Из тетрадей Пруста

Oct 16, 2012 11:06




Возможно, что это довольно глупо- выискивать такие вещи в великом романе, и я сейчас подражаю персонажам Малахова, которые вытаскивают на свет божий грязное белье известных людей... Но мне кажется, что в данном случае важно и вряд ли эти грязные подробности кому-то навредят: все действующих персонажи и герои, реальные и вымышленные (прототипы), - они все умерли. Давно.
Впервые я задумался над этой темой, когда у Пруста появилось описание Сен-Лу. Там все настолько очевидно, что даже пояснений не требуется. Молодой маркиз де Сен-Лу приезжает в Бальбек, где отдыхает его тетка, и там знакомится с Марселем. Это "Девушки в цвету". Та дружба, читая любовь, платоническая и патологическая, которая связала молодых людей... она не просто так. В "Германтах" впервые упоминается, что  де Сен-Лу наследует "пристрастия" своего дяди де Шарлю, еще раз как бы говоря о том, о чем читатели догадались, то есть это даже не как это принято сейчас называть спойлер, а констатация фактов, потом это станет сюжетом "Содома и Гоморры".

Но гомосексуальность или скорее бисексуальность некоторых персонажей, которые описаны у Пруста вкупе с гомосексуальностью самого Пруста, выдают глубокую личную драму этого человека. Повторюсь, впервые я начал это понимать, читая роман. После Моруа, в книге которого опубликованы некоторые фрагменты тетрадей (черновики) Пруста, это открылось мне в полной мере. Поскольку тетради вряд ли предполагалось когда-либо к публикации, им стоит верить. А также зная биографию самого Пруста.
Мне видится глубоко несчастный человек, который прекрасный знает о своем "пороке", это его собственный термин; его чувственная натура тем не менее имеет постоянную потребность в любви, он ищет ее, зависит от нее, узурпирует её (и это он тоже пишет в романе, черпая вдохновения в реальных событиях), и эта бездонная потребность, отличающая всех или многих homo заставляет Пруста искать связей с мужчинами, но поскольку обществом эти связи порицаются,- они тайные, глубоко ущербные, а потому в конечном счете не приносящие счастья. Отсюда уверенность Пруста, что любовь в принципе несчастливая вещь. То есть, он выводит правило во главе угла оказывается ошибка в силлогизме. Пруст знает лишь одну половину равенства, но распространяет его  на вторую половину, о которой ничего практически не знает. Время, конечно, показало, что он ошибался, что, впрочем, не делает его выводы или наблюдения ошибочными. Сегодня,  после сексуальной революции, после того, как права человека, возникшие за сто лет до Пруста- стали распространяться не только на белых гетеросексуальных англосаксов, но и на женщин, черных, евреев, гомосексуалистов, арабов, мусульман и т.п.,- все изменилось, и любовь, возможно, может быть счастливой, вне зависимости от того, между кем это чувство возникает. С одной стороны. С другой стороны, нельзя не согласиться с выводом самого Моруа, который говорит о сюжете "..утраченного времени", что это драма человека, который не желает обманываться, и с тем, что говорит сам Пруст в своих тетрадях: мы влюбляется и любим не людей, а лишь образ, который мы сами создаем и который неизбежно разобьется от несовпадения с действительностью, разбив и наши чувства. Таким образом, Пруст ставит вопрос так, что любовь возможна лишь настолько, насколько сам человек может обманываться, и она может длиться вечно в этом случае или закончиться через секунду, если обман не будет поддержан второй стороной. Любовь- это обман.
Впрочем, я ушел в сторону. Хотел я всего лишь привести цитату, великолепно демонстрирующее то, что сегодня и без нее всем известно. Можно добавить, что "депутату Милонову от Марселя Пруста", но вряд ли первый знает о втором, а если бы знал- удавился бы на подтяжках.

Пруст отлично охарактеризовал часть общества.
"...ибо оно основывается на тождестве вкусов, потребностей, опасностей, ученичества, знания, темных делишек, словаря, и где все члены, даже те, что не желают знаться с другими, тотчас же друг друга распознают по естественным или условным знакам, вольным или невольным, позволяющим нищему угадать одного из им подобных в вельможе, которому он закрывает дверцу кареты; отцу -в женихе его дочери; тому, кто хотел излечиться, исповедоваться, защищаться в суде - в пришедшем к нему враче, священнике, адвокате; все вынуждены хранить свою тайну, но, владея частью тайны тех, кого остальное человечество ни в чем не подозревает, и кому из-за этого самые невероятные приключенческие романы кажутся правдивыми, ибо в этой романической, анахронической жизни посол - приятель каторжника; принц, с некоторой непринужденностью манер, приобретенной благодаря аристократическому воспитанию и недоступной мелкому буржуа, выходя от герцогини, отправляется на свидание с апашем; это отверженная часть людской общности, но часть внушительная; ее подозревают там, где ее нет, но зато там, где о ней и не догадываются, сна у всех на виду, нахальна и безнаказанна; ее приверженцы повсюду - в народе, в армии, в храме, на каторге, на троне; наконец, по меньшей мере, изрядное их число живет в льстивой и опасной близости с людьми другой породы, провоцирует их, заигрывает с ними, говоря о собственном пороке так будто не имеет к нему отношения - игра, которую облегчает ослепление и лицемерие других, игра, которая может длиться годами, вплоть до того дня, когда разразится скандал и этих укротителей растерзают, а пока они вынуждены скрывать свою жизнь, переводить свои взоры с того, чем хотели бы полюбоваться, на то, от чего хотели бы отвернуться; менять род многих прилагательных в своем словаре - легкая общественная повинность в сравнении с той, внутренней, которую их собственный порок, или то, что неточно именуют этим словом, налагает на них - не относительно других, но относительно самих себя, да так, что им он не кажется пороком..."

Posted via LiveJournal app for iPad.

личное мнение, история, читательский дневник, Россия, Франция, государство, via ljapp, литература, личное, гомосексуализм, общество

Previous post Next post
Up