Перед открытием выставки Panta Rhei Марат Шемиунов и Олег Каравайчук осматривают соседний зал в мемориальном музее-квартире семьи актеров Самойловых с экспозицией «Петербургский балет на рубеже и за рубежом XX века». Известный композитор неэстетичные бахилы надеть не захотел и ходит по музею в шерстяных носках. «Смотрите, Олег Николаевич, вы вот можете этот носок снять, и его поместят сюда, рядом с пуантой Анны Павловы», - говорит Марат Шемиунов. Музыка его творческого партнера и вдохновителя - неотъемлемая часть открывшейся сегодня выставки графических работ ведущего танцовщика Михайловского театра, на которой побывали НЕВСКИЕ НОВОСТИ.
Серия графических работ Марата Шемиунова Panta Rhei особенно восхитила японцев - символичностью, экспрессией и близостью к стилю точеной, резной каллиграфии. В Японии у Марата прошло уже шесть персональных выставок. В Петербурге выставка Panta Rhei проходит во второй раз, и в этот раз она дополнена видеорядом и работами петербургской фотохудожницы Светланы Тарловой. Название ей дали слова древнегреческого философа Гераклита «Все течет». Многие картины Марата Шемиунова продолжают ту же мысль: «Течет по диагонали», «Течет в круг», «Течет вниз против течения». Единственная фигура, родившаяся из-под кисти художника - портрет Олега Каравайчука. Он занимает главное место в экспозиции, а сам композитор - почетный гость на открытии выставки. «Нет, я тут играть не буду», - сначала говорит Олег Каравайчук, но пройти мимо инструмента не может: уже через несколько минут из соседнего зала раздается импровизация, на которую тут же сбегаются все гости. Минут десять, закрыв глаза, он упоенно играет, сочиняя и творя на ходу, потрясая всех спонтанным и неистовым творчеством, которое рождается прямо здесь и сейчас - акт творения Музыки, за которым можно наблюдать. Потом встает и молча выходит из зала. «Да это я разве играл? Это я так, проверял, настроен ли рояль, - отмахивается он от восторженных благодарностей за игру. - Я на двух нотках начал, и пошло и пошло дальше. Много для музыки не надо, вокруг этих двух нот можно все создать. А лучше бы этих нот и вовсе не было».
Творческий тандем Каравайчук-Шемиунов образовался в 2012 году и с тех пор прославился рядом перфомансов, последний из которых можно было увидеть в рамках «Манифесты 10». Скоро композитор поедет «озвучивать» Босха. Говорит, художник под него отлично смотрится. Впрочем, графика Марата Шемиунова под его музыку тоже смотрится отлично. Увидеть ее можно с 11 октября до 16 ноября в мемориальном музее-квартире семьи актеров Самойловых по адресу Стремянная улица, 8.
Текст: Евгения Авраменко
Фото: Евгения Авраменко / НЕВСКИЕ НОВОСТИ