Оригинал взят у
ext_40629 в
И.Зартайская "Я слышу" ("Серафим и София") Вышла российская детская книга, в которой говорится о нарушении слуха. Увы, на мой взгляд основное достоинство книги в том, что "на безрыбье и рак - рыба". Хочу не столько написать аннотацию или рецензию, сколько поделиться впечатлениями.
Сюжета в книге почти нет: слышащий мальчик Генка знакомится во дворе с другим мальчиком, Аликом, выдает ему очень длинный монолог о наболевшем (про собаку, которую ему не заводят, про брата, который сломал любимую машинку, про чтение с фонариком под одеялом, про спор с родителями по поводу будущей профессии, про тройку по математике), а потом, после продолжительного связного диалога, узнает, что тот ничего не слышит (приходит бабушка Алика, которая разговаривает с ним жестами и объясняет Генке, что внук потерял слух в третьем классе).
В послесловии автора объясняется, что в мире есть неслышащие люди, в том числе, дети, которые ничем не отличаются от обычных мальчиков и девочек: "...Только, возможно, друзья и внимание окружающих нужны им чуточку больше, чем остальным. Потому что не так-то просто жить одному в мире тишины".
Книга красочно иллюстрирована, на форзацах - дактильная азбука, на полях книги - картинки жестов.
Не знаю, какую цель преследовали автор и издатели; у меня возникло ощущение, что книга вообще не для детей (моим была не интересна) и не служит налаживанию коммуникации между слышащими и неслышащими детьми. Ситуация в книжной истории довольно специфичная: Алик - позднооглохший ребенок, утративший слух, когда речь была полностью сформирована. Но предполагаю, что даже с таким развитием речи очень сложно полностью считать с губ длинный монолог Генки. В любом случае, общение со слабослышащим, а тем более, глухим с рождения, ребенком - совсем другое дело, и для обоих не очень-то простое. Для того, чтобы общение удалось, на мой взгляд, важно акцентировать внимание на технической стороне коммуникации: не такой быстрый темп речи, как обычно, немного усиленная артикуляция, не очень сложные и длинные слова, ни в коем случае не отворачиваться, не закрывать лицо руками. Увы, жесты с иллюстраций понять крайне сложно: сопровождающие значки нигде не объясняются, да и вообще, картинки-то неподвижны, а жесты нестатичные. Дактильной азбукой неслышащие практически не разговаривают; максимум, в чем она поможет детям - познакомиться. Но наладить игру (тем более, сюжетную, полную абстракций) - вообще нет.
Ну, и к фразе про "одного в мире тишины" сразу очень хочется придираться. С одной стороны, согласна с автором: без друзей и общения, действительно, одиноко и плохо. Но тишина тут ни при чем. Более того, знаю слабослышащих, которые очень высоко ценят возможность "выключить" мир звуков, отключив слуховой аппарат: хочу - слышу, хочу - наслаждаюсь тишиной. Они даже жалеют людей с сохранным слухом, у которых такой возможности нет, и которым приходится постоянно слышать любые шумы :) . Школьники с нарушениями слуха, как правило, обучаются в спецшколах, и им там совсем не одиноко в мире жестовой речи. Проблема в том, что уж очень разные языки - русский, на котором разговаривают и пишут, и русский жестовый язык, на котором общаются люди с нарушениями слуха. И очень сложно наладить коммуникацию, не имея сильной мотивации это сделать. В то же время, жестовый язык может в ряде случаев пригодиться людям с сохранным слухом: в грохочущем вагоне метро, на шумной дискотеке, при разговоре через стекло электрички с провожающими. Он простой и логичный, очень быстро учится. Но желания познакомиться с ним поближе при чтении книги, увы, не возникает.
Ставлю теги: глухие дети, русскоязычное, младшие классы, особые дети.