В минувшие выходные было принято решение не сидеть дома, а выехать куда-нибудь на небольшую прогулку. Погода была серой, с примесью легкой мороси, но не сидеть же дома… Оригинальничать не стали и сели на автобус в мой любимый приморский городок - Кранц. Я уже неоднакратно писал об этом замечательном городе, о его богатой истории и умении быть всегда разным, так что в каждое посещение можно найти что-нибудь новое и интересное, или даже просто вдохнуть в себя его неповторимую атмосферу.
Приехав на станцию, мы направились, по уже сложившейся традиции, в местную пирожковую, где запаслись кое-ками припасами. Полюбовались стоявшей на путях электричкой. С детства меня притягивают эти большие железные машины, да и путешествие на поездах мне всегда в радость. Даже если это пригородная электричка. Только жаль, что в последнее время в Кранц гораздо легче добраться на автобусе. Рейсы электропоездов сократили практически до нельзя.
Затем мы пробежались по сувенирным магазинчикам, благо здесь, в отличии от соседнего Раушена, все не заставлено дешевыми янтарными поделками. Да и рыночек здесь выглядит более по-семейному. Бабушки с ведерками квашенной капусты, маринованными помидорами и закатанными в баночки различной величины огурчиками…
И уже в самом начале нашей прогулки мы начали встречать представителей четвероногой фауны. Таких как, например, эта собачка с грустными глазами, которая лакала водичку из лужи.
Но что интересно, на означенной собачке имелся ошейник, что говорит о том, что хозяин у нее все-таки имеется, хотя видимо большую часть времени она предоставлена самой себе.
Ну и, конечно, куда же без кошечек. Милое коричнево-черное существо ждало нас там же возле рынка.
Уделив живности положенное время мы углубились в город, где постепенно стали погружаться в атмосферу немецкой старины с привкусом некоторой забытости и заброшенности, что, наверное, даже добавляет городу некоторый колорит.
При этом как таковых, реально заброшенных домиков в Кранце практически нет, все обжито, везде живут люди. Только вот денег на реконструкцию, или даже просто привидение домиков в божеский вид нет, по-видимости, ни у них, ни у муниципалитета.
Но даже такие, пусть ветхие и отсыревшие, с отваливающейся штукатуркой, они мне все равно кажутся уютными и притягательными…
Промежуточной целью прогулки мы наметили себе водонапорную башню, один из главных символов города. Я хотел устроить ей небольшой фотосет. Но башня оказалась на реконструкции, что, конечно явление положительное, была вся в лесах, и потому делать фото я пока не стал, оставив красавицу до следующего раза.
Ведь и кроме нее вокруг очень много красивого и интересного, чем можно неотрывно любоваться, и что можно показать. Даже в серую ноябрьскую погоду, когда до зимы остаются считанные дни.
От башни мы стали потихоньку сворачивать в сторону моря, уже начинало вечереть и хотелось застать частичку осеннего заката. Но заброшенность старины не хотела нас отпускать. На улице Октябрьской обнаружился симпатичный домик с заброшенной парадной, или вернее даже с двумя. Двери уже не открывались, по-видимому, много лет, ступеньки заросли мхом, а время когда они радосные, светлые и чистые, встречали своих жителей и гостей ушло в прошлое, то прошлое, которое наврятли сохранилось даже у кого-то в памяти… Хотя... Кто знает…
В самом домике, конечно, живут, и даже некоторые окна сменили на пластиковые евро, только вот вход используется нынче другой, и может в этом еть даже некоторое проявление нашей ментальности… Сколько раз я замечал подобное, парадный вход стоит заброшенный, на дверях печать прошедших лет, замки уже вросли в дерево, а люди входят со двора… как будто хотят отгородится, закрыться от внешнего мира… Словно ожидая от него только зла…
У этой старой парадной, мы, конечно, задержались. Место очень сильное, здесь ты поневоле начинаешь думать о времени, о его вечности и о его скоротечности.
Если пройти по улице чуть дальше, то можно обнаружить кустики калины. Листья уже давно опали, веточки совершенно голые, но ягоды все еще краснеют, упорно держась на деревце.
В этот вечер калина была удостоена широкого внимания, помимо нас, ягодные капельки пыталась запечатлеть также одна молодая пара, оснащенная маленьким фотоаппаратиком.
С Октябрьской улицы мы свернули на Московскую, бывшую Кирхенштрассе. Ранее там красовалась лютеранская кирха святого Адальберта, построенная в 1896 году по проекту архитектора Лаунира. Собственно красуется она и сейчас, но уже под именем православного Свято-Преображенского собора.
Я очень давно не был внутри здания, и в этот раз решил восполнить этот пробел, помимо прочего хотелось оценить архитектуру и изнутри.
Зашли. Людей практически не было, лишь одна прихожанка и немолодая женщина в киоске с церковной утварью. Женщина оказалась общительной и говорливой. Я купил свечку и поставил ее за здравие своих родных и близких.
Храм внутри оказался довольно своеобразным. Потолок был сложен из деревянных брусьев покрашенных в коричневый цвет, никаких росписей присущих обычным христианским храмам. Деревянным оказался и иконостас, тоже окрашенный в темные тона, без излишней позолоты.
К сожалению в православных храмах сложно как следует уделить внимание интерьеру и убранству, так как слишком велик риск нарваться на какую-нибудь озлобленную бабульку, поэтому приходится осматривать и наблюдать словно бы изподтишка.
Когда мы уходили женщина в киоске пожелала нам здоровья, поблагодарила за то, что мы посетили храм и пригласила зайти назавтра. Уже на улице моя спутница спросила меня, как я считаю, была ли эта женщина искренна в своих пожеланиях, или это была лишь завуалированная ирония? Не знаю… Я не заметил в ее словах неискренности…
Но мою спутницу вполне можно понять. Многое складывается так, что к православию становится сложно испытывать доверие. Это уже и перманентно встречающиеся в церквах озлобленные бабульки, пытающиеся выплескнуть накопившееся в них зло на тех, кто вольно или невольно оказался на их пути. Это и закрытость православия от внешнего мира, попытки абстрагироваться от всего, что не исходит изнутри самой православной общности. Так, например, в отличии от католичества, в православных храмах очень сложно получить добро на фотосъемку. Понятно, что храм это культовое учреждение, не музей. Но иногда боязнь и неприятие фотокамер достигает невиданных высот.
В то же время, как в католических костелах, более открыты к людям, и зачастую ксендз может сам рассказать о храме, его истории, и даже, если у него есть время, провести небольшую экскурсию. Для православия это большая редкость.
И, конечно, очень настораживают последние события, которые происходят у нас в области. Не хотелось задевать эту тему, но и не могу промолчать. Как известно, в свете предстоящего принятия закона о передачи бывших культовых объектов в руки их прежних владельцев, РПЦ стремится получить назад, те объекты, которые были у нее отобраны… И все бы хорошо. Но! В Калининградской области РПЦ претендует на большее… на кирхи и соборы, которые никогда ей не принадлежали. Более того, на тевтонские замки. И, собственно, те объекты, которые РПЦ хотела получить ей уже переданы.
И ведь что интересно, РПЦ претендует не на все кирхи и соборы, не на все замки… а лишь, в основной массе, на те, которые уже были отреставрированы за счет города и области, где уже давно налажена культурная жизнь, где располагаются общественные организации, на те объекты, которые были восстановлены чужими руками и из которых можно сейчас или в последствии извлекать прибыль… Кафедральный Собор на острове Кнайпхоф, символ и главное украшение Калининграда, церковь Королевы Луизы, где уже давно располагается кукольный театр, кирха Святого Семейства, где функционирует городская филармония, и постоянно проводятся концерты и выступления, где, уже после войны был установлен шикарный орган… И все это далеко не полный список…
Впрочем, как оказалось, католическая церковь, тоже не отказалась бы от куска сладкого пирога, испеченного чужими руками. Так она тоже недавно предъявила свои претензии на здание филармонии. Хотя, конечно, на мой взгляд прав у нее все-таки несколько больше, чем у РПЦ…
Но почему же никто не желает заполучить в свои руки те кирхи, которые во множестве разбросаны по территории нашей области, и которые требуют заботы, ухода, реставрации. Котырые медленно гибнут и умирают, разбираются на кирпичи. Да, наврятли в ближайшем будущем на них можно сделать деньги, скорее это они потребуют материального вложения и, очень серьезного… Но может быть, восстановление, и дарование новой жизни таким кирхам, было бы более богоугодное дело…
Так, вот, например есть в поселке Тарау (Владимирово) очень красивая кирха, расположенная на холме, но, к сожалению забытая, заброшенная, и закалоченная… И никто о ней, бедняжке, не вспоминает… А ведь в этой самой кирхе венчалась та самая знаменитая Анхен из Тарау, про венчание которой писал стихи известный поэт Симон Дах. Многие знают эти стихи, многие слышали про Анхен, многие видели памятник в Клайпеде, который поставлен этой простой прусской девушке. Но вот кирха, в которой она венчалась, пуста и забыта…
Но вернемся в Кранц, на улицу Московскую, в сырую и серую осень… А то ведь, как говорится, Остапа понесло…
Уже начинало темнеть, а мы все еще не выбрались к морю. Что, кстати, говоря тоже не очень простое дело. Ведь уже довольно продолжительное время продолжается реконструкция променада. Об этом явлении, о о том, что я по этому поводу думаю я уже писал в отчете под названием "
Море на ремонте...". С тех пор мало, что изменилось. Также продолжается разрушение старого променада и установка вместо него нового… чем-то напоминающего вокзальный зал ожидания… холодные металлические перила, холодные металлические скамейки… Хотя, я уверен, что кому-то эти перемены по душе… И я не против перемен, но можно было бы все сделать и несколько иначе.
Впрочем реконструкция все еще продолжается, можно сказать летит со скоростью трехсотлетней черепахи… И к морю нам пришлось выбираться через городской парк, по размокшим от сырости дорожкам.
И вот оно, долгожданное, и неизменно прекрасное Балтийское море, зеленовато-зеленое в вечерних лучах ноября.
По пляжу неспешно гуляют люди, кто-то фотографируется, кто-то стоит с удочками, вглядываясь вдаль и имитируя рыбную ловлю…
С пляжа мы выбрались на променад, на ту его часть, которая была модифицирована в самую первую очередь, еще до глобальной реконструкции. Немножко прогулялись, и полюбовались морским пейзажем.
Кстати, в этой части променада, расположен довольно интересный ресторанчик. И интересен он прежде всего именно своим расположением. Его окна выходят прямо на променад и море… И так приятно бывает иногда отдохнуть за бокальчиком горячего глинтвейна наблюдая легкое волнение Балтики, и особенно в дождливую пасмурную погоду… благодать…
Окончательно стемнело, так же через парк мы выбрались обратно в город, прошли мимо отеля Самбия, пожалуй одного из самых презентабельных отелей Кранца, и через Курортный проспект вышли на станцию, по пути встретив симпатичного кота, отдыхавшего на подоконнике. Погладить не решились, а вот фото на память сделали.
Но уезжать еще не хотелось, а потому мы еще немного погуляли, снова вышли к морю, побеседовали о жизни, религии, архитектуре… Ведь море располагает к душевным беседам. Но Луна своим светом напоминала нам о том, что пора домой, и в итоге, мы, конечно, прислушались к этим напоминаниям.
Некоторые отчеты по теме:
Кранц. Город уютных дождей... Кранц. Прибалтийская зима... Кранц. Море на ремонте... Кранц. Прибалтийская осень...