Прогулки по Вильнюсу. Часть II: Церковь Пресвятой Троицы и история виленских мучеников.

Sep 14, 2013 12:50


Если пройти по улице Aušros Vartų чуть дальше, то можно выйти к празднично украшенной Ратушной площади, с гирляндами огней на фонарных столбах и рождественскими оленями в самом центре. Чистые и гладенькие стены домов, праздно гуляющие с фотоаппаратами туристы. Но мы немного отклонимся от прямого пути и занырнем под барочные ворота бывшего базелианского монастыря, попав на его территорию. Здесь мы попадаем в совсем не парадный, но не менее интересный Вильнюс, где как нигде чувствуется его живая история…




Уже проходя под арками старинных ворот начинаешь ощущать как перед тобой раскрывается история. Мокрая брусчатка под ногами, узкий проход, древние фрески, которые пощадила рука штукатура. Впрочем, когда попадаешь на территорию за воротами понимаешь, что здесь рука штукатура, по сути, пощадила весь комплекс, включая колоритную греко-католическую церковь в честь Пресвятой Троицы. Обшарпанные стены, в темных рыжеватых пятнах, старые деревянные и видавшие виды рамы в проемах окон, запущенные стены монастырских корпусов…

Но есть во всем этом какое-то свое великолепие, своя подлинность. Что-то такое настоящее, что трудно описать словами. Это надо видеть, и это надо чувствовать. Запущенность она тоже бывает разной, одна нам говорит о безалаберности хозяев, а другая словно консервирует историю, переносит нас во времени… И именно так происходит и в этом старинном уголке города Вильнюса.



Храм на территории монастыря не всегда принадлежал греко-католикам. Ансамбль монастыря начал складываться в начале XVI века. В те времена Литвой и Польшей правил король Сигизмунд I, прозванный Старым, так как ко времени его вошествия на престол лет ему исполнилось порядочно. И был у него на службе великий гетман литовский - Константин Острожский, православный по вероисповеданию.

Как раз закончилась знаменитая битва под Оршей (8 сентября 1514 г.), где гетман, во главе польско-литовского войска одержал тактическую победу над русскими войсками, заняв несколько приграничных крепостей и вынудив противника отступить. И вот в честь этой победы Сигизмунд I разрешил строительство в Вильно двух православных церквей, одной из них и была церковь Пресвятой Троицы.

Место было выбрано, что называется, намоленое… И здесь мы остановимся чуть подробнее. Жили-были в XIV веке два брата Кумец и Нежило, обычные литовские язычники. Жили не тужили, состояли на княжеской службе, да молились себе своим языческим богам. Великим князем в то время был многим известный Ольгерд, фигура знаковая в литовской истории. И взял он себе в жены витебскую княжну Марию Ярославну. Мария была православной и Ольгерд также решил принять православие, только мотивы его были исключительно политические. Ольгерд вообще отличался большой религиозной гибкостью…



Вместе с Марией в столицу литовского княжества приехал и ее духовник - Нестор. И вот наслушались его проповедей братья, и решили покреститься в веру христианскую. Отказались от богов предков и приняли новые имена - Антоний и Иоанн. А тут случился у Ольгерда пир, на котором присутствовали и братья Антоний и Иоанн. Братья сидели со всеми, но мяса не ели - пост православный. И может кто-то решил воспользоваться моментом и нашептал чего князю, чтобы поквитаться с ними за что-то, может была другая причина... Но Ольгерда это возмутило, у него пир, а эти двое нос воротят...

Ольгерд приказал дать братьям по куску мяса и приказал съесть. Братья, крепко уверовав в новую религию, отказались. Возмущению великого князя не было придела, братьев схватили и бросили в темницу. Прямого неповиновения к себе Ольгерд допустить не мог. Дальнейшая судьба новоиспеченных христиан оказалась незавидной, от веры своей они не отказались, раскаяния не проявили... Антония повесили 14 апреля, а Иоанна 24-го, спустя несколько дней. И было это в дубовой роще, как раз на том самом месте, где ныне располагается греко-католический храм.



Но история будет неполной не упомяни я про третьего виленского мученика. Был в дружине князя ловчий по имени Круглец, доподлинно неизвестно был ли он братом тем товарищам, о которых я рассказал раньше, но в родстве состоял. И также как они попал под чары Нестора и перешел в православие, получив имя Евстафий. Одни говорят, что он также на пиру отказался от мяса, другие, что он объявил себя христианином во время княжеской охоты.

Но Евстафию досталось больше чем другим. Его зверски пытали, сняли кожу с головы, отрезали нос, перебили кости ног и рук… потом повесили - 13 декабря 1347 года. Очень темная история. И убили его, вроде как не в той же дубовой роще, в которой были повешены Иоанн и Антоний, а где-то за три дня пути от Вильно. Уже после его тело было привезено в столицу христианами, среди которых, говорят, были и сыновья Ольгерда. Затем его погребли вместе с братьями.

Как бы там ни было, но мученическая смерть оказала большое воздействие на умы прочих людей того времени. И вскоре братьев стали почитать, как святых. Более того, частицу их мощей, по велению константинопольского патриарха, перевезли в собор Святой Софии. Тот самый. И было это, приблизительно, в 1374 году.



И с тех пор мощи убиенных никак не могли обрести покой. они перемещались из храма в храм, были в Никольской церкви, в храме Пресвятой Троицы (о котором и идет речь в данном очерке), в церкви Святого-Духа, где их прятали в пещере под главным алтарем. В 1826 году, при Николае I была созвана комиссия, которая признала подлинность святых мощей. А в 1915, из-за угрозы со стороны немецких войск мощи перевезли в Донской монастырь, в Москву. Где, уже при советской власти, в 1920 году, они участвовали в другом процессе. Дело «виленских угодников» слушалось в 1-м московском городском суде, который постановил передать «мумифицированные трупы» в московский музей атеистической пропаганды.

Лишь в 1946 году, по ходатайству патриарха Алексия I, мощи возвратили православным. И 26 июля они были доставлены в Вильнюс, где с тех пор и находятся. Сначала они были в пещерном храме при церкви Святого Духа, затем в ней самой. На фасаде же греко-католической церкви Пресвятой Троицы, сбоку от центрального входа, можно увидеть остатки старых фресок с изображением мучеников. Есть и памятная доска.



Так что место, как я уже сказал, намоленое... Говорят, что чуть ли не сам Ольгерд, предложил построить в дубовой роще христианскую церковь. Так как здесь, в память об убитых стали собираться христиане. И первую, тогда еще деревянную церковь во имя Пресвятой Троицы, возвели еще при его жизни. Конечно, ко времени Сигизмунда I и Константина Острожского она давно пришла в упадок, и в 1514 году здесь возвели новую каменную церковь в готическом стиле.

Некоторое время монастырский корпус принадлежал православным. При нем была открыта типография, а также духовное училище. Но в 1596 году была принята Брестская уния, по которой многие церкви и монастыри, сохраняя византийские обряды, переходили в подчинение Рима, принимая его верховенство и догматику. Так случилось и с церковью Пресвятой Троицы. В 1608 году, по приказу короля Сигизмунда III, монастырь отдали униатам, известным ныне как греко-католики.



Примерно с этого времени начались активные работы по перестройке храма. В середине XVII века к нему были пристроены две часовни, к северному фасаду - часовню Святого Лука, к южному - Воздвижения Святого Креста. Внутри церкви был установлен съемный иконостас Но более всего видоизменил храм виленский архитектор Иоганн Кристоф Глаубиц. После реставрации 1761 года, по его проекту, храм практически полностью утратил готические черты и приобрел барочные, по моде того времени.

В 1919 году, после Первой Мировой войны, храм передали католикам, а с 1927 года он перешел в собственность советского государства. Здесь был музей, потом, в 1943-м - немецкий госпиталь. Затем в корпусах размещались всяческие научные учреждения, политехнический институт, инженерно-строительный институт… И так вплоть до 1991 года, когда храм вновь передали греко-католической общине. Но что самое интересное - украинской.



После принятия Брестской унии численность униатов в Великом Княжестве Литовском достигала 39 %, а на территории, которую занимает современная Беларусь и все 80%... Но сейчас во всей Беларуси едва ли найдется и десять тысяч верующих восточнокатолического обряда. А вот в украинской греко-католической церкви дела обстоят совсем по-другому, их более четырех миллионов. Потому им и передали церковь в Вильнюсе. Они потихоньку и восстанавливают изрядно потрепанный за последние годы храм. Службы ведутся, естественно, на украинском языке.

Через центральный вход мы вошли в притвор храма. К сожалению, дальше наш путь преградила решетка. Скорее всего, ее открывают только на время служб. Но и сквозь нее удалось посмотреть на внутреннее убранство. Видно, что на масштабную реконструкцию у греко-католиков пока не хватает средств, но, тем не менее, внутри все аккуратненько, стены частично выкрашены в белый цвет, установлен небольшой иконостас и небольшие кресла перед алтарем, на манер скамеек в католическом храме.



Но надо было двигаться дальше и мы снова вышли в монастырский дворик, полюбовались на четырехугольную колокольню слева от церкви и старыми стенами монастырской бурсы, в которой проделан арочный проход, через который мы и вышли в зимний Вильнюс, вновь оказавшись в современности, хотя и в современности старого города.

Снова мы видим милые и уютные домики Вильнюса, окрашенные в различные цвета, снова нас встречают гирлянды огней, в виде рождественских елочек, небольшие кафешки и лавочки с сувенирной продукцией. День еще только начинается и впереди нас ждет еще много интересного.



Предыдущие отчеты по теме:

Тракай. Часть I: Из глубины веков до наших дней.
Тракай. Часть II: Музей сакрального искусства.
Тракай. Часть III: Замок на острове
Прогулки по Вильнюсу. Часть I: Острая Брама и костёл святой Терезы.

Литва, Вильнюс, храмы

Previous post Next post
Up