В далеком начале прошлого века, пока Россия занималась своими многочисленными революциями и построениями прекрасного солнечного будущего, уроженец Перми, петербургский студент и впоследствии культурный деятель Сергей Дягилев поехал показывать русское искусство Западу
Сто лет назад, 19 мая 1909 года, сцена театра «Шатле» в Париже впервые явила миру новый русский балет, который произвел подлинную революцию в этом жанре. Гениальная художественная интуиция и фантастическая творческая настойчивость Сергея Дягилева, высочайший уровень исполнительства и эмоционального откровения его труппы привели к тому, что русская хореография и театрально-декорационное искусство на несколько десятилетий стали эталоном вкуса, положили начало новой эпохе развития европейского балета и оказали колоссальное влияние на европейскую моду.
Первый же балетный сезон дягилевской труппы стал настоящей сенсацией - пресса писала "об открытии неведомого мира", о "революции" и начале новой эры в балете. Спектакли русских сезонов, по словам Жана Кокто, "привели в экстаз" публику и "потрясли Францию". Это было связано не только с выбором блестящих исполнителей и гениальной музыки. О декорациях и костюмах Л.Бакста, А.Головина, А.Бенуа, Н.Рериха говорили не меньше, чем о хореографии, так как Дягилев поставил на первое место костюмы и декорации.
Первые балеты, которые увидела Европа, были связаны с культурой русской и восточной - это «Павильон Армиды», «Половецкие пляски», «Пир», «Клеопатра», «Шехерезада», «Жар-птица» и ряд других. Тогда же и началась болезнь Европы всем русским, ориентальным, в целом экзотичным. Привыкшая к сдержанности, строгости и элегантности, Европа была сражена многообразием орнаментов, красок, материалов и техник, которые использовались в костюмах и декорациях.
Дом семьи Дягилевых современники называли «Пермскими Афинами» - там регулярно собиралась творческая интеллигенция, проводились литературные чтения и музыкальные вечера. Неудивительно, что, окончив юридический факультет в Санкт-Петербурге и получив параллельно музыкальное образование, Дягилев стал активно работать с искусством.
Знаковым событием стало создание творческого объединения «Мир искусства» и одноименного журнала. Участники объединения видели в искусстве инструмент осмысления и преображения мира, и, следовательно, оно было неразрывно связано с философией и религией. Более того, эта идея в будущем привела как раз к созданию «феномена» русских балетов - синтеза музыки, рисунка и хореографии. Объединение вело активную выставочную деятельность, а журнал пропагандировал как современное западное искусство, так и «реабилитировал» русское искусство прошлых лет. «Мир искусства» открыл русской публике финскую и скандинавскую живопись, активно сотрудничал с литераторами-символистами. Позже современники назовут заслугой журнала обновление и возрождение русской художественной культуры.
Журнал просуществовал с 1898 г. по 1904 г. благодаря частному меценатству, а затем императорским субсидиям.
Кощеево царство. Эскиз декораций А.Головина к балету "Жар - птица".
А.Головин: эскиз костюма Ивана-царевича для балета "Жар - птица".
Сценография А.Бенуа: 1911 год, Петербургские балаганы.
Сценография Н.Рериха: Князь Игорь.
Костюм половецкого воина выполнен по эскизу Н.Рериха.
Огромное впечатление парижской публики от "экзотических" балетов привело к возникновению новых стилей в массовой моде: увлечение востоком и экзотикой славянской культуры.
Л.Бакст: афиша для русских сезонов, 1910 год.
В сезон 1909 года публика рукоплескала "Клеопатре" и "Юдифи", "Половецким пляскам" и "Псковитянке"
Л.Бакст: 1909 год, эскиз костюма для Иды Рубинштейн, балет "Клеопатра"
Л.Бакст: эскиз костюма к балету Черепнина "Нарцисс".
В 1910 году успехом пользовались балеты "Шехерезада" и "Жар-птица". Несомненно, что эти постановки предварили "русский стиль", который войдет в моду в 1920-е годы.
Л.Бакст: эскиз костюма к балету "Шахерезада" 1910 год.
1910 год: костюм шаха Зеемана из балета "Шахерезада", выполнен по эскизу Л.Бакста.
Л.Бакст: "Шехерезада", эскиз костюма одалиски.
Особое влияние на моду 1910-х годов оказали театральные костюмы Л.Бакста. Он не только был соавтором балетмейстера, но и стал непререкаемым авторитетом в вопросах стиля и моды. Его виртуазные стилизации на тему костюмов разных эпох и народов, контрастные цветовые сочетания, причудливые орнаменты и детали вызвали рождение новой моды в костюме.
В костюмах Бакста нашли новое воплощение две тенденции, которые уже существовали в искусстве второй половины 19 века,- увлечение экзотикой Востока и античностью.
Л.Бакст: эскизы костюма евнуха для "Шехерезады".
В 1910 году весь Париж был взбудоражен премьерой балета "Шехерезада" - со сцены на зрителя обрушился настоящий "взрыв" ярких красок декораций и костюмов. Парижане были покорены пряными ароматами Востока, которые веяли от прозрачных тканей, расшитых золотом и серебром, турецких шароваров, тюрбанов с разноцветными перьями: "Поражал вызывающий контраст ярко-зеленых занавесей и оранжево-красной плоскости пола, устланного ковром. На зелени свисающих тканей сверкали золото и чернь персидского орнамента. Как пламя горел и желто-красный костюм главного евнуха, и оранжевые шаровары танцующих перед шахом одалисок..."
После "Шахерезеды" в парижских салонах вошли в моду низкие диваны со множеством подушек, их хозяйки начали носить чалмы с эгретами и юбки, напоминающие шаровары.
Михаил и Вера Фокины в балете «Шехерезада»
Жар-птица - Тамара Корсавина
Фотография Дениз Пуаре.
В этом спектакле балерины танцевали в костюмах без корсетов и с полуобнаженной грудью. В 1910-х годах под влиянием "Шехерезады" и других ориентальных балетов в моду вошли прозрачные ткани, большие декольте и открытые руки, что получило название "нагая мода".
Платье Поля Пуаре.
Эскизы Бакста были сразу же приобретены парижским Музеем декоративных искусств.Такое признание побудило Бакста в начале 1910-х годов обратиться непосредственно к женской моде - он рисовал эскизы для Дома "Пакен". Однако на этом поприще его ждало разочарование - его эскизы оказались слишком сложными, чтобы превратиться в обычные платья. Идеи Бакста использовали модные портные, главным образом Поль Пуаре, и они проникали в массовую моду.
Эскизы платьев Поля Пуаре.
Первое дефиле, устроенное Полем Пуаре : 1002 ночь.
Поль Пуаре: платье 1002 ночь.
Источник: Пожарская М.Н. "Русские сезоны в Париже", Ермилова Д.И. "История Домов мод".
http://www.liveinternet.ru/users/arin_levindor/post71330610/http://www.centre.smr.ru/win/orgs/vzor/01_1999/metelica.htmhttp://art.1september.ru/2002/12/no12_2.htm НИЖИНСКИЙ - КЛОУН БОЖИЙ
http://www.liveinternet.ru/showjournal.php?journalid=2981644&tagid=1567051