Краковские трамваи имеют давнюю историю, которой, шутка ли, насчитывается более 100 лет. В 1882 году по городу начали бегать трамваи на конной тяге, а в 1901 очередь дошла и до электрических. С тех пор трамвайная сеть неизменно расширялась. И по сей день именно этот вид городского транспорта в Кракове наиболее развит. В городе действует 24 основных маршрута, а сеть насчитывает порядка 90 километров путей. Так что южная столица притягивает к себе не только любителей старинной архитектуры или польской кухни, но и любителей рельсового транспорта. И тут действительно есть на что посмотреть.
Первые электрические трамваи появились в Кракове в 1901 году. Это были 17 новеньких вагонов польского производства из города Санок. Торжественное открытие состоялось 16 марта при участии мэра города и лично им приглашенных гостей. И уже на следующий день в 11 утра новые трамваи вышли на свои маршруты. Что касается вагонов, которые остались от конки, то их модифицировали и использовали в качестве прицепных.
02. Трамвай Konstal 105Na, выпускался в 1979-1992 годах польским предприятием Консталь в Хожуве.
03.
Но, как это часто бывает, не все могли сразу привыкнуть к новому. Более того, хватало и негативных отзывов. Местная пресса писала что: "Город должен поторопиться и построить новый госпиталь, а также больницу для умалишенных. Госпиталь для пострадавших и пораненных через трамвай, больницу же для жителей улиц, где он ходит и для тех, кто на нем ездит, так как, они, вне всякого сомнения, от трамвайного звона с ума тронуться должны". Многих пугала гораздо более высокая скорость электрического трамвая. Эх, это они современных трамваев не видели!
04.
05. Первый вагончик - трамвай Konstal N, выпущен в 1954 году на предприятии Консталь в Хожове (Польша).
Но исторические трамвайчики ходят в Кракове и по сию пору. Для них даже, с 2007 года, выделен отдельный маршрут под номером "0" - Краковская музейная линия. Маршрут проходит через Средместье, Казимеж, Подгуже и выходит к Музею городской инженерии, где часть экспозиции, в частности, посвящена развитию городского трамвайного транспорта. На линии бегают старые немецкие и польские трамвайчики, в том числе произведенные в городе Санок, откуда пришла самая первая партия.
06.
07. Второй вагончик это прицепной вагон Sanok PN2 1939 года выпуска. Польское производство.
Первоначально места в трамвае делились на два класса. Шесть сидений в первом, обитых красным плюшем, и восемь простых деревянных лавочек во втором. Цена первого класса 16 австрийских геллеров, второго - 10 геллеров. Сейчас разделения на классы отсутствует, но исторические деревянные сидения в вагончиках сохранились. Тек что есть возможность приобщиться к истории и почувствовать себя горожанином Кракова времен начала прошлого века.
Трамвай Sanok SN1 в Кракове, 1914 год. Фото Wikipedia.org
08. Konstal N + Sanok PN2.
09. SGP/Lohner E1 - трамвай австрийского производства, выпускался в 1969-1976 годах.
10. Bombardier NGT6 - трамвай канадского производства. Производился в 1997-2006 году специально для польского рынка.
Сейчас краковский трамвайный парк насчитывает порядка 400 вагонов, которые обслуживаются тремя депо. В подвижном составе трамваи польского, немецкого, австрийского и канадского производства. Каждый имеет возможность выбрать себе трамвайчик по вкусу, от самых стареньких, до самых современных.
11. MAN N8S-NF - немецкий трамвай 1976-1977 годов.
12.
13. Канадский Bombardier NGT8, трамваи этой серии были закуплены в 2012-2013 годах.
14.
15. Bombardier NGT6
16. Bombardier Flexity Classic
17.
18. Bombardier NGT8
19.Bombardier NGT6
20. Bombardier Flexity Classic