1 февраля 1931 года родился Борис Николаевич Ельцин.
Когда Ельцин умер, я записал
тогда, что не знаю что писать, что нет слов.
И сейчас слов не стало больше. Ельцин был нашим современником, но он уже история, прошло более 10 лет с момента отставки с поста Президента и скоро пять лет со дня его смерти. Так что напишу очень коряво, но как смогу.
Я думаю, что России сильно свезло с ним. Так сложилось, что на этом повороте истории нам всем повезло так, как не везло весь XX век.
Далеко не всегда нужные люди слышат глас истории, когда она призывает их. Ельцин услышал.
Собственно можно много говорить о том, что его время- это время обманутых надежд, и это будет абсолютная правда, настолько, насколько правда вообще может быть абсолютной.
Только ведь обманулись не только мы, но и он сам. Во вчерашнем фильме по России-1 удачно было сказано: "Никто не знал, откуда он знал, ведь он заканчивал те же ВУЗы, жил той же жизнь, что и мы". Легко обвинять его- мол, обещал золотые горы, а оставил пенсию в 10 долларов; говорил про свободу, а свобода обернулась вседозволенностью и распущенностью; рассказывал про равенство возможностей, а в итоге семибанкирщина, черные вторник и МММ. Только ведь забывают при том, что в 91 в стране физически не было еды; советское высшее образование наплодило никчемных инженеров и учителей (за которые так бьются сегодня лбы), которые ничего толкового ни изобрести, ни научить чему-то других не умели; экономика лежала в руинах еще задолго даже до Горбачева; людям говорили про рынок, а они слышали: халява...
В том же фильме была еще одна удачная фраза: "Он дал свободу, а свобода накинулась на него". И это тоже верно.
Можно спорить до хрипоты о его личности, о его влиянии и его деяниях. И правы будут и те, кто ругают его, равно как правыми окажутся и те, кто говорят, что в произошедшем виноваты все, а не только один человек; если тому делегировали определенные полномочия- это вовсе не значит, что ответственность со всех остальных автоматически снимается.
Я, честно говоря, много думал о том времени, поскольку именно на то время пришлись мои первые осознанные- осмысленные воспоминания. Я помню шествие, на которое меня повела бабушка - нескончаемая волна людей с флагами, какими-то плакатами двигалась по улице Тверской до Васильевского спуска, где должен был появиться и сам Ельцин. Помню и сам август 91, как помню октябрь 93. Очень ясно. В 91 я многого не понимал и не боялся, а вот в 93 было уже страшно. Я помню 1996, первые теракты, позорную войну и не менее позорный мир... Я много чего помню. Кризис 1998 года, когда деньги из банка не выдавали, но в довольно дорогом магазине можно было платить этой карточкой ))) Я хорошо помню, как сидел в кафе 31 декабря 1999 года, когда в полдень или около того пошло обращение Ельцина с отставкой. Чуть со стула не упал. И первое чувство- облегчение. Верное чувство. Ельцин с его интуицией понял главное- вовремя уйти это значит остаться в истории человеком, который имеет возможность закрыть за собой дверь самостоятельно.
Я думаю, что его история уже написана, но не оценена. И не нам оценивать ее, потому что его история- наша история, и наша не всмысле Наша История, а всмысле наша- моя, твоя и его.
Я повторюсь. Я думаю, что России сильно свезло с ним.
И еще раз повторюсь из того поста четырехлетней давности.
Я всегда буду ему благодарен, как и миллионы других людей за то, что в августе 1991 года любовь к свободе перестала считаться патологией, как то было предыдущие тысячу лет истории Руси.