http://www.modamaster.com.ua/interesno/handmade/184-2010-11-04-11-30-35 Для меня счастье - делать то, что хочешь
Краткая справка. Мария Шуб: художник-керамист, художник театра, кино и телевидения. Закончила Украинскую академию изобразительного искусства и архитектуры (Киев), мастерская Д.Д. Лидера, Киевский художественно-промышленный техникум, факультет керамики. Участие в теле-проектах в качестве художника-постановщика: «Кухня Даши Малаховой»,
«Давай одружимося», «Алло, гараж», «Королева чистоты», «Шоумания», «Здорова кухня», а также в более двадцати театральных постановках, анимационных и корометражных лентах. На счету Маши две персональные выставки и участие: «Шмукудун Души» и «Українська витинанка в сучасному погляді».
По профессии Маша Шуб - художник-постановщик театра и кино. А по жизни - очень разноплановый и энергичный человек, делающий одновременно несколько творческих вещей.
И у меня складывается ощущение, что именно таким образом - щупая, пробуя, эксперментируя - можно собрать воедино какие-то совершенно неожиданные пазлы, которые со временем склеиваются в уникальные концепции жизни и творчества конкретного человека.
Поэтому закономерно, что первый вопрос, который возник у меня к Маше,
- что для нее значит слово "самореализация".
Наверное, это баланс между детьми-семьей, деньгами и деланием ровно того, что хочешь. Мне важна каждая составляющая. Если провиснет хоть один сегмент - я не буду счастлива. Причем деньги обязательно профессией должны быть заработанные! Я считаю, что женщина должна состояться финансово на 100 процентов! Для меня - не очень комфортна ситуация зависимости.
А творчество… Вот то, что взбредет в голову - то и делать. Захотела петь
- иду и пою.
Захотела рисовать - иду и рисую.
Внутри у меня есть четкий водораздел - мое творчество и моя работа. Работа - это то, за что ты получаешь деньги. А как художник я никогда не стремилась сама свои работы толкать, продвигать… Я не особо участвую в выставках, и меня травмирует безумно вопрос оценивания своего творчества. Вообще - все эти оценивания - это проблема еще со школы…
- А если говорить о твоей профессиональной деятельности, что нравится
делать больше всего?
Собственно говоря, больше всего мне нравятся телевизионные проекты - это такое пространство, где художник-постановщик должен творить «здесь и сейчас». Возникают всякие внештатные ситуации, которые нужно решить очень быстро и принципиально. Вот сейчас - присобачить скотчем, прикрепить булавкой… все сидят в растерянности и не знают вообще, что с
этим делать… а ты такой - а вот! Это - своего рода экстрим - сделать быстро, красиво и сейчас. И, кстати, не факт, что качественно. А тут мне особенно классно - меня всю жизнь ругали, что я - неаккуратная, с детства.
И ты нашла применение своей неаккуратности! Это как раз тот случай -
не пытайтесь переделать себя - найдите себе применение.
К этому настолько трудно прийти было - это ж пилить себя сколько нужно было! А потом я поняла откуда это у меня. У меня просто скорость другая. И мне чаще важнее быстро, чем аккуратно. И вот, я нашла где это нужно. В моей профессии - это специфика производства.
Да, такие трансформации- они волшебные))) а у тебя ж еще и
мультики в арсенале есть.
Да, я была художником-постановщиком и в мультиках. Куклы - это вообще удивительный мир. С ними очень интересно - у меня даже складывается ощущение, что не ты их создаешь, а они рождаются сами…
А расскажи мне, плиз, о своих картинах. Как они тебе в голову
приходят?
- Мои картины - это текстильные коллажи. Все делаю без эскиза. И, как правило, сначала рождалась не картина, а я брала лоскутки - и шла от них. Старалась чувствовать, что они в себе несут. Мне всегда было очень тяжело лишнее потратить или выбросить, взять просто и жирно мазнуть, «жаление» материалов… А вот из лоскутков мне не страшно. Я брала - резала, пробовала, и, опять же, - это момент оценивания, что меня за это никто не отругает. Это можно, это - мусорочек, я из мусорочка себе все позволяю… Тряпушки, тряпушки, кусочки там…
И то же самое - мозаика. Моя мозаика - это скульптуры из битых чашек. Это - «Фантастичні Істоти». Все друзья уже знают, приносят битые чашки, передают обломочки… Люблю, когда оно поюзанное. У меня нет такого, что пошла специально купила мозаику и начала «мозаичить».
Кстати, у моего любимого автора Дины Рубиной есть рассказ «Я - офеня».А офеня - это человек, который ходил с тележкой и все это собирал «лужу-чиню-паяю», и Рубина говорит, что она - офеня от ремесла своего писательского - ходит и собирает обрывки, слова, впечатления, рассказы…
И мне это так созвучно, потому что я тоже, из «всего этого» свои штуки делаю. Я беру то, что уже никому не нужно, оно уже прожило жизнь, где-то пострадало, отжило свое.. А я его, типа раз нашла, увидела - и вдохнула в него новую жизнь.
Но зато, знаешь, какое счастье, когда я из этих битых чашечек скульптуру сделала, на даче возле входа поставила, - и дня нет, чтобы не заходили посмотреть люди с детками. Или, бывало, утром выходишь - а у тебя лежит пакетик с цветными полубитыми тарелками. Это действительно счастье, когда начинаешь делать то, что хочешь именно ты, а вокруг начинается движение, потому что это нравится еще кому-то. Кому-то от этого легче, и кто-то тоже хочет что-то делать. Понимаешь?
- Понимаю Раз коснулись темы скульптур и мозаики - ты что-то еще и про глину рассказывала…
- Да, я умею работать с глиной, во всех ее проявлениях. Сейчас руки дико хотят глины, и в данный момент сожалею, что нет особой возможности этим заниматься. Очень, кстати, благодарна своему техникуму - там нас очень многому научили. Школа действительно сильная была.
- А еще ж вытынанки есть…А как начала их делать?
Сама техника спонтанно пришла, а делать начала между Варькиным схватками. Как-то начала на последних денечках перед родами, а когда «отошла пробка» я как раз дорезала первые деревья Я потом за год - пока с Варей сидела - подготовила целую «вытынаночную» выставку - она в центре Курбаса была.
Ну, к деткам мы еще вернемся. Я знаю, что ты участвуешь и в музыкальном проекте. Расскажи, плиз.
- Захотелось петь для себя, как хобби.
А ты где-то училась?
Только музшкола детская. Для себя просто очень хотелось петь. У Оли Водяницкой - руководителя нашего коллектива /Звучи Дочи/ - собран украинский «автентычный» материал, обработанный, аранжированный. То есть полифонически разложенные украинские песни, но «приджазованные».
Материал очень интересный и особый. Поем акапельно.Мы, кстати, уже дважды - свой фестиваль делали - Звучи Фест.
А если попробовать опуститься чуть глубже - какие новые понимания и ощущения от жизни добавили занятия пением и нахождение на сцене в качестве артиста?
Ой, да тут несколько открытий сразу: я уже говорила, что мне как художнику трудно себя продвигать, а вот со /Звучи Дочи/ оно как-то совместилось, я теперь, выступая, смогла и свои работы параллельно выставлять, а во-вторых - я в очередной раз убедилась - насколько важно и ценно уметь что-то делать вместе. Вот, если взять нас всех по отдельности, - где-то не «дозвучиваем», где-то не дотягиваем… А если начинаем все вместе - оно как-то все на свои места становится, и
получается офигенно! Жаль, что у нас так часто в жизни бывает, что каждый думает, «шо він щас сам собі шось зробить». А я уверенна, что только объединившись, можно сделать что-то стоящее.
Ну и кроме этого - очень приятное ощущение, что мы все «выплеснулись», ведь все что-то делают в жизни другое, - профессиональный музыкант у нас только художественный руководитель - Оля Водяницкая. И для меня очень важно, что мы все себя показываем как индивидуальности. И последние костюмы, которые Оксана Гудзык нам пошила, - не имеют общей
линейки, мы там все разные.
А чего выбрала для себя украинские песни?
Материал очень понравился. Плюс мне онравится, что поем акапельно,
на 5-6-голосов.
Ничего себе! На 6 голосов?
И на восемь даже есть!
Click to view
Закономерно, что раз всплыл украинский материал, то хочется спросить
про этноидентификацию.
Вопрос этноидентификации - он для меня мелкий на самом деле, скорее - это застревание и самоограничение. То есть если ты говоришь, что ты - только «это» - ты себя ограничиваешь. Сначала - я человек, а потом уже все остальное. Все, что вокруг - я этим, безусловно, пользуюсь - земля, традиции - оно питает… Но для меня лично - это не может быть столпом
каким-то. Я себя идентифицирую не с национальностью, а с местом, наверное…Понимашь? Со вкусом, запахом, с людьми, со средой. Ну, и даже не со средой, потому что среда - очень серое, размытое понятие, а с конкретными людьми.
Кстати, по поводу этноидентификации - дерево жизни, которое я делаю в вытынанке - оно ведь есть у всех - оно же не национальное… Япония, Мексика, Италия, древняя Греция. Корни - как прошлое, столб - как настоящее и цветок - как потенциал. Вот и все!
А чему бы еще хотела научиться?
У меня не бывает такого, что я долго чего-то хочу. Если у меня возникает желание, я его тут же реализовываю. Но вот если так, в более далекой перспективе, то это - стекло и ювелирка.
А вот теперь вернемся к деткам. Я знаю, что у тебя их двое, и что обоих ты рожала не в роддоме.
Да, Варю (старшую) я рожала дома, а Дашу (ей сейчас 2,5 месяца) на даче.
А почему ты так решила?
Я очень давно работаю с детками - преподаю им рисование. И в какой-то момент я обратила внимание, что детки, которые были рождены в домашних условиях, - более свободные, не зашоренные в творческом смысле. Поэтому однозначно решила, что своих буду рожать только дома.
А роды принимали медики?
Нет, муж и акушерка, которая занимается домашними родами. Хотя в нашей стране это запрещено. А, скажем, в Голландии, Польше - пожалуйста.
Н-да…а если внештатная ситуация?
Внештатная ситуация, в первую очередь, у тебя в голове. И начинатьнужно с головы. И роды - такой процесс, который вскрывает все. Это - другое отношение к жизни. Серьезный очень момент. И если там чего-то не проработано, то получишь по башке, это точно! Я к домашним родам четыре года шла. Ну и, конечно, очень благодарна своему мужу. Мужчина очень
проверяется в родах. Иногда хочется вспылить по каким-то бытовым мелочам, а потом вспоминаешь эти самые ценные моменты - и все проходит само собой.
Говорят, что воспитывать нужно чужих детей, а со своими - нужно
просто жить. А как ты живешь со своими?
Специально действительно не воспитываю, а просто каждый день подкладываю что-то новое - краски, пластилин… это ближе к Монтессори - большое количество инструментов, которые находятся в зоне доступа, по принципу «а давай поделаем», а потом просто наблюдаю, как запустился процесс.
А что читаешь?
Чтение для меня - наркотик абсолютный. Читаю много и быстро, так что перечислять - это дело очень долгое
Но очень мне нравится Дина Рубина - я ее уже, кстати, ее упоминала.
Классику читаю - пьесы, и Горький и Чехов, потому что работаю с этим материалом.
Очень люблю читать дневники выдающихся людей. Также меня интересуют 20-е годы, как после революции творческие люди выживали, лишались всего, но не предавали себя. Почему они не делали выбор в пользу колбасы, хлеба и какого-то спокойствия. Не могли на это пойти! Вот этот момент слома, когда все искусство становилось «соцреализмом», - он для меня очень важен.
А какую-то философию-психологию читаешь?
Регулярно журнал «Психолоджиз». Обязательно.
Серьезно?
Конечно! Интересуюсь, потому что работая с детками, соприкасаюсь и с арт-терапией. А кроме этого - сама активно пользуюсь услугами психолога. Регулярно прорабатываю, например, Список Прощения. Я уже очень четко почувствовала, - если ты начинаешь что-то такое «чистить», двигаться, то мир тебе всегда помогает.
Да, это то, что называется «не позволяй душе лениться, чтоб в ступе
воду не толочь»… А сейчас - в смысле душевной работы - над чем трудишься?
То, над чем сейчас работаю - это осмысление своего женского начала и своего женского ресурса на каком-то другом, более глубинном уровне.
Долгое время, для того, чтобы состояться, мне, как личности и как художнику - очень часто приходилось применять мужские качества. И работать по мужскому принципу. Женщины надевают брюки и страдают гинекологическими проблемами. Да, они добиваются успеха, они эффективны, но они получают по башке, и я в том числе! Мы принимаем часто обществом навязанные стереотипы: первое - что всего нужно добиваться тяжелым трудом, и второе - в мужской силовой позиции: сама взяла - и сделала. Я только последние три года, благодаря большим проектам, учусь делегировать. Потому что вечно сам-сам-сам. Ты не профессионал, если ты не умеешь отпустить.
А именно самосознание своего женского начала помогло мне понять, что через женский ресурс я могу это все решать в триста раз эффективнее. Вот тебе метафоричный пример - спуск с горы, завал, камни - что будешь делать? Первая мысль, которая мне приходила раньше в голову - становиться и разгребать. Тяжело, долго, но я справлюсь! А ведь, справа от завалов - есть ручей. И в него можно лечь и поплыть. А камни - приедет бригада и все уберет! И если говорить метафорично о женском способе мышления и действия - то ручей справа есть всегда! Тупо - ложишься и плывешь, и он тебя выводит туда, куда нужно.
Так что самыми выдающимися результатами своей душевной работы - и
раньше и вот, сейчас, на новом уровне - являются, конечно же - две мои
доченьки
/Беседовала Маша Лосева
http://forum.learnart.eu/index.php?topic=2193.0