Каппадокия широко известна, как земля которая сильно повлияла на историю и развитие христианства. Более полусотни святителей, мучеников, праведников происходят отсюда. Среди них Григорий Богослов и Василий Великий. Считается, что христиане появились в Каппадокии еще в середине I века. Свойства местного вулканического туфа позволяли им строить множество пещерных церквей, их здесь более тысячи, а также использовать целые подземные города, вырубленные в этом природном материале еще задолго до их прихода.
В прошлом посте я как раз рассказывал о
самом известном из таких городов. Гораздо поздней, в тот небольшой период когда христианам не приходилось постоянно скрываться от гонителей, были построены и храмы более привычные современному глазу, го не менее интересные. Один из таких храмов сохранился в городе Деринкую. Правда в связи с нехваткой времени мы вынуждены были ограничиться лишь беглым осмотром.
Храм был построен в 1858 году по просьбе христиан Малакопии (прежнее название города Деринкую) и с разрешения османского султана Абдул-Меджид I. Надо сказать, что довольно прогрессивный был султан, при нем в стране появилась железная дорога и телеграф, обновилось законодательство (за основу был взят кодекс Наполеона), в 1856 году был издан известный декрет Хатт-и Хумайюн гарантирующий равенство во всех сферах (образование, правосудие) для всех подданных Османской империи вне зависимости от их вероисповедания.
02.
Деньги на постройку храма были потрачены немалые, порядка 15 000 османских золотых фунтов, часть этих средств была взята из пожертвований. Архитектором выступил Пападопулос Понтийский. Строительство велось из местного камня и мрамора, сохранившегося из остатков разрушенной церкви, что стояла на этом месте до того. Новый храм строился как трехнефная базилика с использованием некоторых элементов характерных для сельджукской архитектуры.
В XX веке, после вынужденного ухода христиан, церковь использовалась некоторое время в качестве мечети, потом как промышленный цех маслодавильни, как склад. А затем и вовсе пришла в запустение. Закрыта на замок она и сейчас.
На сайте отдела внешних церковных связей РПЦ церковь называется храмом святых великомучеников Феодора Тирона и Феодора Стратилата. Следует, наверное, сказать пару слов и об этих святых IV века. Если очень кратко, то получили свою известность они вследствие отказа отойти от веры своей во Христа, их пытали всеми возможными способами и в конце концов убили, но поколебать их веры так и не смогли. А вот если взглянуть на святых великомучеников чуть подробнее, то открываются интересные детали...
03.
Феодора Тирона, будучи воином римского полка, обвинялся своим начальством не только в отказе приносить жертвоприношения языческим богам, но и в сожжении храма богини Кибелы. Конечно, сейчас мы не знаем, справедливо ли было это обвинение, но если да... Интересно, как бы отнеслись современные христиане, если бы представитель другой конфессии сжег их храм? Впрочем времена тогда были жестокие, и все стороны были хороши...
С Феодором Стратилатом еще интереснее. Рассказывается, что он также был римским воином и после победы над неким змеем, терроризирующим округу, стал знаменит и назначен стратилатом (военачальником) в городе Гераклее. После чего активно стал распространять христианство на вверенной ему территории. Об этом дошли слухи до императора Ликиния и он прислал в город несколько своих сановников, чтобы разъяснить вопрос. В ответ будущий святой великомученик притворился, что де никакого такого Христа он вовсе и не исповедует, знать его не знает и поклоняется только истинным богам, а проблема с христианами есть и надо ее решать. После чего состряпал письмо императору.
04.
Выдержка из перевода "Жития святых" по Дмитрию Ростовскому. Письмо Феодора к императору Ликинию:
"…многие, оставив отечественных богов, поклоняются Христу, и почти весь город, отвратившись от богов, славит Христа, и грозит опасность, что Гераклея отступит от твоего царства…
…посему, потрудись, царь, и приди сюда сам, взяв с собою изваяния более славных богов, - сделай это по двум причинам:
чтобы усмирить мятежный народ;
чтобы восстановить древнее благочестие;
ибо когда ты сам с нами пред всем народом принесешь им жертвы, то народ, увидев нас поклоняющимися великим богам, станет подражать нам и утвердится в отечественной вере..."
Т.е. здесь ему ничего не помешало прямо отступиться от веры во Христа. Но оно и понятно, благие цели превыше всего. В итоге император на все это купился, приехал в город и привез с собой большое количество изваяний эллинских богов отлитых в золоте и серебре. На хранение все это отдали Феодору, тем более, что тот говорил, что ему необходимо сначала лично помолиться этим богам и совершить жертвоприношение. На деле же он все эти изваяния попилил (уж не знаю как) и раздал христианам. Кому голову языческого бога, кому ногу... Когда все это обнаружилось император был, мягко сказать, в шоке. Ну и последствия поступка были вполне ожидаемы для того времени.
Феодора пытали, терзали, морили голодом, жгли, потом ослепили и в конце концов распяли. Далее житие повествует о том, что к распятому Феодору явился ангел и полностью его исцелил. Невредимый Феодор тут же занялся насущными вопросами, совершил несколько чудес в свою очередь, отдал распоряжения по своему будущему погребению и отправился добровольно на казнь. 8 февраля 319 года он был зарублен мечом.
Такие вот жизнеописания. Остается только добавить, что оба святых почитаются как в православной, так и в католической церквях.
05. Побывать внутри нам не удалось, так что фотография не моя. Взята
отсюда.
Я уже написал, что сейчас церковь закрыта и находится в запустении. Но это не совсем так. Пару раз в год в ней все же проводятся различные христианские мероприятия и службы, в том числе с участием самых высших церковных иерархов.
Так, например, по сообщению
сайта отдела внешних церковных связей РПЦ, "27 июня 2010 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион сослужил Святейшему Патриарху Константинопольскому Варфоломею, Блаженнейшему Папе и Патриарху Александрийскому и всей Африки Феодору и Блаженнейшему Архиепископу Афинскому и всей Эллады Иерониму Божественную литургию, которая была совершена в храме святых великомучеников Феодора Тирона и Феодора Стратилата в Малакопи (Дерин-Кую) в Каппадокии."
06. Фото с сайта отдела внешних церковных связей РПЦ.
И на самом деле очень хорошо, что церковь не забывается и хоть и не постоянно, но используется по своему прямому назначению. Храм очень красивый и интересный в архитектурном плане и хоть навряд ли на это можно рассчитывать в ближайшей перспективе, но я надеюсь, что в конце концов он будет полностью восстановлен. По крайней мере я искренне ему этого желаю.
07. Видео интерьера храма.
Click to view
08. Декоративное оформление.
09. Напоследок несколько фотографий соседнего города Невшехир.
10. Невшехир важный транспортный узел Каппадокии.
11. Сельджукская крепость (XII век) в Невшехире.