом, именно о ногах и думаю, украдкой поглядывая на часы… Не знаю, но меня почему-то сильно напрягает стоять на одном месте. А вот ходить я люблю, и могу пройти достаточно много не испытывая никаких проблем.


      


Но увы, сейчас слова святителя, понимают лишь, как слова о телесной немощи, и любые попытки сидеть в православном храме будут встречены непониманием и озлобленностью. Да и скамеечек то кот наплакал. А веры во мне не так много, чтобы подобно схиигумену Иоанну (Алексееву) не обращать на это внимание. А мудрый игумен писал:

«К церковным службам ко всем хожу, но больше все сижу. Иногда делается стыдновато: все стоят, а ты, болван, один сидишь. Хорошенько проверил себя: оказалось, что тщеславие смущает меня... Бог требует внимания. Если внимательно слушать сидя, что читают и поют, Бог принимает твое усердие, а если стоишь без внимания и рассеянно - Бог не услышит. Мы должны делать все ради Бога, а на людей не обращать внимания, ибо сегодня люди хвалят, а завтра свалят.»




Возвращаясь к католической традиции сидеть в храме на скамьях хочу также заметить, что здесь есть еще один положительный момент. Во время службы ты прекрасно видишь происходящее, испытываешь комфорт и единение с другими. А во время наших служб я испытываю чувство нахождения в толпе и вижу, при своем невысоком росте, только спины впередистоящих… Можно возразить, что в храм приходят чтобы быть ближе к Богу, а не действо смотреть, мол это же не театр. Но как можно быть ближе к Богу, если ты стоишь как истукан на одном месте, за частоколом спин… Не знаю…


      


Поразили меня и интерьеры Красного костела, красиво украшенный алтарь, обилие цветов, живописные картины. Обратил я внимание и на стойку с микрофоном, блага цивилизации католики используют куда чаще чем православные. И как раз вспомнил один примечательный момент, однажды я был в польском костеле, в Свята Липках, и увидел там весьма интересный аппарат, в виде стойки со свечками, но вместо свечек были крашенные под них лампочки. И надо было кидать в аппаратик монетку и тогда одна из лампочек загоралась. Конечно, никогда ничто не заменит, настоящих восковых свечей, но согласитесь, все равно весьма любопытное изобретение.




В Красном костеле на стойках горели настоящие живые свечи, прихожан было мало и они тихо сидели погруженные в себя. И опять мне сложно представить подобное в православном храме, где ты постоянно находишься под осуждающим взором храмовых бабушек. Заходишь, покупаешь свечку, осторожно идешь ставить ее перед выбранной иконой, стараясь не слишком сильно смотреть по сторонам, дабы не получить упрек в том, что пришел не в Церковь, а в музей… Немного постояв уходишь… И нет возможности, как в католическом храме, просто прийти, просто сесть, просто думать о вечном… А если еще и слышны чудесные звуки органа…


      


Увы, мы пробыли в костеле совсем немного. Вышли не через парадный вход, а через дверку в боковой стене. Как раз напротив плебании, которая была построена вместе с костелом.




Посмотрели интересный мемориал «Колокол Нагасаки», который был подарен католической епархией означенного города. В основании мемориала заложены капсулы с землей из Иерусалима, пострадавших в ходе ядерной атаки американцев Хиросимы и Нагасаки, и землей из Чернобыля.

А практически перед самым костелом установлена великолепная бронзовая скульптура Архангела Михаила, святого покровителя Беларуси. Символизирующая победу небесного воинства над силами тьмы. Архангел пронзает копьем пасть ощерившегося крылатого змея. Освящена она была 27 сентября 1996 года кардиналом Беларуси Казимиром Свентком.


      


Богослужение в костеле совершают сейчас на белорусском и польском языках. При костеле существует воскресная школа, обширная библиотека имени Адама Мицкевича, благотворительная столовая, два независимых духовно - художественных театра "Ангел" и "Знич", проводятся выставки, спектакли.




И в завершение своего рассказа хочу сказать, что в июне 2006 года останки Эдварда Войниловича были перевезены из польского города Быдгощ и перезахоронены у стен Красного костела, согласно воле завещания основателя храма.

В следующем очерке я расскажу о своем посещении Верхнего города, считающегося историческим центром Минска.

Предыдущие части:

Часть II: Минск. Площадь Независимости

Часть I: Минск. День первый

Предисловие: Краткий обзор

Беларусь, Минск, храмы

Previous post Next post
Up