Вот вопрос, который разделяет всех людей на две части, так что вы сегодня же, сейчас же после проповеди, а может быть, даже в эту самую минуту, когда произносятся эти слова, сами решите, к какой половине человечества вы принадлежите. Нет, речь идет не о мужчинах и женщинах, о суровой и о прекрасной половине, - речь совсем о другом.
Вот как разделяются люди: на тех, кто просто живет, проживая свой сегодняшний день так, как получится, а иногда даже не зная, чем и как его занять. И на тех, кто хоть иногда задумывается над тем, а что же он оставит в жизни после себя, какой след.
Многие молодые люди ищут смысл жизни, спрашивают, в чем он. Существует множество ответов на этот вопрос, а чаще всего отвечают, что смысл жизни каждый должен найти сам. Звучит красиво, но это неправда. Человек в одиночку не может найти смысл жизни, потому что каждый из нас не первым родился на этот свет, и вопрос, который мучит нас сегодня, мучил людей и тысячу лет назад, и две тысячи лет назад, и десять тысяч лет назад - всегда.
А ответ этот в общем виде и сложен, и прост. Сейчас вы его услышите. Сейчас будет сказано самое важное из всего, что должен знать человек.
Вот этот ответ: внутри человека, внутри меня, внутри тебя, внутри вас смысла жизни нет. Смысл жизни находится вне нас.
Еще раз повторим:
Смысл жизни находится вне человека.
И состоит он, если говорить просто, даже упрощенно, в том, чтобы оставить своей жизнью добрый след.
Когда человек умирает, в церкви поют ему: “Вечная память! Вечная память! Вечная память!”
Почему память, да еще вечная? Кто будет помнить человека, если все знавшие его умрут?
Память - это, если сказать по-другому, след, оставленный в жизни. След, оставленный в житейском море. Это не тот след, который оставляет за собой моторная лодка или большой корабль, это реальный след навсегда. Каждый из нас своим существованием участвует в созидании одной на всех великой жизни человечества. Если строят храм, а ты, проходя мимо, положил в него лишь один кирпич - оставил ли ты след, вечную память о себе? Это не важно, что кирпич положили бы и без тебя; это не важно, что никто не будет знать, какой именно кирпич - твой, что на нем не будет именной надписи; это не важно, что никто не будет знать, положил ты кирпич или равнодушно прошел мимо. Действительно важно лишь одно: что ты его положил. И в этом смысл всей твоей жизни, для этого ты жил и страдал. Для этого кирпича в общий храм.
Все эти мысли навеяны одной пушкинской строкой. Семнадцатилетний (еще раз: семнадцатилетний!) поэт в стихотворении “Элегия” написал:
Покину скоро я друзей,
И жизни горестной моей
Никто следов уж не приметит;
Последний взор моих очей
Луча бессмертия не встретит,
И погасающий светильник юных дней
Ничтожества спокойный мрак осветит.
Вот что страшило: спокойный мрак ничтожества. Жизнь, прошедшая бесследно.
В чем же задача жизни?
Перейти в ту людскую половину, которая не просто живет, а думает о следе своей жизни. Так просто.
Симон Соловейчик “Пушкинские проповеди” (отрывок)