(no subject)

Nov 10, 2013 00:57

Духовная прелесть

Духо́вная пре́лесть (от ст.-слав. лесть - ложь, обман) - в соответствии с православным вероучением, духовная болезнь человека, сопровождающаяся высшей и очень тонкой формой лести самому себе, самообманом, мечтательностью, гордыней, мнением о своём достоинстве и совершенстве. По учению святителя Игнатия (Брянчанинова), все люди находятся в прелести, а знание этого, по его словам, «есть величайшее предохранение от прелести». Он также заключает: «Величайшая прелесть - признавать себя свободным от прелести».


Церковью прелесть понимается как «повреждение естества человеческого ложью». Состояние духовной прелести характеризуется тем, что человеку кажется, что он достиг определённых духовных высот вплоть до личной святости. Такое состояние может сопровождаться уверенностью человека в том, что он общается с ангелами или святыми, удостоился видений или даже способен творить чудеса. В состоянии прелести человек очень легко принимает ЛОЖЬ, являющуюся, в соответствии со святоотеческим учением, следствием внушения, за истину.

Учение о духовной прелести и глубокое понимание такого состояния человеческого разума свойственно православному монашеству в течение всей его истории. Это учение изложено в трудах многих святых преподобных подвижников православной церкови, начиная ещё с раннего возникновения монашества. В частности, это учение развивалось в творениях преподобного Григория Синаита, святителя Каллиста I Константинопольского, блаженного Диадоха Фотикийского и др.

Для современного читателя оно особенно хорошо и ясно изложено в сочинениях святителя Игнатия (Брянчанинова), в которых он неотступно держался предания святых Отцов.

Важность учения о духовной прелести состоит в том, что в православной аскетике оно неразрывно связано с учением о молитве (особенно Иисусовой молитве). Духовная прелесть является основной опасностью, подстерегающей христианина (особенно монашествующего), приступившего к молитвенному подвигу.

Феофан, архиепископ Полтавский, так поясняет это утверждение св. Игнатия (Брянчанинова), выделяя «всеобщую прелесть» и «собственно прелесть»: «В кратких словах, отличие „всеобщей прелести“ от прелести в собственном смысле, на основании сказанного, может быть выражено так. Прелесть всеобщая есть забвение и нечувствие своей греховности. Прелесть собственно так называемая есть приписывание себе праведности, в действительности не существующей. А если кажется человеку, что имеет он праведность, то эта праведность не божественная, а бесовская, чуждая благодати Божией и смирения. В этом смысле и нужно понимать известное изречение аввы Пимена Великого: „Человека согрешающего и кающегося предпочитаю человеку не согрешающему и не кающемуся. Первый имеет мысль благую, признавая себя грешным, а второй имеет мысль ложную и душепагубную, признавая себя праведным“.

Выделяют три следующих вида духовной прелести:

  1. Мнение (самомнение) - когда человек мнит о себе нечто, будучи ничто. Симптомы: впавший в духовную прелесть присваивает себе достоинства, якобы данные Богом, и/или придумывает для себя несуществующие достоинства. (Например, по православному церковному учению человек не может иметь перед Богом сверхдолжных заслуг).
  2. Воображение - видение человеком внутри или вне себя того, чего на самом деле не существует. То есть в течение молитвы даёт волю блужданию своей фантазии на тему небесного и ложную сладость от этого занятия считает посещением благодати и любви Божией за своё усердие. В таком состоянии у человека могут быть зрительные, слуховые (например «голоса») и/или обонятельные галлюцинации. Также человек может впадать в эйфорию, сходную с наркотической. В формулировке профессора Кураева: «Человек, искусственно вызвав в себе некие психические переживания, приписывает их благодатно-благородным происхождением и почитает себя Боговидцем».
  3. Прямой обман человека, совершаемый демонами. В этом случае человеку могут быть реальные явления лже-«ангелов» и лже-«святых», то есть демонов, прячущихся за личинами ангелов и святых, дающих разнообразные советы, а также «помогающих» человеку в его делах. Также человек может слышать различные голоса, рекомендующие или даже требующие от него совершить некоторые действия, которые могут довести человека до прелести, сумасшествия или даже самоубийства.


Согласно православным канонам, вся католическая церковь впала в прелесть, так что истинными чудесами и святыми, (а так же мученниками и тд) не располагает, являясь шайкой душевно больных еретиков.

духовная прелесть, правда жизни, возможно вас заинтересует, история, болезни, любопытно, религия, ерунда, глупости

Previous post Next post
Up