Давно не рассказывала.
Вот что я писала про наше чтение по букварю Резниченко год назад:
"Но с чтением у нас пока особых сдвигов нет, примерно то же, что и полгода назад. Легко читает слоги и двусложные слова, трех-, четырехсложные тяжеловато (пока читает третий и четвертый слог, забывает первые два...). Будем ждать скачка, когда количество перейдёт в качество. :)
Повторяли тему 1-2 (БА-ВА-ГА... и БУ-ВУ-ГУ...) и прошли темы 3-4 (БЫ-ВЫ-ГЫ..., БО-ВО-ГО...)". А
здесь писала, когда мы прочитали первые книжки. Продолжаю с этого места.
Потом были прочитаны эти две книги. Шрифт там крупный, текста мало. Было легко и казалось, что теперь мы можем все. Ну или почти все. :)
Макалистер А., Фьюдж Ч. Вот ты где, Вомбатик! Пер. с англ. А. Глебовской. - СПб.: Азбука-классика, 2007. - 48 с., ил. - (Очень прикольная книга).
Макалистер А., Фьюдж Ч. Что любит Вомбатик. Пер. с англ. А. Глебовской. - СПб.: Азбука-классика, 2007. - 48 с., ил. - (Очень прикольная книга).
И взялись за Кротика. Там уже текста побольше и книжки эти ребёнок любил, но там стало гораздо сложнее. Читали сначала по 100 слов, потом по 200-250... Эти две книжки с трудом одолели в августе и решено было сделать перерыв с Кротиком.
Милер З., Петишка Э. Кротик и автомобильчик. - М.: РОСМЭН, 2009. - 64 с., ил. - (Приключения Кротика).
Милер З., Петишка Э. Кротик и штанишки. - М.: РОСМЭН, 2009. - 64 с., ил. - (Приключения Кротика).
После Кротика, я поняла, что ребенку так читать тяжело и мы читали разные стихи, которые он уже и так хорошо знал. Книжки здесь не привожу, потому что мы их читали не целиком, а отдельные стихотворения (Яснов, Дядина, Матушка Гусыня...). Еще я ему печатала самодельные книжечки, где было пару строчек текста с картинками - с пушкинским Лукоморьем, “Цыпленка” Чуковского, “Сказочные звери” Мавриной, “Щенячьей азбукой” Яснова, “Лесной академией” Михалкова и т.д. Читали отдельные картонки (Токмакова, Мошковская, Сеф, Орлов и др.), но там хоть стихи и давно знакомые, но шрифт не всегда крупный и цветной фон...
Пробовали читать Дональдсон. В частности “Хочу к маме!”, но с шрифтами издательство намудрило. :((( Маму мы с трудом одолели и не без моей помощи, а вот остальные читать не стали, хотя изначально ребенок горел желанием.
Гусев В. Про что внутри - прочти, посмотри. Сама и сам без пап и мам. - СПб.: ДЕТГИЗ, 2010. - 64 с., ил.
Дональдсон Д. Хочу к маме! Перев. с англ. М. Бородицкой. Худож. А Шеффлер. - М.: Машины творения, 2010. - 28 с., ил. - (Машинки творения).
От Дональдсон мы плавно перетекли к Нурдквисту. О, это была целая эпопея! Отдельные книжки про Петсона с Финдумом и Маму Му мы за октябрь-ноябрь прочитали раз по десять... Я не собиралась их давать на самостоятельное чтение. Шрифт там не крупный, фон цветной, текста на странице может быть и много... Но ребенок хотел их читать, вернее, он хотел, чтобы я ему их читала, но я была неприклонна и соглашась читать только если какую-то часть читал он. Сначала это было одно предложение на развороте, потом одно предложение на странице, потом один абзац на странице, потом два-три абзаца на странице, потом одну страницу он, другую - я, потом развороты по очереди, и наконец настал тот день, когда за один раз он мне мол прочитать половину истории, а за весь день, если садились читать дважды, целую!
Висландер Д., Висландер Т. Мама Му на санках. Пер. со шв. Б. Жарова, В. Роньшина. Худож. С. Нордквист. - СПб.: Азбука -классика, 2008. - 56 с., ил. - (Очень прикольная книга).
Висландер Д., Висландер Т. Мама Му на качелях. Пер. со шв. Б. Жарова, В. Роньшина. Худож. С. Нордквист. - СПб.: Азбука -классика, 2006. - 56 с., ил. - (Очень прикольная книга).
Висландер Д., Мама Му, Ворон и Рождество. Пер. со шв. Б. Жарова. Худож. С. Нордквист. - СПб.: Азбука -классика, 2008. - 32 с., ил. - (Очень прикольная книга).
Нурдквист С. Петсон грустит. Пер. со шв. А. Поливановой и В. Петруничевой. Рис. автора. - М.: Открытый мир, 2007. - 24 с., ил. - (Из книг оранжевой коровы).
Нурдквист С. Петсон идёт в поход. Пер. со шв. А. Поливановой. Рис. автора. - М.: Открытый мир, 2006. - 24 с., ил. - (Из книг оранжевой коровы).
Нурдквист С. Рождество в домике Петсона. Пер. со шв. В. Петруничевой. Рис. автора. - М.: Открытый мир, 2007. - 24 с., ил. - (Из книг оранжевой коровы).
Нурдквист С. История о том, как Финдус потерялся, когда был маленький. Пер. со шв. М. Людковской. Рис. автора. - М.: Открытый мир, 2008. - 24 с., ил. - (Из книг оранжевой коровы).
Тут мне опять показалось, море по колено, я ему подсунула Свинку Милу. О, это было большой удачей! Она у мего пошла просто чудесно. Это было первой книгой, которую он сам с удовольствием читал, и первой книгой, которые он читал “с листа”, не услышав ее до этого ни разу. Ее мы читали в декабре. Потом в январе я болела и с ним никто не занимался, поэтому читать он сразу стал хуже и желание пропало. Третью Милу в конце января мы начинали мучительно и читали долго. Казалось, что навык из-за перерыва в занятиях утерян.
ДиКамилло К. Свинка Мила. Весёлые истории. Пер. с англ. О. Варшавер. Худож. К. Ван Дусен. - М.: Махаон, 2010. - 144 с., ил.
ДиКамилло К. Свинка Мила - настоящая принцесса. Пер. с англ. О. Варшавер. Худож. К. Ван Дусен. - М.: Махаон, 2010. - 144 с., ил.
ДиКамилло К. Свинка Мила. Новые приключения. Пер. с англ. О. Варшавер. Худож. К. Ван Дусен. - М.: Махаон, 2011. - 160 с., ил.
После Свинки я решила, что Квак и Жаб у нас должны хорошо пойти дальше. Шрифт крупный, текст на белом фоне, истории не длинные. И поначалу пошло неплохо, за раз ребенок читал по одной истории. Но к четвертой книге, как-то читать Лобела ему расхотелось, но все-таки дочитали.
Лобел А. Пуговица. Пер. с англ. Е. Канищевой. Рисунки автора. - М.: Розовый жираф, 2008. - 64 с., ил.
Лобел А. Воздушный змей. Пер. с англ. Е. Канищевой. Рисунки автора. - М.: Розовый жираф, 2008. - 64 с., ил.
Лобел А. Квак и Жаб снова вместе. Пер. с англ. Е. Канищевой. Рисунки автора. - М.: Розовый жираф, 2009. - 64 с., ил.
Лобел А. Квак и Жаб круглый год. Пер. с англ. Е. Канищевой. Рисунки автора. - М.: Розовый жираф, 2011. - 64 с., ил.
Муми-троллей читали долго, одну историю разбивали на 2-3 части. Не скажу, что ребенок прыгал от восторга, но и не плевался. Ведь любимые книжки. На муми-троллях мы так расчитались, что он уже читал с такой скоростью, что все предлоги и окончания начал проглатывать. Поэтому я его часто тормозила, а он очень злился. В общем, над техникой нам еще работать и работать.
Алан К., Мякеля Т. Муми-тролли и незабываемый полёт. Пер. с фин. А. Сидоровой. - СПб.: Азбука-классика, 2010. - 128 с., ил. - (Новые истории муми-троллей).
Багге Т., Мякеля Т. Муми-тролли и сокровища Долины. Пер. с фин. А. Сидоровой. - СПб.: Азбука-классика, 2010. - 128 с., ил. - (Новые истории муми-троллей).
Сааринен Т., Мякеля Т., Мьод Ф. Муми-тролли и чудеса в Долине. Пер. с фин. А. Сидоровой. - СПб.: Азбука-классика, 2009. - 128 с., ил. - (Новые истории муми-троллей).
Про Мадлен я уже
писала. Ее он решил почитать папе и сестрице... И вообще все три книжки прочитал за вечер.
Бемельманс Л. Мадлен. Пер. с англ. М. Бородицкой. Рисунки автора. - М.: Розовый жираф, 2008. - 48 с., ил.
Бемельманс Л. Мадлен и собака. Пер. с англ. М. Бородицкой. Рисунки автора. - М.: Розовый жираф, 2011. - 56 с., ил.
Бемельманс Л. Мадлен в Лондоне. Пер. с англ. М. Бородицкой. Рисунки автора. - М.: Розовый жираф, 2008. - 56 с., ил.
Та же самая участь постигла и Волчонка.
Маттер Ф. Волчонок встречает Новый год. Перев. с франц. М. Яснова. - М.: Рипол классик, 2010. - 24 с., ил. - (Приключения Волчонка).
Маттер Ф. Волчонок и динозавры. Перев. с франц. М. Яснова. - М.: Рипол классик, 2010. - 24 с., ил. - (Приключения Волчонка).
Эту толстую книжку мы читали два дня. Текста там, правда, мало, но зато страниц много. :) Ребенок жутко горд собой!
Мы разные, но мы дружим! - М.: Рудомино, 2003. - 255 с., ил.
Прочитано "Что случилось с крокодилом" М. Москвиной, "Щедрое дерево" Ш. Силверстайна, "Кота с голубыми глазами" Э. Матисена и "Историю Фердинанда" Л. Мунро. В общем, все, кроме "Умеешь ли ты свистесь, Йохонна?" У. Старка, которую нам читать еще рано...
Сейчас он пытается читать про себя. Поэтому мне сложно его контролировать. Читал сам Волчонка, Кротика, пытался Тату и Пату... Кажется, наконец-то процесс пошёл. :) Теперь он сам выбирает книжки и его не надо заставлять, просто берет, приносит и читает мне или самостоятельно, если я занята. Радуется, что за вечер он прочитал ЦЕЛУЮ книжку. :) Правда, выбирает пока только знакомое и тоненькое. Но зато всё сам!
Помимо практики, вернее параллельно, мы еще занимались чтением по разным книжкам. О каких-то я уже писала, поэтому покажу только обложки того, что использовалось, начиная с прошлой осени. Какие-то мы прошли от корки до корки, какие-то выборочно, по каким-то до сих пор рабатаем.
Книга-мечта о слитном чтении, об играх со словами, о коротких рассказах и вообще о стихах и прозе -
http://www.ozon.ru/context/detail/id/5124777/Книга-мечта о чтении вслух и словах-картинках, о вечных сказках, о Машиной каше и рассказах про меня -
http://www.ozon.ru/context/detail/id/4835382/Эдигей. Новое чтение. Часть 1 -
http://www.ozon.ru/context/detail/id/3410138/Мисаренко. Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе. Часть 1 -
http://www.ozon.ru/context/detail/id/122276/Развитие речи + Пальчиковые игры (книга-перевертыш) -
http://www.labirint.ru/books/68933/ - название несколько обманчивое, на самом деле там “Тексты с дырками и хвостами” Сущевской, просто у меня старое издание...
Ну, и еще в игры играли. Какие-то пособия для занятий на нужные нам темы я сама делала и распечатывала, а он резал, читал, склеивал...
В общем, подводя итог могу сказать, что читать мы научились за год регулярных занятий. Рецепт оказался прост: пусть совсем по чуть-чуть, но читать нужно каждый день, а лучше и по нескольку раз. Как мыть руки и есть. :)) Тогда дело обязательно сдвинется с мертвой точки. Как только мой ребенок привык к такому режиму, он стал меньше сопротивляться. Чтение для него стало повседневным ритуалом, а не насилием над личностью. :) Просто цели я старалсь ставить разумные и посильные. Решила, раз ему тяжело прочитать 200 слов, то будем читать 2 раза по 100 или 4 по 50. И вот такими мелкими шажочками оказалось легче и эффективнее.