С юности меня не оставляла равнодушной тема пермской деревянной скульптуры, пермских богов. Я даже в Пермь сьездила, чтобы посмотреть на них (хоть и прикрывалась мастер-классами по танцам). И когда пермских богов привезли в Питер, я, естественно, очень обрадовалась. И радовалась пока не побывала на выставке.
Кстати, если кто-то хочет там побывать - нужно спешить, выставка очень короткая - с 16 января по 10 февраля.
Начну с хорошего. Как арт-обьект выставка, несомненно, удалась. Мерч, когда волонтеры одеты в толстовки с изображением тернового венца. Сопровождение музыкальное, обработанное на компьютере пение. Полутьма и темные декорации, воспроизводящие те "темницы", в которых изначально сидели эти деревянные Христы. Камни, которые затрагивают даже не языческие, а первобытные стороны нашей души, зарытое глубоко-глубоко поклонение силам природы. Открывающая композиция, где Спас Полунощный сидит на фоне холодного, заснеженного, темного, зимнего леса.
Как арт-обьект выставка, несомненно, удалась. Она порождает много чувств, хаос мыслей, желание согреться и с кружкой кофе в руках подумать о страстях.
А вот как выставка, на которой можно посмотреть русскую деревянную скульптуру, эта выставка - полный мрак. Соответствующий черному цвету, доминирующему в оформлении.
На втором этаже, где скульптуры просто помещены в лабиринт из проволочных стен, все еще более-менее. Их можно увидеть. Можно рассмотреть. Ну да, темно, детали видно плохо, скульптура освещена только сверху и тускло, так что лики закрыты глубокими тенями, искажающими восприятие и не дающими увидеть работу мастера-скульптора. Ну да, экскурсоводы, чтобы что-то показать, вынуждены ходить с фонариками. Но это все мелочи, наверху скульптуру ВИДНО. Внизу все еще хуже. Там отобраны шедевры этой коллекции - 14 самых сложных, ярких и пронзительных образов Христа. Там та же темнота (ладно, глаза уже привыкли, и фиг с тем, что у людей в полутьме часто бывает "куриная слепота"), там скульптуры уже в нишах, по кругу не обойдешь (тоже мелочь вобщем-то). Но там за головой каждой скульптуры укреплен нимб из неоновой лампы, бьющий по глазам резким белым светом. Лик Христа после этого не виден. От слова "вообще".
Воистину, мрак.... Христос в темнице. А можно в следующий раз, если такую уникальную коллекцию будут использовать как арт-обьект, ее после этого покажут в "традиционном" ключе? Для ретроградов, которые хотят видеть и рассматривать произведения искусства, наслаждаться ими, а не только потягивать кофе среди хаоса мыслей о страстях.