Рваный монтаж. "Ной"

Apr 03, 2014 14:07

Оригинал взят у kinomehanik_max в Рваный монтаж. "Ной"

Эпиграф.

Ксюха на просмотре "Ноя":
- Папа, а что это за роботы?
Я:
- Это не роботы, это падшие ангелы.
(Через десять минут)
- Папа, а эти роботы им помогут?
- Это не роботы, это падшие ангелы!
(Еще через пятнадцать минут)
- Папа-а, а это - роботы, да?
- Да, Ксюха, да! Это - трансформеры! Вон посредине Оптимус Прайм собственной персоной!



Христиане должны от происходящего на экране тихонько охреневать. И чем дальше по сюжету - тем больше.
Атеисты, скорее всего, чесать репу и гадать, так за кого же режиссер? "За большевиков али за коммунистов"?

А Арронофски ни за тех, ни за других. Он, как и Василий Иванович Чапаев - за Интернационал!
Причем, интернационал эдакого лазарчуковско-олдиевского разлива. Во всяком случае, что касается последней трети фильма - так точно.
Но - обо всем по порядку.

Рассказать библейскую историю так, чтобы зритель не заскучал, - это одно.
Рассказать её так, чтобы не скатиться в чернушно-балаганное действие, - тоже стоит приложить усилий.
Но вот рассказать её так, чтобы даже те, кто великолепно знает чем всё кончится, - всё равно разинут рты в определенный момент и закроют их уже только почти в самом финале, - это уже талант, как ни крути.

Первая часть фильма - натуральная пост-апокалиптика. Или пред-апокалиптика. Или просто апокалиптика - не важно. Но когда Ной с семьей бродил выжжеными брошенными землями, и из грунта торчали трубы! С болтами!! Сваренные!!! Клянусь - это меня привело в восторг сразу - и я уж было подумал, что дальше будет еще сильнее в .этом отношении.

Арронофски меня наколол. Вторая треть фильма - натуральное дарк-фэнтези. В духе "Властелина колец".
Объясняю: по сюжету Ною помогают строить ковчег падшие ангелы. Точнее, это были серые ангелы. Они в свое время бросились на помощь людям, потерявшим Эдем (имеется в виду не  Адам с Евой, а вообще потерянное человечество, погрязшее в грехах) - и были покрыты грязью изменившегося мира. Из прекрасных светлых эфирных созданий они превратились в каменных уродов. Тем не менее, сберегших свою силу. И вот в результате определенных поворотов сюжета - эти падщие ангелы (их называют Неспящими) - начинают строить и защищать ковчег. Неспящие напоминали одновременно энтов из "Властелина колец" и роботов из небесного замка Лапута. Так что, я вполне понимаю чувства Ксюхи, которая никак не могла их идентифицировать :))

Надо отдать должное - битва за ковчег сделана шикарно. Сражение Неспящих с войском Тувалкаина - впечатляет. А уж финал этой битвы для Неспящих и того более.

Но всё, что происходило - было только прелюдией к мощной, и по-настоящему страшной, жуткой драме, которая исподволь начиналась еще в самом начале, а потом в один момент вдруг взорвалась, и в последней трети фильма - пребывания Ноя и его семьи на ковчеге - просто пригвоздила к месту. Фильм снова круто свернул в сторону по части жанра и превратился в психологическую драму высшего накала на тему религиозного фанатизма и истинной ответственности человека за то, что он делает в жизни. Своей и других.

Не буду спойлерить (никакого юмора - все знают, что происходило, но не знают как), скажу только, что поворот сюжета, действительно, как будто пришел из ранних романов Олди.
Кто такой Ной? Действительно ли с ним говорил Бог? Или он - сумасшедший религиозный фанатик, в действительности - забывший Бога, и решивший действовать за Него? Или же он - самый обыкновенный человек, поднявший неимоверно тяжелый груз - и, в конце концов, слетевший от этого с катушек? Или же...

Вот за то, что здесь можно поставить много вопросов: фильму стопроцентно респект.
И за то, что в какой-то момент мы начинаем ненавидеть героя Рассела Кроу - тоже респект.



За что ему нет респекта - так это за два момента. Два минуса, которые просто достали.
Во-первых, диалоги. Мама родная, там же по-человечески говорили только два человека - главный злодей и временами Илла, жена Сима.
Все остальные - говорят каким-то странным шекспировско-ветхозаветным слогом - который ну никак не хочет воспринимать слух. Особенно в той самой грандиозной последней трети фильма. Впрочем, может быть, всё дело в переводе.
А во-вторых, - финал фильма. После всего, что происходило на ковчеге - закончить так... Ну, не то, чтобы преступление, но, скажем так, - я ожидал более сильного финала. Он-то неплохой, в принципе. И в отношении героев - тоже объясним. И он - правильный финал, даже очень правильный. По канону. Но вот... думалось после всего, что Арронофски удивит до самого конца.

Не удивил.
Но ничего - все равно зрелище достойное, хоть и весьма неровное.



Об актерах не буду особенно распространяться, потому как такая концентрация по настоящему сильных лицедеев - не может по умолчанию испортить кино.

Рассел Кроу в роли Ноя - "отлично". Конечно, особенно тут было не развернуться, но из того, что было возможно - он выжал всё до конца.
Дженнифер Коннелли - прекрасна как всегда. И я понял, кого бы она могла сыграть. Из Коннелли получилась бы потрясающая Мария, мать Христа, если бы снять кино, к примеру, по романам Энн Райс.



А еще, смотря, на Кроу и Коннелли, думалось: и снова Алисии приходится бороться за Джона Нэша и спасать его от шизофрении :) Ну, как в "Играх разума" :)
Мужчины держат Мир, а женщины - мужчин, да...

А еще - неожиданно понравилась Эмма "Гермиона" Уотсон. Понравилась в том смысле, что я не видел в ней Гермиону, а только - Иллу. И за это девушке - отдельное аригато.



Резюмируя:
фильм непростой, рваный по смыслам и жанрам, "проблематичный" по части восприятия диалогов, отличный по визуализации, с совершенно неожиданным "неканоничным" :) поворотом и сильной драмой в последней трети.
Стоит ли смотреть? Скорее да, чем нет. Может быть, кому-то кино покажется скучным - фильм однозначно не для всех, и уж точно не для чистой воды (потопа :) удовольствия. Но с другой стороны, все-таки, не всякий раз увидишь такую трактовку библейского сюжета. Ну и, поклонникам Арронофски и Кроу, в любом случае, скучно не будет.

Previous post Next post
Up