Работаю над своей книжицей, читаю всякие белогвардейские мемуары.
Наткнулся вот на интересное.
Профессиональные патриоты во все времена одинаковы, воистину!
Особенно - ПАТЕНТОВАННЫЕ патриоты.
...Патент на патриотизм был выдан с весны - не лично, конечно, генералом Врангелем, но просто фактически группе лиц, возглавлявшейся известным профессором Малаховым, господами Ножным и Бурнакиным - редактором "Вечернего слова".
Выход сотого номера этой газеты был отпразднован в обстановке, достойной столетнего юбилея. На эстраде кинематографа рядом с Бурнакиным восседали епископ Вениамин, обер-квартирмейстер ставки (тогда еще полковник - Дорман), начальники отделов политической части и печати, отделов, входивших еще в то время в состав штаба главнокомандующего. Вероятно, спустя месяц многие из этих "почетных гостей" дорого бы дали за то, чтобы вычеркнуть себя из списка присутствовавших, но есть, видно, вещи непоправимые, и всем им до конца пришлось выслушать рассуждения Бурнакина о том, что государственность для надежной защиты и охраны ее должно огородить частоколом, "сплошь утыканным головами" непокорных, а власть, созидающая оную государственность, "может быть с метлой, с песьей головой, но пусть это будет власть!". Комплименты относительно метлы и песьей головы сопровождались в порыве увлечения невольными жестами в сторону почетных гостей, часть которых мгновенно испарилась после этой замечательной речи. Публика же (простые смертные), сидевшая в креслах, вспоминала с грустью о постановках "Торжественного заседания, посвященного памяти Кузьмы Пруткова" в незабвенном "Кривом зеркале" и соображала, не во сне ли она видит на сцене клобук пастыря церкви. И действительно, ни в каком "Кривом зеркале" нельзя было вообразить постановки "патриотизма" более ловкой, чем это было проделано в кинотеатре "Ампир" на Большой Морской.
Ну, сегодня-то мастера художественного патриотизма и половчее постановку забабахать могут!
Click to view
Ещё ядрёнее, аж дух захватывает.
Но по сути - да, одно и то же. Тусуются на эстраде попы, буржуи и генералы, молитву Христову творят, благосклонно слушают добрые слова православного патриотического лидера мнений - об уничтожении всех несогласных и непокорных... Однако, жЫзненно!
Хотя и разница тоже есть.
Видать, в те давние славные года, во времена деникиных и врангелей, почтенная упакованная публика таки ещё имела хоть какие-то представления о порядочности. Потому "почётные гости" морщились и кривились, когда слышали со сцены рассуждения про пёсьи головы, мётлы, колы и прочую ботву. Типа, западло культурному человеку спокойно слушать подобную мракобесную дичь. Надо (хоть просто ради приличия) показать, что тебе такое не ндравится. Хотя бы брови изумлённо задрать, либо губы брезгливо скукожить!
Сейчас-то "почтенные-солидные-цивилизованные" господа не так разборчивы и менее привередливы: кушают "гойду" как миленькие, ещё и улыбаются, овации устраивают, добавки просят! Никто не думает рожу кривить или, тем более, протестовать...
Впрочем, выражать свой протест, спорить с оборзевшими черносотенцами никто из "почётных гостей" и в давние-славные врангелевские года тоже не стал - боязно...
Поморщиться, когда до "гойды" дело дошло - это одно, а вот протестовать - совсем другое... Патриотическое мероприятие всё-таки... Ещё решат, что ты не против "пёсьих голов" протестуешь, а против православного патриотизма в целом... Нехорошо получится... Не нанесёт ли всё сие вред сияющему РусскомуЪ МiруЪ? Да и патентованные патриоты разозлиться на тебя могут... А тебе ведь не хочется злить людей, которые с неподдельным задором и искренним увлечением о всяких там декапитациях рассуждают, о насаживании голов на колы etc.?
Вот-вот, спорить с такими крокодилами - себе дороже выходит. Молчание - золото!
Click to view
Кроме того, если начнёшь протестовать, то придётся уходить с мероприятия пораньше, не дождавшись банкета. А до банкета уйти неловко - ведь там много вкусного он ведь не простой, а благотворительный! Вся банкетно-буфетная выручка должна на гуманитарочку пойти. На амуницию для христолюбивого белого воинства, на лекарства для раненых и на прочие там берцы-тепловизоры. Сам бог велел ради такого дела потерпеть "гойду" немножечко. И терпели, терпели, многозначительно перемигиваясь по ходу пьесы и стараясь при первой же возможности незаметно улизнуть. Такие гордые, демократичные и прогрессивные господа-патриоты!
Всё по классике:
Толпа, толпа!.. С негодованьем
Я говорю: как ты тупа!
Не нищей черни, чуждой знаньям,
О нет! людей с образованьем
Пустая, темная толпа!
За козни злобные обмана,
За убыль смелой правоты,
За мрак ума в ответе - ты,
А не фигляры балагана.
Не будь тебя, для мест пустых,
Поверь, что даже лбы из меди
Не создавали бы таких
Непозволительных комедий.
Правда, много денег на поддержку белогвардейцев у Бурнакина и компании собрать не получилось, накладные расходы оказались больно высоки...
...Три четверти валового сбора пришлось израсходовать на: 1) печатание объявления о гулянии в газете Бурнакина - 52 800 рублей, 2) выступление Бурнакина в качестве оратора - 40000 рублей, 3) на выступления "других сотрудников" его редакции - (разные суммы), 4) помощнику распорядителя - 50000 рублей, 5) на угощение "ораторов" -245000 рублей и т. д.
52000 рубликов на то, чтобы дать в газете объявление о торжествах в честь юбилея этой самой газеты. Ещё сорок кусков - редактору той же самой газеты, который на юбилее своего детища речь толкнёт. (Не забесплатно же солидному, состоятельному, респектабельному человеку на сцену вылезать, позориться там, вопя про опричников и про насаживание голов на колья?) И если какой менее высокопоставленный сотрудник газеты тоже захочет патриотическую речь об уничтожении несогласных прочитать, ему тоже положить некислое денежное вознаграждение - за великое о Руси Святой ревнование. А потом пущай "ораторы" угостятся в буфете, от пуза. Вот, что значит православный предпринимательско-патриотичный дух!
Но кроме всего этого, как писал "Военный голос", некоторые цифры были удивительно странные. Так, например:
Доход по буфету - 852 585 рублей
Расход по буфету - 863 510 рублей
Выручили менее, чем затратили.
"Видно, - добавляла газета от себя, - что у буфета близко были "патриоты", оказавшие и ему должное внимание".
С чувством юмора у акул пера, подвизавшихся в "Военном голосе", всё в порядке было, однако.
Пропало у тебя добро - на кого думать? Думай на патриотов! Наверняка, это какой-то патриот твоему добру "должное внимание оказал".
Как завелось у вас однажды,
Так, видно, будет и вперед:
Хоть грабит патриот не каждый,
Но что ни вор, то - патриот.
Прям готовый анекдот.
Опубликование этого славного отчета с доходом, обозначенным в 5 729 410 рублей при расходе в 4 622 071 рублей, произвело необычайный эффект. Эффект усиливался еще тем обстоятельством, что "ораторы" выпили 27 ведер вина. (Подробности см. в № 62, 65 "Военного голоса", в "Великой России" и в других газетах.)
И ладно бы таким вот образом "чудил" только Бурнакин из "Вечернего слова".
Не в бурнакинском удалом патриотическом гулянии была главная беда, а в том, что вапче весь врангелевский (да и любой белогвардейский) Агитпроп являл собой точно такое же своеобразное, диковатое, непрерывное и очень-очень-очень дорогостоящее "гуляние":
Едва ли можно представить себе без особого полета фантазии те геометрические цифры, определяющие суммы расходов, в которых выражались траты на содержание всей этой ...равняйсь-прессы.
Сомнительно, чтобы дело ограничивалось одними миллионами, когда издания лишь одного Чебышева и через него устраивавшиеся поглощали единовременно миллионные ссуды.
Понятно, что патриоты, которым не досталось места за банкетным столом, оченно негодовали.
Они регулярно требовали разогнать "неправильных" патриотов и освободить места напротив тарталеток с икрой для патриотов "правильных". То есть для самих себя, любимых. Не ради любви к икре, разумеется, но токмо во имя Отечества!
По поводу случившегося "Военный голос", между прочим, писал:
"Неужели же все это нормально и допустимо - все эти и подобные благотворительно-патриотические безобразия? Надо положить предел почтенной деятельности некоторых "патриотов" и "благотворителей" и пора, давно пора расшифровать этих людей".
Ага, ага. Опять же, очень жизненно. В нашей богоспасаемой стране - Демократической Империи Тотального Добра и Патриотизма - тоже некоторых деятелей всё хотят и хотят "расшифровать", чуть не каждый месяц собираются, а воз и ныне там. Оно и понятно! Как ты "расшифруешь" человечка, у которого в кармане "патент на патриотизм" лежит? Это дело мудрёное! Тут уж смотри, как бы патентованные патриоты тебя самого не "расшифровали"!
Ещё одна цитатка из того же произведения того же автора, на дорожку:
В июне и в июле месяце я в своих "письмах из ставки" коснулся двух больных вопросов - реквизиций лошадей и раздевания пленных. В этой области особенно сильно чувствовались прошлогодние порядки и навыки. Замалчивать безобразия, чинившиеся здесь, было просто неразумно, не говоря уже о всяких моральных соображениях...
...Казалось бы, что разоблачение этих бесчинств совпадало со взглядами главного командования.
Но действительность не всегда оправдывала эти предположения.
Первой обратила свое полицейское внимание на появившиеся в "Военном голосе" строки, конечно, "Великая Россия".
Не решаясь открыто оспаривать бесспорные факты, эта газета поместила заметку о них, снабдив ее добавлением от себя, в котором выражалось возмущение по поводу клеветнических наветов большевиков на русскую землю. Заметке был придан характер обзора какого-то (неуказанного) органа советской печати.
Но это - мелочь.
Серьезнее уже другое. Тотчас после появления моих писем обер-квартирмейстер полковник Архангельский выразил генералу Залесскому свое крайнее неудовольствие по поводу "тона" газеты и некоторых статей, оскорбляющих достоинство армии и явно непатриотичных. Точно так же рассуждала и соответствующим образом действовала цензура.